г. Самара |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А72-3314/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.08.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские Электрические Сети" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2017 по делу N А72-3314/2016 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские Электрические Сети" (ИНН 1324001060, ОГРН 1131324000532), г.Рузаевка Республики Мордовия, к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области в лице структурного подразделения - Департамента по регулированию цен и тарифов, г.Ульяновск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г.Москва) в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, г.Самара, общества с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" (ИНН 7325116811, ОГРН 1127325007116), г.Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Авиатурсервис" (ИНН 4345101913, ОГРН 1054316566545), г.Киров, открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск,
об оспаривании отказа,
в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские Электрические Сети" Крылова Е.А. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рузаевские Электрические Сети" (далее - ООО "РЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в лице структурного подразделения - Департамента по регулированию цен и тарифов, изложенного в уведомлении от 12.02.2016 N 06-0104, и об обязании его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем установления (пересмотра) для него с 01.03.2016 цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, общество с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" (далее - ООО "Распределительные электрические сети"), общество с ограниченной ответственностью "Авиатурсервис", открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ОАО "Ульяновскэнерго").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2016 по делу N А72-3314/2016 признано незаконным решение, вынесенное директором Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области, изложенное в уведомлении от 12.02.2016 N 06-0104, об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для ООО "РЭС"; на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 указанное судебное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2017 заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "РЭС" просило отменить судебное решение от 12.04.2017 и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, указанное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель ООО "РЭС" поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя ООО "РЭС" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 05.02.2016 ООО "РЭС" обратилось в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области (в настоящее время - Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области) с заявлением от 04.02.2016 N 6 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год методом экономического обоснования необходимой валовой выручки; к заявлению были приложены договор купли-продажи оборудования от 31.12.2014 N 1кп/14 и договор субаренды от 01.02.2016 N 01/2016.
Рассмотрев заявление и представленные документы, Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области направил в ООО "РЭС" уведомление от 12.02.2016 N 06-0104 об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для общества, поскольку общество не соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Постановление N 184).
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, обоснованно оставил заявленные обществом требования без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 5 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ указанные в пунктах 2-4 данной статьи перечни цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, являются исчерпывающими.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Согласно пункту 63 Основ ценообразования N 1178 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пунктом 12 Правил N 1178 определено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1178 с указанным заявлением должны быть приложены обосновывающие материалы, в том числе, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13).
В пункте 22 Правил N 1178 указано, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1178 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать, в том числе, анализ соответствия организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением N 184 (подпункт 8).
Пунктом 24 Правил N 1178 предусмотрено, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В случае, указанном в абзаце первом пункта 24 Правил N 1178, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
К утвержденным Постановлением N 184 критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям относятся: владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 названных критериев); владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше, среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ, среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ, низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ (пункт 2 названных критериев).
Согласно документам, представленным ООО "РЭС", данная организация является собственником оборудования - силового трансформатора ТДТН-20000/110 (1969 года выпуска), входящим в состав трансформаторной подстанции "Должникова" (Базарносызганский район Ульяновской области), на основании договора купли-продажи оборудования от 31.12.2014 N 1кп/14.
Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2016 по делу N А72-4062/2016 было установлено, что ООО "РЭС" передало указанный трансформатор в ООО "Инзенские районные электрические сети" по договору аренды объектов энергетики от 01.02.2015 N 72-А и акту приема-передачи от 01.02.2015; после 31.12.2015 данный договор аренды возобновлен на неопределенный срок.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ указанное обстоятельство не подлежит вновь доказыванию или опровержению при рассмотрении настоящего дела. В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2008 N 6125/08 по делу N А45-18874/06-30/504 указано, что формулировка части 2 статьи 69 АПК РФ "в котором участвуют те же лица" не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в прежнем и новом арбитражном процессе.
Таким образом, как по состоянию на 05.02.2016, когда ООО "РЭС" подало заявление об установлении индивидуального тарифа, так и по состоянию на 12.02.2016, когда Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области было принято оспариваемое по настоящему делу уведомление, общество не владело объектом электросетевого хозяйства - указанным силовым трансформатором, в связи с чем оно не соответствует пункту 1 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением N 184.
Суд первой инстанции также сделал обоснованный вывод о несоответствии ООО "РЭС" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением N 184, которым предусмотрено владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) на праве собственности или на ином законном основании сроком не менее очередного расчетного периода регулирования.
Как видно из материалов дела, ООО "РЭС" представило в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области договор субаренды от 01.02.2016 N 01/2016, заключенный им с ООО "Распределительные электрические сети", согласно которому обществу во временное владение и пользование сроком на одиннадцать месяцев переданы объекты электроэнергетики, а именно: отпайка ВЛ-10 кВ от опоры N 15/1 в сторону ЗТП N118 630 кВА "Инзенское ХГШ", протяженностью 0,02 км, магистральная КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ от РП N1 -10 кВ в сторону ЗТП N 118 630 кВА "Инзенское ХПП", протяженностью 0,620 км, оборудование закрытой трансформаторной подстанции ЗТП N118 630 кВА "Инзенские ХПП", воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженностью 1,9 км.
Однако ООО "Распределительные электрические сети" сообщило, что оно не заключало с ООО "РЭС" договор субаренды от 01.02.2016 N 01/2016, указанное оборудование используется самим ООО "Распределительные электрические сети" для оказания услуг по распределению и передаче электрической энергии.
Поскольку ООО "РЭС" не представило подлинник указанного договора, суд первой инстанции с учетом положений статьи 71 АПК РФ обоснованно не признал надлежащим доказательством представленную обществом копию этого договора.
Судом первой инстанции также установлено, что указанные объекты как точки технологического присоединения учтены в качестве сетевого хозяйства, посредством их содержания и использования в регулируемой деятельности ООО "Распределительные электрические сети" получает от ПАО "МРСК Волги" денежные средства в качестве платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии (мощности) до потребителей ОАО "Ульяновскэнерго".
Представленная ООО "РЭС" копия договора субаренды от 06.10.2015 N 05/2015 также не может быть принята в качестве доказательства отнесения общества к территориальным сетевым организациям, соответствующим пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением N 184.
Поскольку подлинник указанного договора обществом не представлен, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, не может признать копию этого договора надлежащим доказательством.
Письмо ООО "РЭС" от 08.06.2016 N 32 в адрес ОАО "Ульяновскэнерго" и ответ ОАО "Ульяновскэнерго" от 22.06.2016 N 1886/27 на указанное письмо не свидетельствуют о наличии обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. При этом суд первой инстанции выполнил указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные ООО "РЭС" в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на ООО "РЭС" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Крыловой Елене Александровне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную ею за ООО "РЭС" по чеку-ордеру от 12.05.2017.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2017 года по делу N А72-3314/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Крыловой Елене Александровне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3314/2016
Истец: ООО "РУЗАЕВСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области в лице структурного подразделения - Департамента по регулированию цен и тарифов
Третье лицо: Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорогоа, ОАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО", ООО "Авиатурсервис", ООО "Распределительные электрические сети"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7697/17
24.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15253/16
22.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10161/16
06.06.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-3314/16