город Ростов-на-Дону |
|
14 августа 2017 г. |
дело N А32-4638/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСМОЛОКО" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-4638/2017, принятое судьей Нигоевым Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСМОЛОКО" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РУСМОЛОКО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания о:
- признании действий Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания по отбору проб молочной продукции неправомерными;
- признании доказательств, на которых основаны срочные отчеты N 01429 от 10.11.2016, N 01430 от 10.11.2016, N 1470 от 30.09.2016, N 1724 от.21.11.2016, полученными с нарушениями действующего законодательства;
- признании недействительными срочных отчетов N 1470 от 30.09.2016, N 1724 от 21.11.2016 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, представленных Управлению Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея;
- признать недействительными срочных отчетов N 01429 от 10.11.2016, N 01430 от 10.11.2016 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, представленные Управлением Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество не доказало чем оспариваемые действия административных органов нарушают его права или законные интересы сфере экономической деятельности, а также не указало, каким оно видит способ восстановления его нарушенных прав и интересов в случае удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что у Управления Россельхознадзора отсутствовали полномочия по проведению проверки контроля качества готовой молочной продукции. Также полагает, что при проведении исследований была нарушена методика определения растительных жиров в сливочном масле.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея указало на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения. Просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с 16.09.2016 проводилась проверка ООО "Чинар", с 13.10.2016 - внеплановая выездная проверка ИП Вартановой О.Н.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания с 02.11.2016 проводилась плановая проверка ИП Ахметова М.М.
В ходе проверки, проводимой в отношении ООО "Чинар", 16.09.2016 должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, по обращению владельца перемещаемого (перевозимого) объекта, были отобраны образцы пробы масла сливочного Крестьянского, 72,5%, производитель "Русмолоко".
В ходе проверки, проводимой в отношении ИП Вартановой О.Н., 14.10.2016 должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в порядке планового контроля и наблюдения, были отобраны образцы проб масла сливочного Крестьянского "Русмолоко", 72,5%, производитель "Русмолоко".
В ходе проверки, проводимой в отношении ИП Ахметова М.М., 02.11.2016 должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания, в порядке планового контроля и наблюдения, были отобраны образцы проб масла сливочного Вологодского, 72,5%, масла сливочного Традиционного, 82,5%, производитель ООО "Русмолоко".
Указанные образцы (пробы) были направлены для проведения лабораторных исследований, с целью исследования на стерины.
По результатам исследований было установлено, что масло сливочное Крестьянское 72,5% и масло сливочное "Крестьянское" Русмолоко, 72,5%, масло сливочного Вологодского, 72,5%, масла сливочного Традиционного, 82,5%, производитель ООО "Русмолоко" не соответствует требованиям, указанным в ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия". В жировой фазе исследуемого образцов масел выявлены растительные жиры, превышены допустимые уровни содержания метиловых эфиров жирных кислот.
Срочные отчеты от 30.09.2016 N 1470, от 21.10.2016 N 1724, от 10.11.2016 N 01429, от 10.11.2016 N 01430 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, были направлены территориальными органами Управлением Россельхознадзора в Прокуратуру города Пятигорска.
Не согласившись с результатами лабораторных исследований, а также действий административных органов по отбору проб, общество оспорило их в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) или решения государственного органа незаконным необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, на данную службу возложен государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.13 Раздела II Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами, безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, в соответствии с которым сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты (код ТН ВЭД 0405) отнесены к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 116 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)", отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории таможенного союза, может осуществляться по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе, в том числе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории таможенного союза.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 утверждено Положение о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, согласно пункту 5 которого мониторинг на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.
Как следует из распоряжений о проведении внеплановых выездных проверок юридических лиц (л.д. 72-77) правовым основанием для проведения проверок являлся, в том числе, Приказ Россельхознадзора от 31.12.2015 N 993 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2016 год".
Пунктом 3 указанного Приказа обязанность по отбору проб подконтрольной продукции отечественного происхождения возложена на инспекторов территориальных управлений Россельхознадзора. Подпунктом "а" пункта 116 Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденному Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 09.10.2014 N 94 (далее - Положение N 94) установлено, что отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 02.04.2008 N 189 "О регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства", в соответствии с Положением о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 157, в целях формирования государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства, утвержден Регламент предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства согласно приложению.
Пунктом 1 названного Регламента установлено, что в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в обязательном порядке включается, в том числе, срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных и санитарных правил и норм (Форма 4-вет-В) по России, субъектам Российской Федерации, федеральным округам в течение 12 часов после установления диагноза или получения информации (раздел V, строка 29 приложения к Регламенту). Данные сведения представляются районными, межрайонными, зональными ветеринарными лабораториями, диагностическими отделами в течение 12 часов после получения положительного результата ветеринарными лабораториями субъектов РФ или межобластными ветеринарными лабораториями. Срочные отчеты о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных и санитарных правил и норм, размещаются в АС "Сирано" (система раннего оповещения), которая разработана Россельхознадзором в целях обеспечения принятия мер реагирования, эффективности и завершенности мер ветеринарного надзора и контроля.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об отсутствии у территориальных органов Россельхознадзора полномочий по отбору проб сливочного масла в рамках проведенных проверок в отношении ООО "Чинар", ИП Вартановой О.Н., ИП Ахметова М.М., подлежат отклонению, как несоответствующие положениям действующего ветеринарного законодательства.
Доводу общества о нарушении методики исследования отобранных образцов продукции на предмет наличия растительных жиров судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из срочных отчетов от 30.09.2016 N 1470, от 21.10.2016 N 1724 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм (л.д. 33, 35) исследование отобранных проб производилось согласно методике, предусмотренной ГОСТом 31979-2012 "Межгосударственный стандарт. Молоко и молочные продукты. Метод обнаружения растительных жиров в жировой фазе газожидкостной хроматографией стеринов". Проведение исследований на наличие метиловых эфиров жирных кислот в сливочном масле согласно ГОСТ 31665-2012 и ГОСТ 31663-2012 не свидетельствует о нарушении методики определения наличия стеринов в массовой доле жирных кислот, поскольку применение данных методов позволяет расчетным путем определить процентное соотношение стериновых кислот к иным метиловым эфирам жирных кислот. Кроме того, пункты 5.3.1. и 5.3.3. ГОСТа 31665-2012 содержат прямое указание на распространение его требований на масло из коровьего молока. Доказательств искажения результатов лабораторных исследований и их недостоверности обществом не представлено.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что в спорный период проверок в отношении общества не проводилось, а отбор проб сливочного масла являлся мерой по реализации территориальными органами Россельхознадзора государственной программы мониторинга безопасности подконтрольной продукции, в пределах установленных законом полномочий.
В связи с чем суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушенных прав и законных интересов общества, подлежащих защите в споре по настоящему делу, поскольку стадия отбора проб является началом проведения процедурных действий по проверке и выявлению всех обстоятельств соблюдения хозяйствующими субъектами установленных законом требований. В рассматриваемом случае оспариваемые действия административного органа по направлению срочных отчетов не могут расцениваться как нарушающие права и законные интересы общества в его предпринимательской деятельности. Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-4638/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4638/2017
Истец: ООО "РУСМОЛОКО"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республтке Северная Осетия-Алания, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Краснодаркому краю и Республике Адыгея