Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф04-1459/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А81-3252/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8969/2017) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2016 по делу N А81-3252/2016 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2016 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" - Зальцман О.Э. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 73 от 04.10.2016 сроком действия по 31.12.2017);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Викол В.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 6 от 17.01.2017 сроком действия до 31.12.2017),
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее по тексту - заявитель, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2016.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2016 по делу N А81-3252/2016 признан недействительным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" от 29.04.2016 в части требования уплаты в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа средств, использованных не по целевому назначению в размере 205 383 руб. 05 коп.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Фонда возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2016 по 29.04.2016 Фондом была проведена плановая комплексная проверка использования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" средств, полученных из бюджета Фонда на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование денежных средств в сумме 8 242 079,87 руб.
По результатам проведенной проверки 29.04.2016 составлен акт, согласно которому ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 8 242 079, 87 рублей, а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 824 207, 98 рублей.
Не согласившись с актом проверки от 29.04.2016, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" направило 10.05.2016 в адрес Фонда возражения к акту проверки.
Фонд, рассмотрев возражения к акту проверки от 29.04.2016, направил в адрес заявителя письмо "О результатах рассмотрения возражений" от 18.05.2016 N 1379, согласно которому возражения признаны частично обоснованными.
С учетом частичного принятия возражений ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 3 980 838, 47 рублей, а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 398 083, 85 рублей.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" не согласившись с актом проверки от 29.04.2016 и письменным сообщением "О результатах рассмотрения возражений" от 18.05.2016 N 1379 обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
15.12.2016 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом разъяснения данной нормы в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, должно быть направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 147 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 326-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ следует, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 13 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения N 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения N 73).
Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (пункт 29 Положения N 73).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности (пункт 30 Положения N 73).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать полученные за оказанную медицинскую помощь средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Из содержания статьей 38, 39 Закона N 326-ФЗ следует, что территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 БК РФ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В ходе проведения плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" на 2015 год Фондом были выявлены факты использования указанных средств с нарушением Положения об отраслевой системе оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.01.2011 N 50-П (далее - Положение об оплате труда), и приказа от 13.04.2015 N 112од "О внесении изменений в положение о выплатах стимулирующего характера", а именно:
- в нарушение пункта 5.1.6 Положения об оплате труда заместителю главного врача по медицинской части по педиатрии Обозной И.В., заместителю главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии Андрияновой М.Ю. за работу в пределах рабочего времени по основной должности оплачивалось более 0,25 должностного оклада врача соответствующей специальности, и вне рабочего времени до 0,5 должностного оклада врача соответствующей специальности. В связи с чем, излишне начисленная заработная плата и страховые взносы на заработную плату составили 231 665,79 рублей;
- в нарушение пункта 5.2.3 Положения об оплате труда, раздела 3 Положения о выплатах стимулирующего характера не произведено снижение размера стимулирующих выплат за качество заместителям главного врача по медицинской части по основанию наличия случаев внутрибольничного инфицирования во 2,3,4 квартале 2015 года. В результате чего данным работникам излишне выплачена заработная плата и уплачены страховые взносы размере 80969,62 рублей;
Кроме того, в акте проверки Фонд предписал ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в срок до 01.07.2016 утвердить перечень критериев для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера в соответствии с пунктом 5.2.3 Положения об оплате труда;
- проверкой установлен факт оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования командировочных расходов и обучения по программе профессиональной переподготовки "Профтаталогии" в размере 860 960 рублей, при этом, в соответствии с территориальной программой и тарифным соглашением медицинские услуги врача-профпатолога не подлежат финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования;
- в нарушение требований пункта 5.2.7.1 Положения об оплате труда и приказа от 13.04.2015 N 112од "О внесении изменений в положение о выплатах стимулирующего характера" ряду работников начислялись выплаты стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. В результате была излишне выплачена заработная плата и уплачены страховые взносы в размере 2 807 243, 06 рублей.
Суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 16. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждена Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 1079-П (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, и структура тарифа на оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.02.2015 (далее - Тарифное соглашение).
Предметом Тарифного соглашения является установление порядка и способов оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, установление размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи, входящей в Территориальную программу и порядка их применения.
В силу пункта 24.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лабораторий и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением текущего ремонта зданий и помещений), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
На основании пункта 17 раздела III Тарифного соглашения, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи определены в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила).
Согласно пунктам 158, 158.1, 158.4 раздела XI Правил в структуру тарифов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда включаются затраты медицинской организации в соответствии с действующей системой оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Согласно части 1 статьи 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Должности заместителя главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии и заместителя главного врача по медицинской части по педиатрии в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников (пункт 1.1), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, относятся к должностям руководителей.
Частями 1 и 2 статьи 5 ТК РФ предусмотрено, что регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В соответствии с частью 1 статьи 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Статьей 284 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Оплата труда совместителя производится пропорционально отработанному времени либо на других условиях, определенных трудовым договором (часть 1 статьи 285 ТК РФ). Часть 4 статьи 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В силу статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Аналогичные указания содержат Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в частности, при совмещении профессий (должностей)), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным и трудовым договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Размеры выплат, установленные коллективным и трудовым договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ниже выплат, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принимая совместителя на вакантную должность с определенным окладом, учреждение выплачивает ему как работающему половину нормы рабочего времени, соответственно, половину оклада согласно статье 285 ТК РФ. В связи с тем, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день, следовательно, и доплаты, установленные в фиксированной сумме к полному должностному окладу, следует выплачивать в пропорции, то есть в размере 50% от установленной суммы. Оплата в большем размере дискриминировала бы труд других работников, работающих в учреждении на аналогичных должностях и имеющих такую же доплату за сложность и напряженность. В тоже время нормы статьи 285 ТК РФ указывают на оплату труда не только пропорционально отработанному времени, но и в соответствии с условиями трудового договора.
Таким образом, оплата труда совместителей производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки - на условиях, определенных трудовым договором. Размер доплаты при совмещении устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, а также наличия финансовой возможности в установлении размера доплат в большем размере.
В целях внедрения новых механизмов совершенствования системы и оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, стимулирования повышения качества медицинских услуг Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.01.2011 N 50-П было утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение об оплате труда).
Указанное Положение об оплате труда определяет порядок оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения, за исключением работников учреждений здравоохранения "Межбольничная аптека Ямало-Ненецкого автономного округа" и "Медицинский информационно-аналитический центр Ямало-Ненецкого автономного округа", порядок оплаты труда которых определяется отдельными постановлениями Правительства автономного округа.
Пунктом 1 Устава ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" предусмотрено, что Ноябрьская центральная городская больница является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с Положением об оплате труда оплата труда работников по совместительству, при совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема работы, выполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определяемой трудовым договором, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели производится пропорционально отработанному времени, исходя из порядка оплаты труда по соответствующей профессии (должности), либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, с учетом доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами, с учетом особенностей, определяемых Положением об оплате труда.
Пунктом 5.1.6 Положения об оплате труда предусмотрено, что врачам (провизорам) - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам (провизорам) разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 0,25 должностного оклада провизора, врача соответствующей специальности, и вне рабочего времени до 0,5 должностного оклада провизора, врача соответствующей специальности.
Вместе с тем, проверкой установлено, что заявителем в нарушение пункта 5.1.6 Положения об оплате труда заместителю главного врача по медицинской части по педиатрии И.В. Обозной и заместителю главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии М.Ю. Андрияновой за работу в пределах рабочего времени по основной должности оплачивалось более 0,25 должностного оклада врача соответствующей специальности и вне рабочего времени более 0,5 должностного оклада провизора, врача соответствующей специальности. В связи с чем, излишне начисленная и выплаченная, заработная плата и страховые взносы на заработную плату составили 231 665, 79 рублей.
Данная сумма является расходованием средств сверх норм, следовательно, относится к нецелевому использованию денежных средств обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции, учитывая доводы заявителя о проведении Фондом расчета выплат без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов и их признание Фондом, обоснованно признал акт проверки недействительным в части суммы превышающей 206 236, 85 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Фонд не наделен полномочиями по выдаче предписаний по внесению изменений в локальные нормативные акты заявителя, также не принимаются судом апелляционной инстанции.
Так, в силу подпункта 23.3 пункта 23 Приказа N 73 в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков, и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Пунктом 5.2.3 Положения об оплате труда предусмотрено, что выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с учетом оценки критериев качества оказанных медицинских услуг, разработанных и утвержденных в учреждениях здравоохранения. В качестве критериев для оценки деятельности работников используются показатели, указывающие на их участие в использовании и создании ресурсов учреждения здравоохранения, в оказании качественной медицинской помощи, инициативность работника и др. Показатель должен быть представлен в исчислимом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и пр.) для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности.
Оценка деятельности работника по критериям с использованием показателей производится на основании статистических данных, результатов диагностик, замеров, опросов и пр. Формат показателя и инструменты оценки устанавливаются учреждением здравоохранения самостоятельно в зависимости от принятых принципов и показателей анализа деятельности на основании типовых критериев, определенных в приложении N 4 к Положению об оплате труда (пункт 5.2.4 Положения об оплате труда).
Приказом ГБУ3 ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 23.04.2015 N 123од "Об утверждении перечня критериев, определяемых для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера и порядка их оценки" утвержден перечень критериев для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера.
Согласно указанному перечню оценка качества выполненной работы оценивалась по следующим критериям: развитие медицинских услуг, организация работы по оценке качества оказания медицинской помощи; отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования; участие в реализации профилактических программ, пропаганда здорового образа жизни; выполнение наиболее сложных работ в зависимости от интенсивности, продолжительности работы, трудоемкости и работы в условиях ненормированного рабочего дня; выполнение в кратчайшие сроки определенного объема работы (выполнение важного срочного задания, вне должностных обязанностей, по распоряжению главного врача).
В связи с тем, что показатели не представлены в исчислимом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и пр.) и недостаточно проработаны для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности работников, Фонд указал заявителю в срок до 01.07.2016 утвердить перечень критериев, определяемых для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера в соответствии с пунктом 5.2.3 Положения об оплате труда.
Полномочия по контролю за правильностью начисления и выплаты заработной платы, обоснованностью выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверка всех документов, подтверждающих обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.) предоставлены Фонду Законом N 326-ФЗ и Приказом N 73.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что Фонд вышел за пределы предоставленных ему полномочий несостоятельны и противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Далее, согласно акту проверки от 29.04.2106 заявитель в нарушение пункта 5.2.3 Положения об оплате труда не произвел снижение коэффициента оценки выполнения критериев заместителям главного врача по медицинской части К.М. Трапезникову и И.В. Швецову и заместителю главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии М.Ю. Андрияновой за наличие случаев внутрибольничного инфицирования во 2, 3 и 4 кварталах 2015 года, что привело к излишнему начислению и выплате заработной платы и страховых взносов на заработную плату в размере 80 969, 62 рублей.
Заявитель с указанными доводами не согласен, считает, что указанные суммы не могут рассматриваться как потраченные нецелевым образом, указывает, что для принятия решения о не снижении стимулирующей выплаты комиссией по оценке критериев, определяемых для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера и порядка их оценки (далее - Комиссия) послужило отсутствие причинно-следственной связи между действиями работника, связанными с выполнением работником должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции.
Вместе с тем, пунктом 5.2.3 Положения об оплате труда предусмотрено, что выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с учетом оценки критериев качества оказанных медицинских услуг, разработанных и утвержденных в учреждениях здравоохранения.
Приказом ГБУ3 ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 23.04.2015 N 123од (далее - Приказ N 123од) утвержден перечень критериев, определяемых для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера и порядок их оценки, и состав Комиссии.
Приказ N 123од разработан в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница", утвержденным приказом от 20.01.2012 N 22-од (далее - Положение о выплатах стимулирующего характера), а Положение о выплатах стимулирующего характера (пункт 1.1) в свою очередь разработано в соответствии и во исполнение положений ТК РФ, Положения об оплате труда (Постановление N 50-П).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о выплатах стимулирующего характера данные выплаты направлены на усиление материальной заинтересованности в улучшении результатов работы Учреждения, качества медицинской помощи повышение ответственности работников, укрепление трудовой и производственной дисциплины.
Пунктом 4.3 Положения о выплатах стимулирующего характера предусмотрено, что одной из основных функций Комиссии является определение процента снижения размера надбавки за качество выполняемых работ конкретному работнику, допустившему в своей работе действия (бездействия), явившиеся основанием для ее снижения.
Согласно пункту 4.4 Положения о выплатах стимулирующего характера основанием для снижения расчетного размера надбавки являются документально зафиксированные выявленные случаи ухудшения показателей качества работы в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, качества выполняемых работ.
Оценка деятельности работника по критериям с использованием показателей в соответствии с пунктом 5.2.4 Положения об оплате труда производится на основании статистических данных, результатов диагностик, замеров, опросов и прочее. Формат показателя и инструменты оценки устанавливаются учреждением здравоохранения самостоятельно в зависимости от принятых принципов и показателей анализа деятельности на основании типовых критериев, определенных в приложении N 4 к Положению об оплате труда.
Показатель "Отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений" относится к типовым показателям эффективности и результативности деятельности для установления надбавок стимулирующего характера по категориям работников: руководители; заместители руководителей; врачи - руководители структурных подразделений (приложение N 4 к Положению об оплате труда), и не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования.
Кроме того, согласно приказам заявителя от 15.11.2013 N 201од и от 23.04.2015 N 123од одним из критериев качества является отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования.
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения об оплате труда распределение стимулирующих выплат по критериям качества осуществляется комиссией, утвержденной приказом заявителя, которая оформляет решение комиссии протоколом (или другим установленным документом).
Пунктом 4.8 Положения о выплатах стимулирующего характера предусмотрено, что на основании представленных протоколов в срок не позднее 5 числа следующего за отчетным месяцем планово-экономический отдел готовит приказ о размере снижения надбавки за качество медицинской помощи, выполняемых работ в следующем месяце.
Согласно приказам заявителя от 24.04.2015 N 549 б, от 30.07.2015 N 831 б, от 23.10.2015 N 991 б коэффициент оценки выполнения критериев, определяемых для ежеквартальных выплат надбавки за качество выполняемых работ, заместителям главного врача по медицинской части К.М. Трапезникову и И.В. Швецову, а также заместителю главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии М.Ю. Андрияновой за 2, 3 и 4 кварталы 2015 года установлен в значении 1,0.
Вместе с тем, в протоколах заседания комиссии по оценке выполнения критериев от 22.04.2015, от 27.07.2015, от 19.10.2015 за 2, 3 и 4 кварталы 2015 года зафиксированы случаи наличия внутрибольничного инфицирования в отделениях ГБУ3 ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ". Однако заявитель не произвел снижение коэффициента для заместителей главного врача по медицинской части до значения 0,75 и для заместителя главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии до 0,8, в результате чего указанным работникам были начислены и выплачены ежеквартальные выплаты и страховые взносы на выплаты с коэффициентом значения 1,0 в размере 144 118, 91 рублей.
Излишне начисленная заработная плата с учетом районного коэффициента, северной надбавки и страховых взносов на заработную плату сотрудникам составила 80 969, 62 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами. соглашениями. локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Поскольку сумма в размере 80 969, 62 рублей является расходованием средств в нарушение действующей системы оплаты труда сверх норм, следовательно, относится к нецелевому использованию денежных средств обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции, учитывая доводы заявителя о проведении Фондом расчета выплат без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов и их признание Фондом, обоснованно признал акт проверки недействительным в части суммы превышающей 71 703, 57 рублей.
Также материалами проверки установлен факт оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования командировочных расходов и обучения по программе профессиональная переподготовка (специализация) "Профпатология" в размере 860 960, 00 рублей в нарушение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 1079-П, и Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.02.2015.
Заявитель считает указанный вывод проверяющих о невозможности финансового обеспечения деятельности за счет средств обязательного медицинского обеспечения несостоятельным, так как он не основан на действующих нормах материального права, а вывод о нецелевом использовании средств - ошибочным.
В то же время обучение по программе профессиональной переподготовки "Профпатология" осуществлялось целях открытия кабинета профпатологии в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2014 N 537 "Об открытии кабинетов профпатологии в Ямало-Ненецком автономном округе".
Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2012 N 911н (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка он регулирует вопросы оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, за исключением вопросов оказания медицинской помощи водолазам и другим работникам, работающим в условиях повышенного давления окружающей газовой и водной среды, при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.
Пунктом 5 Правил организации деятельности кабинета врача-профпатолога предусмотрено, что основными функциями кабинета является, в том числе направление в центр профессиональной патологии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 326-ФЗ относится утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 (далее - Программа госгарантий), согласно подпункту "б" пункта 2 которого Министерство здравоохранения Российской Федерации уполномочено давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования письмом от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 направило разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Разъяснения).
