Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2017 г. N Ф08-7862/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2017 г. |
дело N А53-6585/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Кочерова Ю.А. по доверенности от 01.07.2017, паспорт;
от управления: представитель Мирчев А.Г. по доверенности от 09.01.20147, паспорт;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от15.06.2017 по делу N А53-6585/2017,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт",
об оспаривании предупреждения,
принятое судьей Пименовым С.В.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным предупреждения от 22.02.2017 N 2655/02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2017 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, управление полагает, что судом неверно установлены обстоятельства дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу- удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представитель управления в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Обществом и ООО "Донэнергосбыт" заключены договоры купли-продажи электрической энергии (мощности): от 10.04 2016 N БТ-2380-КПЮ (т.1 л.д. 49-77); от 26.01.2016 N 260300418.
07.11.2016 Общество направило в адрес ООО "Донэнергосбыт" оферту договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 (т.2 л.д.6-19).
Письмом от 28.11.2016 Общество направило в адрес ООО "Донэнергосбыт": оферту договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 09.11.2016 N БТ-2479-КПЮ (т.1 л.д.84-109); соглашение о расторжении договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 10.04 2016 N БТ-2380-КПЮ (т.1 л.д. 83).
Общество в адрес ООО "Донэнергосбыт" направило оферту договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 (т.1 л.д. 111 -121) и соглашение о расторжении договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 26.01.2016 N 260300418 (т.1 л.д. 110).
01.12.2016 ООО "Донэнергосбыт" предоставило в адрес Общества протокол разногласий от 30.11.2016 к оферте договора (т.2 л.д.20-31). На разногласия поставлены 16 пунктов договора (3.1.1., 3.2.1., 3.2.2., 3.2.6., 3.3.7., З.З.Ю., 3.3.12., 3.3.14., 3.3.22., 3.3.24., 3.4.8., 3.4.9., 3.4.10., 6.1.1., 6.8., 8.1.) и приложение N 6 к оферте договора (предлагает исключить).
12.12.2016 Общество рассмотрело протокол разногласий и направило в адрес ООО "Донэнергосбыт" акт согласования протокола разногласий к оферте договора купли-продажи электрической энергии (мощности), согласно которому пункт 3.1.1., пункт 3.2.2. (исключён), пункт 3.2.6., пункт 3.3.10. (исключён), пункт 3.3 12., пункт 3.3.22., пункт 3.4.9. приняты в редакции ООО "Донэнергосбыт", пункт 3.2.1., пункты 3.3.7., 3.3.14., 3.3.24., 3.4.8., З.4.10., 6.1.1., 6.8., 8.1, приложение N 6 к оферте договора приняты в редакции Общества (т.2 л.д. 32-33).
30.12.2016 в Управление поступило заявление ООО "Донэнергосбыт" о недобросовестной конкуренции и злоупотреблением доминирующим положением со стороны Общества и ПАО "МРСК Юга" (т.1 л.д. 43-48).
28.03.2016 от ООО "Донэнергосбыт" в адрес Общества письмом N 42 представлен протокол разногласий от 30.12.2016 к акту согласования протокола разногласий к оферте договора купли-продажи электрической энергии (мощности), согласно которому ООО "Донэнергосбыт" настаивает на своей редакции (остались на разногласиях) пунктов 3.2.1., 3.3.14., 3.3.24, приложение N 6 к оферте договора, пункты 3.3.22., 3.4.9. приняты в третьей редакции, пункты 3.3.7., 3.4.8,, 3.4.10., 6.1.1., 6.8., 8.1. приняты в редакции гарантирующего поставщика (т.2 л.д. 34-37).
10.04.2017 Общество направило в адрес ООО "Донэнергосбыт" акт согласования протокола разногласий к акту согласования протокола разногласий к оферте договора купли-продажи электрической энергии (мощности), согласно которому Общество предложило пункты 3.2.1., 3.3.14., 3.3.24, приложение N 6 к оферте договора оставить в редакции Общества (т.2 л.д. 38).
Рассмотрев заявление ООО "Донэнергосбыт", 22.02.2017 Управление выдало Обществу предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся во включении в оферту договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 условий, противоречащих пунктам 166, 169, 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Полагая, что предупреждение Управления в части того, что пункт 3.2.1 оферты договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 противоречит пунктам 169 и 170 Основных положений N 442, а приложение N 6 к названной оферте договора противоречит пункту 166 Основных положений N 442, Общество в порядке статьи 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого обществом предпруждения управления.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения, пресечения недобросовестной конкуренции.
Пунктом 3.2 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган уполномочен выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее -предупреждение).
В части 2 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предупреждение выдано Обществу по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, а именно навязывание Обществом своему контрагенту ООО "Донэнергосбыт" условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ООО "Донэнергосбыт", в силу положений пункта 86 Основных положений N 442 является потребителем, выбравшим для расчётов третью ценовую категорию, используемую для объёмов покупки электроэнергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учёт, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении.
В пункте 3.2.1. оферты договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 Общество предложило следующие условия: гарантирующий поставщик имеет право беспрепятственного доступа к электроустановкам и схемам для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления (мощности), снятия контрольных показаний (данных) расчетных счетчиков электрической энергии, осмотра расчётных средств измерения, проведения замеров по определению показателей качества электроэнергии, а также вправе присутствовать при проведении мероприятий по отключению электроустановок Потребителя ЭСО и ограничению энергопотребления. В случае не допуска, работниками ГП или работниками сетевой организации составляется "Акт об отказе в доступе к энергетическим установкам" (далее - акт не допуска). В акте не допуска должны содержаться данные о Потребителе ЭСО, дата предыдущей проверки электроустановок, показания расчётных счетчиков электрической энергии на дату последней проведенной проверки, объяснения потребителя и (или) ЭСО о причинах не допуска и его претензии к составленному акту не допуска. Отсутствие представителей Потребителя и (или) ЭСО, а также отказ от подписания акта не допуска отражается в акте не допуска.
В соответствии с пунктом 95 Основных положений N 442 предельные уровни нерегулируемых цен для третьей - шестой ценовых категорий применяются в следующем порядке: ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены в рамках ставки за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории применяется к почасовому объёму покупки электрической энергии потребителем (покупателем), из которого исключен объём покупки в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей в соответствии с настоящим пунктом; ставка за мощность нерегулируемой цены в рамках ставки за мощность предельного уровня применяется к величине мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) на розничном рынке за расчётный период.
Величина мощности, оплачиваемой на розничном рынке потребителем (покупателем) за расчётный период, определяется как среднее арифметическое значение почасовых объёмов потребления электрической энергии потребителем (покупателем) в часы, определённые коммерческим оператором в соответствии с Правилами оптового рынка из установленных системным оператором плановых часов пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода для определения объёма фактического пикового потребления гарантирующего поставщика, обслуживающего этого потребителя (покупателя), и опубликованные коммерческим оператором в соответствии с Правилами оптового рынка.
Почасовые объёмы потребления электрической энергии для расчёта обязательств потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по третьей -шестой ценовым категориям, определяются на основании показаний приборов учёта, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии. В случае если приборы учёта, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, отсутствуют у потребителей, в отношении которых в соответствии с пунктом 97 Основных положений N 442 не осуществляется расчёт по первой и второй ценовым категориям, а также в случае не допуска к приборам учёта, не предоставления показаний приборов учёта, выявления фактов безучётного потребления электрической энергии и иных случаях, указанных в разделе X Основных положений N 442, определение объёмов потребления электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений N 442, с применением расчётных способов.
Пунктом 161 Основных положений N 442 установлено, что показания контрольного прибора учёта, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчётного прибора учёта, снимает лицо, ответственное за снятие показаний прибора учёта, в сроки, установленные в настоящем пункте для снятия показаний расчётных приборов учёта, и ведёт учёт снятых показаний контрольного прибора учёта. Показания контрольного прибора учёта, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчетного прибора учёта, передаются по запросу контрагента по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договору оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2 рабочих дней со дня получения такого запроса, если иной срок их передачи не установлен договором. В случае если передача показаний контрольного прибора учёта осуществляется потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в рамках заключённого между ними договора энергоснабжения, то гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан передать полученные от потребителя (покупателя) показания в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении этого потребителя (покупателя), в течение 1 рабочего дня со дня их получения.
В соответствии с пунктом 165 Основных положений N 442 снятие показаний расчетного прибора учёта оформляется актом снятия показаний расчётного прибора учёта и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учёта, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчётного прибора учёта.
Согласно пункту 169 Основных положений N 442 в случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные снятия показаний в соответствии с планом-графиком проведения контрольного снятия показаний, контрольные снятия показаний в отношении соответствующих точек поставки вправе осуществить гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии. Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки. В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет контрольное снятие показаний в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для его проведения сетевой организацией.
Пунктом 170 Основных положений N 442 установлено, что в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчётный прибор учёта, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях не допуска. В случае не допуска сетевой организации к приборам учёта в указанные в уведомлении дату и время сетевая организация составляет акт о не допуске к приборам учёта, в котором указывает дату и время, когда произошёл факт не допуска, адрес энергопринимающих устройств (энергетических установок, объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учёта, допуск к которому не был обеспечен, и обоснования необходимости такого допуска. Указанный акт составляется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц и подписывается уполномоченными представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей, энергосбытовой организации), а в случае отсутствия последнего - двумя незаинтересованными лицами. После этого сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) указанное уведомление. При повторном не допуске сетевой организации к проведению контрольного снятия показаний применяется порядок определения объёмов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, предусмотренный пунктом 178 настоящего документа. Для участия в проведении контрольного снятия показаний приборов учёта, установленных в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок), опосредованно присоединённых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, такая сетевая организация приглашает лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (энергетические установки).
В материалы дела Обществом предоставлены доказательства, в том числе послужившие основаниями для направления ООО "Донэнергосбыт" оферты договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839, а именно профили мощности, снятые Обществом с учётом показаний, предоставляемых ООО "Донэнергосбыт" (т.2 л.д. 81 -84).
Управление ссылается на то, что приложение N 6 к оферте договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 противоречит положениям пункта 166 Основных положений N 442.
Как следует из приложения N 6 к оферте договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839, Общество предложило регламентировать действия потребителя и гарантирующего поставщика в случаях: не предоставления показаний приборов учёта электроэнергии; не допуска потребителем к расчётному прибору учёта; неисправности, утраты или истечения межповерочного интервала расчётного прибора учёта; отсутствия прибора учёта.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оферта договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839 не содержит признаков вменённого Управлением Обществу нарушения положений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Как следует из текста оспариваемого предупреждения, Обществу предложено в 10-ти дневный срок привести дополнительное соглашение в соответствие с пунктами 166, 169 и 170 Основных положений N 442. Указание о том, какое дополнительное соглашение, какие нормы такого дополнительного соглашения не соответствуют пунктами 166, 169 и 170 Основных положений N 442, предупреждение Управления не содержит.
Судом первой инстанции учтено, что 02.12.2015 письмо N 001/011-12500 (т.2 л.д. 95) Общество направило в Управление формы типовых договоров, в том числе купли-продажи электрической энергии (мощности) для энергосбытовой организации.
Согласно пункту 33 Основных положений N 442 договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом. Гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Федеральная антимонопольная служба (её территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) настоящему документу.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключённый договор.
При этом потребитель (покупатель) в части тех условий договора, которые включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения, вправе выбрать тот вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю), который он считает для себя наиболее приемлемым.
При несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия настоящему документу либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого в соответствии с настоящим документом может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях (далее - протокол разногласий к проекту договора).
Доказательства несоответствия разработанных Обществом форм договоров, выявленные Управление при исполнении функцией, возложенных пунктом 33 основных положений N 442, в материалы дела не представлены.
Доказательства возникновения взаимных прав и обязательств между Обществом и ООО "Донэнергосбыт", из оферты договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839, в материалы дела не представлены.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
В силу части первая статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.
Доказательства понуждения ООО "Донэнергосбыт" к заключению с Обществом договора купли-продажи электрической энергии (мощности) в соответствии с офертой договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2017 N 260300839, в материалы дела не представлены. Отсутствие такого факта не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что имеет место быть стадия согласования условий договора купли-продажи электрической энергии, между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией.
При таких обстоятельствах суд пришёл к верному выводу, что предупреждение Управления от 22.02.2017 N 2655/02 не соответствует положениям Федерального закона N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества, возлагая обязанность не предусмотренную Основными положениями N 442.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор, разрешение которого можно путем судебного обжалования. Антимонопольный орган не имеет полномочий, подменив собой судебные органы, уполномоченные рассматривать данную категорию споров, разрешать гражданско-правовые споры. Сходная правовая позиция по сходному вопросу поддержана ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 301-КГ17-361 по делу N А79-239/2016.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2017 по делу N А53-6585/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6585/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2017 г. N Ф08-7862/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Донэнергосбыт"