г. Москва |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А41-5006/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Миришова Э.С., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Душкиной Ю.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дмитровтеплосервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.17, принятое судьей Левкиной О.В. по делу N А41-5006/17 по исковому заявлению ООО "Дмитровтеплосервис" к ТСЖ "Подкова" о взыскании долга по договору поставки энергетических ресурсов и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в заседании:
от истца - Бургановская Ю.В. по доверенности от 23.06.2017;
от ответчика - Кузнецов Е.И. по доверенности от 30.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дмитровтеплосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к товариществу собственников жилья "Подкова" (далее - ответчик) о взыскании долга по договору поставки энергетических ресурсов от 01.01.2014 N 302/1471 за период апрель, май, август 2016 года в размере 1 583 346,46 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 152 775,18 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2017 требования ООО "Дмитровтеплосервис" удовлетворены в части взыскания 1 263 239,43 руб. долга по договору от 01.01.2014 N 302/1471 и 70 523,11 руб. неустойки за просрочку платежа; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Дмитровтеплосервис", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что решение суда первой инстанции оспаривается только в части отказа в удовлетворении требований.
До начала судебного заседания лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, что 01.01.2014 между ООО "Дмитровтеплосервис" (теплоснабжающей организацией) и товариществом собственников жилья "Подкова" (абонентом) заключен договор N 302/1471 поставки энергетических ресурсов: тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды.
Факт надлежащего исполнения истцом обязательства теплоснабжающей организации по поставке энергетических ресурсов в апреле, мае и августе 2016 года не оспаривается ответчиком, подтвержден подписанными сторонами без разногласий актами выполненных работ, счетами-фактурами, содержащими данные о количестве поставленных энергетических ресурсов и их стоимости.
Между сторонами не имеется разногласий по тому вопросу, что объем поставленного ресурса должен определяться расчетным методом, поскольку показания приборов учета, как неисправных, не могли быть использованы при расчете объема ресурса.
Согласно пункту 3.1 договора учет энергетических ресурсов, потребленных абонентом, осуществляется по приборам учета, установленным в соответствии с требованиями нормативных актов, при отсутствии приборов учета или их неисправности:
расход тепловой энергии определяется расчетным способом по проектным нагрузкам абонента, определенным согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12.08.2003, исходя из нормативной температуры наружного воздуха;
расход горячей воды определяется в объеме заявки абонента, согласованной с теплоснабжающей организацией, исходя из численности лиц, пользующихся горячей водой и утвержденных норм водопотребления.
ООО "Дмитровтеплосервис" произвело расчет потребленного в период апрель, май, август 2016 года ресурса по условиям договора согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12.08.2003.
Однако расчет истца правомерно признан судом первой инстанции несоответствующим нормам действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 354 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, то есть с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Показания индивидуальных приборов учета применяются в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг со дня вступления в силу Правил N 124, которое содержит требования о применении в расчетах показаний индивидуальных приборов учета согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "Формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета".
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает: у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды, члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является взыскание задолженности по договору поставки тепловой энергии за период апрель, май, август 2016 года, в который приборы учета были неисправны, что не оспаривается сторонами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), при не совершении ресурсоснабжающими организациями действий по оснащению домов приборами учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 01.06.2013 размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в деле N АКПИ12-604, управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Данная правовая позиция положена в основу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13, определившего необходимость применения судами Правил N 124.
Поставка тепловой энергии в горячей воде осуществлялась в многоквартирный дом, прибор учета в котором был неисправен в спорный период.
Согласно пункту "е" пункта 21 Правил N 124 объем поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, расчет поставленного объема коммунального ресурса, произведенный истцом согласно пункту 3.1 договора по методике Госстроя России от 12.08.2013, несостоятелен.
Однако ответственность товарищества "Подкова" за нарушение сроков платежа за поставку коммунальных ресурсов не может быть в большем размере, чем это установлено нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с представленными в материалы дела счетами-фактурами и актами выполненных работ за апрель, май и август 2016 года объем тепловой энергии и стоимость составили следующие показатели 852,440 Гкал на сумму 2 073 346,75 руб.
Счета-фактуры и акты выполненных работ не содержат информации какое количество тепловой энергии предоставлено истцом на отопление, а какое для приготовления горячей воды в индивидуальном тепловом пункте.
Исходя из распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 12.05.15 N 49-РВ "Об утверждении Методики определения норм потребления тепловой энергии, водопотребления и водоотведения муниципальными учреждениями Московской области" и строительных норм и правил СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", утвержденных постановлением Госстроя России от 11.06.1999 N 45, продолжительность отопительного периода в Московской области составляет 216 суток, что соответствует 7-ми календарным месяцам с октября по апрель.
Истец в спорные периоды (апрель, май, август 2016 года) предоставлял тепловую энергию на отопление, только и апреле 2016 год, так как май и август 2016 года не относятся к месяцам отопительного периода. Об оказании коммунальной услуги по отоплению только в апреле 2016 года также указывает и то, что объем тепловой энергии за апрель 2016 года в сравнении с маем и августом 2016 года значительно больше.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Большевистская, д. 20, в апреле 2016 г. отсутствовал общедомовой прибор учета тепловой энергии, поставленный на коммерческий учет, соответственно, объем тепловой энергии, поставленный для отопления, должен определяться по нормативу потребления.
О необходимости определения размера платы за отопление по нормативу потребления при отсутствии общедомовых приборов учета следует из пункта 42.1 Правил от 06.05.2011 N 354, пунктов 19 и 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 2.3 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления для Московской области" установлено, что до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 17.12.2007 N 6073-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" (пункт 1.2), норматив потребления тепловой энергии в месяц па отопление 1 кв.м обшей площади жилых помещений - 0,0155 Гкал/кв.м.
Действие норматива потребления тепловой энергии, согласно указанному постановлению, с 01.01.08 по 31.12.08, однако пунктом 14 Правил N 306 от 23.05.06 установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
Учитывая приведенные выше распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и положения Правил N 306 от 23.05.06, на территории Дмитровского муниципального района Московской области действует норматив потребления тепловой энергии в месяц па отопление 1 кв.м общей площади жилых помещений - 0,0155 Гкал/кв.м так как принятие новых нормативов в течение трехлетнего периода невозможно, а нормативно-правовые акты, ограничивающие применение данного норматива или устанавливающие новый норматив, отсутствуют.
Истец в апреле 2016 года определял объем поставленной тепловой энергии на отопление по проектным нагрузкам, согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12.08.2003, что является неправомерным, так как объем поставленного ресурса следовало рассчитывать по нормативу потребления, как того требуют нормы законодательства.
Изложенная правовая позиция подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 N 307-ЭС14-3202, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08, от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 27.07.2010 N 3779, постановления Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2015, N Ф05-16256/14 по делу N А40-68506/2014, от 21.02.2014 N Ф05-17920/13 по делу N А40-149023/2012).
Согласно пункту 42.1 Правил N 354 от 06.05.2011 при отсутствии коллективного (общедомового) размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Исходя из пункта 2 приложения 2 к Правилам N 354 от 06.05.2011, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии изложен в подпункте "а" пункта 19 Правил N 307 от 23.05.2006 (в редакции действовавшей на 30.06.2016) и подпункте 1 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 от 23.05.2006 (в редакции действовавшей на 30.06.2016).
В соответствии с контррасчётом ответчика объем тепловой энергии, потребленной для отопления, рассчитанный по нормативу потребления, за апрель 2016 г. составляет 358.622 Гкал, а стоимость - 866 914,18 руб.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дмитров, ул. Большевистская, д. 20, отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
Истец поставляет ответчику тепловую энергию, которая в индивидуальном тепловом пункте нагревает приобретенную ответчиком у ООО "Эко-Жилком" холодную воду до необходимой температуры, в целях обеспечения жильцов горячим водоснабжением по внутренним сетям ответчика. Тепловая энергия, поступившая в индивидуальный тепловой пункт, возвращается обратно, без отбора ответчиком.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 от 14.02.2012 объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяется за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Названные Правила N 124 от 14.02.2012 являются обязательными для отношений между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья, вне зависимости от включения в договор условия о применении данного нормативного акта либо предусмотренной им формулы для расчета коммунального ресурса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 54 Правил N 354 от 06.05.2011 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Объем (количество) коммунального ресурса (тепловой энергии) определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (абзац 5 пункта 54 Правил от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с контррасчётом (приложение N 2 к отзыву на исковое заявление), объем тепловой энергии, использованной при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, составил:
за апрель 2016 года - 120,731 Гкал, стоимостью 291 848,84 руб.;
за май 2016 года - 120,882 Гкал, стоимостью 292 213,85 руб.;
за август 2016 года - 121,301 Гкал, стоимостью 302 262,85 руб.
Следует отметить, что действующее законодательство и Правила N 124 от 14.02.12, Правила N 354 от 06.05.11, не запрещает проведение перерасчета, прямой запрет отсутствует, в том числе, при рассмотрении спора в суде.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2015 N 307-ЭС15-8605, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2015 N Ф05-7280/15 по делу N А41-13484/2014, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2015 N Ф07-437/15 по делу N А42-8108/2014, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2016 N Ф03-3969/16 по делу N А24-3902/2015.
Представленный ответчиком контррасчет объема поставленного в апреле 2016 года коммунального ресурса, отопления, в размере 1 263 239,43 руб., произведенный на основании пункта 42.1 Правил N 354, а также поставленного коммунального ресурса по горячему водоснабжению, в период апрель, май, август 2016 года, произведенный на основании абзаца 2 пункта 54 Правил N 354, подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего вопросы поставки и оплаты тепловой энергии при отсутствии (неисправности) приборов учета.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 152 775,18 руб.
Ответчик, являясь товариществом собственников жилья, в целях обеспечения коммунальными услугами собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Большевистская, д. 20, заключил с истцом договор, предметом которого является поставка тепловой энергии для целей предоставления отопления и горячего водоснабжения.
За неоплату в срок тепловой энергии истец предъявил ответчику проценты, размер которых рассчитан по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пункты 10, 11, 14 части 1 статьи 4 ЖК РФ устанавливают, что жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за коммунальные услуги, а также ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В силу статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок определения коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства, а Жилищный кодекс Российской Федерации, как специальный закон, имеет преимущественное действие в жилищных правоотношениях.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного размера пеней не допускается.
Предусмотренные указанной статьей пени по своей правовой природе являются законной неустойкой (статья 332 ГК РФ), увеличение размера которой запрещается частью 14 статьи 155 ЖК РФ, что следует буквально.
Исполнитель коммунальных услуг (ответчик) за несвоевременную или неполную оплату коммунальных ресурсов не может нести ответственность в большем размере, чем предусмотрено законодательством для конечных потребителей этих услуг (жильцов), поскольку действует без собственного экономического интереса.
В силу приведенных норм жилищного и гражданского законодательства к исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 3993/12.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что не допускается увеличение размера неустоек, установленных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременное и/или неполное внесение платы за коммунальные услуги.
Проценты в сумме 152 775,18 руб., рассчитанные истцом исходя из ключевой ставки, противоречат нормам жилищного и гражданского законодательства.
По контррасчету ответчика сумма процентов, рассчитанных по одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, составила 70 523,11 руб.
Соответственно, расчет неустойки в размере 70 523,11 руб., представленный ответчиком, соответствует требованиям закона и является правильным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании суммы основного долга лишь в размере 1 263 239,43 руб. и взыскании неустойки за просрочку платежа в размере 70 523,11 руб.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2017 года по делу N А41-5006/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО Дмитровтеплосервис" госпошлину в доход федерального бюджета в размере 3 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5006/2017
Истец: ООО "ДМИТРОВТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: ТСЖ "ПОДКОВА"