Согласно пункту 13 Разъяснений за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных и муниципальных услуг (работ), в соответствии с разделом V Программы госгарантий, в лепрозориях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, центрах профилактики и борьбы со СПИДом, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах охраны здоровья семьи и репродукции, медико-генетических центрах (консультациях), центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской профилактики (за исключением первичной медико-санитарной помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования), центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах крови, на станциях переливания крови, в домах ребенка, включая специализированные, молочных кухнях и прочих медицинских организациях, входящих в номенклатуру медицинских организаций, утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Разделом V Программы госгарантий предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные и муниципальные услуги (работы) в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответственно, за исключением видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в лепрозориях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, центрах профилактики и борьбы со СПИДом, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах охраны здоровья семьи и репродукции, медико-генетических центрах (консультациях), центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской профилактики (за исключением первичной медико-санитарной помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования), центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах крови, на станциях переливания крови, в домах ребенка, включая специализированные, молочных кухнях и прочих медицинских организациях, входящих в номенклатуру медицинских организаций, утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также осуществляется финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, в том числе на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря).
Под бюджетными ассигнованиями в соответствии со статьей 6 БК РФ понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.01.2007 N 12-ЗАО "О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе" за счет средств окружного бюджета финансовое обеспечение здравоохранения в автономном округе осуществляется в рамках государственных программ автономного округа в сфере охраны здоровья в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 326-3 предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Законом N 326-ФЗ относится, в том числе утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся (пункт 3 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов была утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 1079-П (далее - Территориальная программа).
Пунктом 2.2 Территориальной программы определен перечень заболеваний и состояний, а также мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в котором оказание медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях отсутствует.
Согласно подпункту 2.3.1 пункта 2.3 Территориальной программы за счет средств окружного бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского, и первичная медико-санитарная помощь в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Расходы окружного бюджета включают в себя расходы, не включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренной в территориальной программе обязательного медицинского страхования (пункт 2.3.2 Территориальной программы).
Разделом XIV Территориальной программы предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лабораторий и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 13.23 Тарифного соглашения предусмотрено, что не подлежат оплате за счет средств ОМС случаи оказания медицинской помощи (в том числе медицинские осмотры граждан), не входящие в территориальную программу ОМС и подлежащие оплате в соответствии с законодательством за счет других источников (средства бюджетов, средства работодателей, платные услуги и др.).
Таким образом, финансовое обеспечение оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется.
Учитывая изложенное, заявителем в нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации оплачены командировочные расходы и обучение по программе профессиональной переподготовки (специализации) "Профпатология" на общую сумму 860 960, 00 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Заявитель считает основанной на неверном толковании норм материального права квалификацию Фондом выплат стимулирующих надбавок работникам, имевшим в 2015 году дисциплинарные взыскания, как нецелевое использование бюджетных средств, указывая, что приложение N 8 к оспариваемому акту проверки от 29.04.2016 не содержит информации о том, из каких видов стимулирующих выплат складывается общий размер сумм.
Вместе с тем, согласно акту проверки заявителем в нарушение пункта 5.2.7-1 Положения об оплате труда и приказа главного врача медицинской организации от 13.04.2015 N 112од "О внесении изменений в Положение о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" работникам начислялись выплаты стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. Излишне начисленные и выплаченные выплаты и страховые взносы на выплаты стимулирующего характера составили 2 807 243, 06 рублей.
В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 135 ТК РФ система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положение об оплате труда, разработанное на основе ТК РФ, определяет порядок оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения и предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с абзацем 2 раздела V Положения об оплате труда фонд надбавок и доплат включает в себя выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера.
Согласно подпункту 5.2.1 пункта 5.2 Положения об оплате труда к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы.
Из содержания норм Положения об оплате труда следует, что выплатами стимулирующего характера являются выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
На основании подпункта 5.2.9.1 пункта 5.2 раздела V Положения об оплате труда отдельным категориям медицинского персонала учреждений здравоохранения, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются денежные выплаты стимулирующего характера за счет средств обязательного медицинского страхования:
врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) - из расчета 10 000 рублей в месяц;
медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - из расчета 5 000 рублей в месяц.
Следовательно, суммы выплат, осуществляемых в рамках подпункта 5.2.9.1 Положения об оплате труда, относятся к выплатам стимулирующего характера в соответствии с разделом Фонда надбавок и доплат Положения об оплате труда (раздел V Положения об оплате труда).
Пунктом 5.2.10 Положения об оплате труда предусмотрено, что денежные выплаты, определенные подпунктом 5.2.9.1 Положения об оплате труда, осуществляются с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5.2.10 Положения об оплате труда для установления денежных выплат руководитель учреждения здравоохранения проводит необходимые мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам работниками, определенными подпунктом 1 подпункта 5.2.9.1 пункта 5.2 Положения об оплате труда, об увеличении объема работы по оказанию дополнительной первичной медико-санитарной помощи по рекомендуемым формам согласно приложениям N N 6, 7 к Положению об оплате труда с учетом критериев эффективности деятельности.
Согласно пункту 3 рекомендуемых форм дополнительных соглашений, являющихся приложениями N N 6, 7, за выполнение дополнительного объема работы, определенного настоящим дополнительным соглашением, работодатель обязуется ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате.
В связи с чем, доводы Заявителя относительно того, что указанные выплаты не относятся к выплатам стимулирующего характера, является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 5.2.7-1 пункта 5.2.7 Положения об оплате труда установлено, что при наличии дисциплинарного взыскания в отчетном периоде, выплаты стимулирующего характера не начисляются. Следовательно, при наличии дисциплинарного взыскания не начисляются все виды выплат стимулирующего характера.
В силу статьи 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Частью 1 статьи 194 ТК РФ предусмотрено, что если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Поскольку трудовое законодательство не устанавливает конкретных требований к содержанию положения о премировании, как правило, в нем указываются основания, условия и порядок выплаты премий работникам. Так, если в положении о премировании предусмотрено условие о том, что при наличии дисциплинарного взыскания ежемесячная премия не выплачивается в течение всего срока действия дисциплинарного взыскания, то, следовательно, работодатель не выплачивает премию такому работнику.
Заявитель указывает, что порядок невыплаты стимулирующих надбавок должен быть регламентирован локальным нормативным актом, в отсутствие которого применение нормы Отраслевого положения о невыплате стимулирующих выплат является неправомерным.
Однако статьей 8 ТК РФ установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Локальные нормативные акты не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Нормы локальных нормативных актов, противоречащие ТК РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, не подлежат применению.
Постановления и распоряжения Правительства автономного округа, принятые в пределах полномочий Правительства автономного округа, обязательны к исполнению в автономном округе (часть 7 статьи 20 Закона о Правительстве).
Положение об оплате труда, утверждено Постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2011 N 50-П, следовательно, обязательно к исполнению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 25 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями к приказу N 73 при необходимости допускается составление реестра первичных документов, подтверждающих нарушения, в том числе нарушения в использовании средств обязательного медицинского страхования, который подписывается руководителем или членом комиссии (рабочей группы) и руководителем медицинской организации (лицом, его замещающим) или главным бухгалтером медицинской организации (с визами постранично) и заверяется печатью медицинской организации.
Согласно приложению 8 к акту проверки от 29.04.2016, подписанному надлежащим образом и заверенному печатью заявителя, таблица начислений доплат стимулирующего характера содержит информацию об излишне начисленных и выплаченных выплатах стимулирующего характера и страховых взносах на данные выплаты с указанием наличия дисциплинарного взыскания в отчетном периоде.
Кроме того, приложением 1 "Информация о составе выплат стимулирующего характера, выплаченных работникам ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в 2015 году и имеющим дисциплинарные взыскания" заявителем подтверждается наличие дисциплинарных взысканий с указанием вида взыскания и датой приказа о применении дисциплинарного взыскания у работников, указанных в приложении 8 к акту проверки Фонда от 29.04.2016, а также подтверждается правильность расчета начисленных выплат стимулирующего характера Фондом.
Таким образом, сумма в размере 2 807 243, 06 рублей, выплаченная в нарушение Положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда.
Суд первой инстанции, учитывая доводы заявителя о проведении Фондом расчета выплат без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов и их признание Фондом, обоснованно признал по данному основанию акт проверки недействительным в части суммы превышающей 2 637 084, 85 рублей.
С учетом изложенного, а также совокупности всех установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, заявленные ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения в обжалуемой части.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., 1 500 руб. государственной пошлины подлежит возврату ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2016 по делу N А81-3252/2016 - без изменения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250) из федерального бюджета 1 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 13450 от 06.12.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3252/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф04-1459/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская Центральная городская больница"
Ответчик: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования ЯНАО
Третье лицо: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования ЯНАО
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
18.08.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8969/17
14.06.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
24.03.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1023/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16
10.08.2016 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16