г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А40-227171/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.
судей Веклича Б.С., Лящевского И.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 мая 2017 года по делу N А40-227171/16, принятое судьей Смысловой Л.А. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Гольфстрим XXI-1" (ОГРН 1047796595571) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) об урегулировании разногласий, между ООО "Гольфстрим XXI-1" и Департаментом городского имущества г. Москвы, возникших при заключении дополнительного соглашения от 14.09.2016 г. к договору N 01-00286/06 от 10.03.2006 г.
при участии в судебном заседании:
от истца: Третьяк Е.В. по доверенности от 09.11.2016 г.;
от ответчика: Блистанова А.А. по доверенности от 13.10.2016 г.;
Общество с ограниченной ответственностью "Гольфстрим XXI-1" обратилось в суд города Москвы с требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 14.09.2016 к договору N 01-0028/06 от 10.03.2006 года, а именно:
Пункт 2 Дополнительного соглашения изложить в редакции: "С 14.09.2016 в соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", п.1 и 2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений находящихся в имущественной казне города Москвы" а так же п.5 и 19 Приложения N1 к Постановлению Правительства Москвы о 25.12.2012 N809-ПП, установить ставку арендной платы за 1 кв м. в год равной 3 500 руб. 00 коп. (Три тысячи пятьсот рублей 00 коп.) без учета НДС".
Подпункт 2.4. пункт 3 Дополнительного соглашения, изложить в следующей редакции: "Если Арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока действия настоящего договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В этом случае Арендодатель вправе в любое время отказаться от договора, письменно уведомив об этом Арендатора за 3 (три) месяца с указанием даты освобождения объекта аренды. При этом Арендатор обязан не позднее указанной даты вернуть объект аренды Арендодателю в порядке, установленном в разделе 3 настоящего договора."
Подпункт 6.2 дополнительного соглашения изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы изменяется Арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения ставок арендной платы, устанавливаемых полномочным органом государственной власти г. Москвы, без согласования с Арендатором и внесения соответствующих изменений в договор. В этом случае направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным сторонами с даты, указанной в соответствующем нормативно-правовом акте.
В арендную плату не включены:
- плата за пользование земельным участком, на котором расположен объект аренды или
соответствующей долей в земельном участке;
- плата за эксплуатационное обслуживание, а также плата за пользование общим
имуществом собственников помещений здания (сооружения);
- плата за предоставляемые коммунальные услуги"
Исковые требования заявлены на основании ст. ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с ссылкой на то, что предлагаемые ответчиком размер ставки арендной платы противоречит действующему законодательству, редакции остальных пунктов также нарушают права и законные интересы истца.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2017 года разногласия сторон, возникшие при заключении дополнительного соглашения урегулированы и приняты в редакции арендатора.
С решением суда не согласился Департамент, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Департамента полностью поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Истец с решением суда согласен, просил оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 10.03.2006 между истцом - Обществом с ограниченной ответственностью "Гольфстрим XXI-1" (Арендатор) и ответчиком-Департаментом городского имущества (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности г. Москвы N 01-00286/06.
Согласно п.1.1 договора, на основании договора аренды от 28.082003 г. N 01- 00796/03 и протокола соглашения от 01.06.2005 Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение) общей площадью 243,50 кв.м. расположенный по адресу г. Москва, Климентовский переулок дом 6.
Объект аренды передается в аренду под реализацию уставной деятельности.
Истец является субъектом малого предпринимательства, осуществляет медицинскую деятельность, что подтверждается лицензиями на осуществление медицинской деятельности, которые представлены в материалы дела.
Согласно п. 2.1. срок действия договора аренды устанавливается с 01.01.2006 г. по 31.12.2012 год. Дополнительным соглашением от 17.06.2010 г. стороны пришли к соглашению внести изменения в части арендуемой площади- 240 кв.м. (1 этаж пом.1, комн. 1-20и 22-24). Дополнительным соглашением от 24.07.2013 г. стороны увеличили срок аренды до 30.06.2015 г.
В адрес истца 09.06.2016 от ответчика поступило письмо N ДГИ-11-24297/16 с предложением обратиться к ответчику с заявлением о подписании дополнительного соглашения в части продления срока действия договора. Истец 05.07.2016 с целью заключения дополнительного соглашения к договору аренды обратился в Департамент городского имущества с соответствующим заявлением, регистрационный номер 33-5-100027/16-(0)-0.
Департамент городского имущества 26.07.2016 письмом N 33-5-100027/16-(1)-0 сообщил о приостановлении оказания государственной услуги в связи с проведением оценки рыночной стоимости объекта аренды.
Письмом от 28.07.2016 исх. N 25 истцом указано на то обстоятельство, что истец является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем имеет право на имущественную поддержку в части установления арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м. в год на срок до 30.06.2016 г.
15 сентября 2016 года письмом N 33-5-100027/16-(2)-0 Департамент направил в адрес истца проект дополнительного соглашения к договору, в котором изложил п.2, подпункт 2.4. и подпункт 6.2 в следующей редакции:
Пункт 2 в следующей редакции: "с 14.09.2016 установить ставку арендной платы за 1 кв.м. в год равной 26318.00 руб. (двадцать шесть тысяч триста восемнадцать руб. 00 коп.) без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды"
Подпункт 2.4. пункт 3 в следующей редакции: "Если Арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока действия настоящего договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В этом случае Арендодатель вправе в любое время отказаться от договора, письменно уведомив об этом Арендатора за 30 (тридцать) дней с указанием даты освобождения объекта аренды.
При этом Арендатор обязан не позднее указанной даты вернуть объект аренды Арендодателю в порядке, установленном в разделе 3 настоящего договора."
Подпункт 6.2 в следующей редакции: "В случае изменения условий размера порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты указанной в нормативном акте.
В арендную плату не включены:
- плата за пользование земельным участком, на котором расположен объект аренды или
соответствующей долей в земельном участке;
- плата за эксплуатационное обслуживание, а также плата за пользование общим
имуществом собственников помещений здания (сооружения);
- плата за предоставляемые коммунальные услуги"
Данное дополнительное соглашение подписано истцом с протоколом разногласий от 11.10.2016 г. в отношении пунктов 2, 2.4. и 6.2., с остальными условиями проекта Дополнительного соглашения истец принял в редакции предложенной Департаментом.
Письмом от 19.02.2016 N 33-5-100027/16-(4)-0 Департамент сообщил об отказе от подписания дополнительного соглашения в редакции протокола разногласий.
В соответствии с п.2 ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Предметом рассматриваемого иска является урегулирование разногласий между сторонами, возникших на стадии заключения дополнительного соглашения к договору аренды.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу граждан и юридических лиц в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Переоформление договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, которые распространяются как на имущество, еще свободное от каких-либо обязательств, так и обремененное ими, и применяются к любым сделкам, влекущим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 г. N 108-ФЗ.
Так, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядокраспоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы (пункты 3, 4 статьи 20, статья 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статья 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", статья 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Порядок передачи объектов недвижимого имущества города Москвы во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, а также порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается Правительством Москвы (пункт 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы", пункт 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", статья 21 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП).
Пунктом 1.1 постановления предусмотрено, что с 1 октября 2013 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно пункту 1.3.1 пункта 1.3 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области, в том числе, социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания").
Согласно пункту 2.1 постановления N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства, указанным в пункте 1.3 настоящего постановления, при условии получения субъектом малого предпринимательства заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 октября каждого года решения о применении ставки арендной платы.
Пунктом 2.4 постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне г. Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Постановление N 800-ПП опубликовано от 28 декабря 2012 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, т. 1.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (в редакции от 29.10.2013 N 710-ПП, от 23.12.2013 N 869-ПП, от 01.07. N 364-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 15.04.2013 N 236-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП, от 29.10.2013 N 710-ПП, от 01.07. N 364-ПП).
Согласно указанным нормативным актам субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п.1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы").
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Департамента о неправомерности судебного акта первой инстанции не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется. Возражений также не заявлено.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных в дело документов, решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону и отмене не подлежит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2017 года по делу N А40-227171/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227171/2016
Истец: ООО "Гольфстрим XXI -1", ООО "Гольфстрим ХХ1-1"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы