г. Челябинск |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А76-14078/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена.
Постановление изготовлено в полном объеме.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2017 по делу N А76-14078/2016 (судья Аникин И.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Комитет городского хозяйства" (далее - истец, ООО "КГХ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ответчик ТУ ФАУГИ по Челябинской области) о взыскании 53 612 руб. 56 коп. неосновательного обогащения, 20 510 руб. 16 коп. пени, всего 74 122 руб. 72 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 08.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области взыскано за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комитет городского хозяйства" взыскано 53 612 руб. 56 коп. задолженности, 20 510 руб. 16 коп. пени, всего 74 122 руб. 72 коп., а также 2 965 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 по делу N А76-14078/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями о разъяснении решения от 12.12.2016 и о приостановлении его исполнения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2017 в удовлетворении заявления о разъяснении судебного акта отказано, заявление о приостановлении исполнения решения возвращено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин России обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылался на то, что выводы, сделанные судом первой инстанции имеют противоречивый характер в части определения лица, на которое возложена обязанность возмещения присужденной суммы (ТУ Росимущества в Челябинской области или Минфин России) Также полагает, что невозможно определить, каким образом должно быть произведено взыскание по решению суда: за счет средств казны Российской Федерации в порядке ст. 242 2 БК РФ Министерством финансов Российской Федерации или за счет средств федерального бюджета в порядке ст. 242.3 БК РФ Управлением Федерального казначейства по Челябинской области. Полагает, что не определение судом точного порядка исполнения решения затруднит исполнение указанного судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства, вызывающие необходимость разъяснения решения, в данном случае отсутствуют, так как решение не содержит неясностей и не вызывает трудностей в его уяснении и исполнении.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ ФАУГИ по Челябинской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный ст. 242.3 БК РФ, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.
По смыслу положений части 1 статьи 179 АПК РФ разъяснение судебного акта заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, уяснение которых вызывает трудности. При этом суд не вправе изменять его содержание и не может касаться тех вопросов, которые не были отражены в судебном акте.
Разъяснение судебного акта - это изложение судебного решения в более полной и ясной форме. Изложение решения в более полной форме осуществляется путем восполнения текста судебного решения за счет расшифровки кратких формулировок, восполнения логической связи между выводами суда. Разъяснение судебного решения связано с изменением текста, но без изменения содержания решения. Разъяснение заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, уяснение которых вызывает трудности. При этом суд не вправе изменить его содержание и не может касаться тех вопросов, которые не были отражены в судебном решении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 24.03.2005 N 108-О, в силу ч. 1 ст. 179 АПК РФ разъяснением решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комитет городского хозяйства" взыскано 53 612 руб. 56 коп. задолженности, 20 510 руб. 16 коп. пени, всего 74 122 руб. 72 коп., а также 2 965 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Содержание указанного решения суда, о разъяснении которого просит третье лицо, полностью соответствует требованиям, установленным ст. 170 АПК РФ, какая-либо неясность или неточность в резолюции суда первой инстанции, делающая невозможным или затруднительным понимание судебного акта, отсутствует, и апелляционным судом не установлена.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что институт разъяснения судебного акта не может быть использован в целях понуждения участвующих в деле лиц к исполнению судебного акта, равно как и в целях понуждения государственных органов и должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей. Институт разъяснения также не может служить для целей получения стороной инструкций, определяющей алгоритм исполнения судебного акта, набор конкретных действий, опосредующих достижение указанного в решении суда результата.
В настоящем случае резолютивная часть решения суда четко определяет, какая сумма подлежит взысканию, указан источник финансирования - за счет средств казны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления о разъяснении решения Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
По смыслу нормы части 4 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разъяснение судебного акта заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, уяснение которых вызывает трудности. Разъяснение судебного акта направлено на устранение неопределенности содержащихся в нем формулировок.
Разъяснение решения направлено на устранение неопределенности содержащихся в нем формулировок. Суд не вправе изменять его содержание и касаться тех вопросов, которые не были отражены в судебном решении.
Разъяснение судебного акта, подлежащего исполнению - один из способов исправления его недостатков. Необходимость в разъяснении судебного акта возникает, как правило, в случае неопределенности либо неясности его содержания, противоречивости или нечеткости определения в нем прав и обязанностей сторон.
Как уже было указано, резолютивная часть состоявшегося судебного акта содержит четкую формулировку относительно источника финансирования - Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области за счет средств казны Российской Федерации, не вызывает у апелляционного суда неоднозначного толкования, и не препятствует исполнению решения.
Вышеизложенные обстоятельства исключают трудности в понимании судебного акта и необходимость его разъяснения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 26 июня 2017 г. по делу N А76-14078/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14078/2016
Истец: ООО "Комитет городского хозяйства"
Ответчик: РФ в лице Территориального управления Росимущества в Челябинской области
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8456/17
26.06.2017 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14078/16
23.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1858/17
13.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-504/17
12.12.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14078/16