Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2018 г. N Ф01-5685/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А31-4564/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новоселовым И.Л.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - администрации городского округа город Кострома Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2017 по делу N А31-4564/2016, принятое судом в составе судьи Сайгушевой Л.В.
по иску администрации городского округа город Кострома Костромской области (ИНН: 4401012770; ОГРН: 1024400534619)
к Комитету имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области (ИНН: 4414006318; ОГРН: 1024402237012)
(третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов", Комитет городского хозяйства администрации города Костромы, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Костромская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, муниципальное казенное учреждение города Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству", администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области)
о понуждении принять земельный участок,
установил:
администрация городского округа город Кострома Костромской области (далее - Администрация, Арендатор, Истец, Заявитель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области (далее - Суд) с иском (с учетом его уточнения) об обязании Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее - Комитет, Арендодатель, Ответчик) принять по акту приема-передачи расположенный за деревней Семенково Костромского района Костромской области земельный участок с кадастровым номером N 44:07:030901:3 площадью 209 782 кв. м. (далее - Земельный участок), который был передан Арендодателем Арендатору по заключенному ими договору аренды Земельного участка от 30.04.2010 N 219 (далее - Договор)
Решением Суда от 15.05.2017 (далее - Решение) в удовлетворении иска Администрации отказано.
Не согласившись с Решением, Истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт.
В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что Администрация фактически не использовала Земельный участок и в соответствии с решением Костромского районного суда от 16.06.2014 по делу 2-309/2014 была исключена из состава ответчиков по названному делу (имела статус третьего лица), а обязанность рекультивировать Земельный участок была возложена на общество с ограниченной ответственностью "Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов" (далее - Предприятие, Субарендатор) с возложением на Комитет городского хозяйства администрации города Костромы лишь обязанности организовать данные работы с их завершением в срок не позднее 5 лет. При этом исполнительный лист, выданный на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от 14.03.2007 по делу N 2-230/07, в службу судебных приставов не предъявлялся. В связи с этим вывод Суда об обязанности Администрации рекультивировать Земельный участок является необоснованным, а вывод Суда о возможности передачи Земельного участка только после его рекультивации лишает Истца его права на отказ от Договора, так как по завершении рекультивации Земельного участка Договор будет прекращен его исполнением.
Ответчик в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на Жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует и не оспаривается Заявителем, что Земельный участок длительное время (на основании заключенных сторонами договоров аренды или фактически) использовался Администрацией для утилизации образующихся в городе Костроме твердых бытовых отходов.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 14.03.2007 по делу N 2-230/07 (с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 20.06.2007) Администрации, муниципальному учреждению "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству города Костромы", Предприятию и обществу с ограниченной ответственностью "КоммунСервисПлюс" запрещена эксплуатация полигона (свалки) в районе населенного пункта Семенково Костромского района под прием, размещение и утилизацию твердых бытовых отходов с проведением необходимых мероприятий по рекультивации.
30.04.2010 Комитет и Администрация заключили Договор, согласно которому Арендодатель передал Арендатору на срок до 01.12.2010 Земельный участок для его рекультивации, а 09.08.2010 Администрация и Предприятие заключили договор субаренды N 48-д, в соответствии с которым Арендатор передал Субарендатору на срок до 01.12.2010 Земельный участок для рекультивации последнего.
По окончании срока аренды и субаренды Земельного участка его использование Арендатором и Субарендатором было продолжено при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, в связи с чем Договор считается возобновленным на неопределенный срок.
Письмом от 29.01.2016 N 30исх-240/16 Арендатор уведомил Арендодателя об одностороннем расторжении Договора с 30.04.2016.
В связи с отказом Комитета принять Земельный участок до окончания рекультивации последнего Администрация обратилась в Суд с иском, являющимся предметом настоящего дела.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию, которая представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, именно Арендатор, деятельность которого привела к ухудшению Земельного участка, обязан обеспечить его рекультивацию, в связи с чем ссылка Заявителя на то, что эта обязанность лежит на Предприятии, а комитет городского хозяйства администрации города Костромы обязан лишь организовать соответствующие работы, является несостоятельной.
При этом материалами дела подтверждено и не оспаривается Заявителем, что рекультивация Земельного участка не проведена.
В связи с этим отказ Комитета в принятии Земельного участка является правомерным, а доводы Заявителя об обратном не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Суд сделал правильный вывод о том, что иск Администрации не подлежит удовлетворению.
По названным выше причинам оснований для признания этого вывода Суда неправильным у апелляционного суда нет.
В связи с изложенным выше при совокупности указанных выше обстоятельств доводы Жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Таким образом, Суд, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Выводы Суда о применении норм права соответствуют установленным Судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Поэтому Решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2017 по делу N А31-4564/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа город Кострома Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4564/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2018 г. N Ф01-5685/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Костромы
Ответчик: Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района, Комитет муницип. имущества и градостр-ва адм-и Костромского МР
Третье лицо: Администрация Караваевского сельского поселения, Администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды КО, Комитет гор. хозяйства адм-ии г.Костромы, Комитет Городского хозяйства Администрации г.Костромы, Костромская межрайонная природоохранная прокуратура, Костромская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, МКУ г. Костромы "СМЗ по ЖКХ", МКУ города Костромы "СМЗ по ЖКХ", ООО "Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов", Территрориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, УФССП по Костромской области, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура