Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф05-16474/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А40-27617/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Поповой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26.05.2017 по делу N А40-27617/17,
принятое судьей Поляковой А.Б.
по иску Акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление"
(ОГРН 1097746358412)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца Краснощекова Н.А. по доверенности от 10.03.2017
от ответчика Гордиенко Д.С. по доверенности от 17.10.2016,
Коновалов Д.С. по доверенности от 15.06.2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии по государственному контракту от 01.11.2012 N 3-ТХ в размере 24 371 080,94 руб.
Решением суда от 26.05.2017 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержал требования и доводы жалобы, представитель Ответчика заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Исковые требования мотивированы тем, что между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "РЭУ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 01.11.2012 N3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с п. 2.1 государственного контракта исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги теплоснабжения, в объеме и на условиях государственного контракта, а государственный заказчик организовать приемку и оплату фактически оказанных услуг в порядке и на условиях государственного контракта.
Истец указывает, что согласно разделу 6. Контракта Истец сформировал и направил пакет первичных документов на согласование и подписание представителям государственного заказчика. Подтверждением объема потребленных услуг, согласно п. 1.15 государственного контракта N 3-ТХ от 01.11.2012 являются акты оказания услуг теплоснабжения. Акты оказания услуг теплоснабжения подписываются районным представителем государственного заказчика (далее РПГЗ) и подтверждают объем. Такие акты со стороны ответчика приняты и подписаны им в полном объеме. После получения 4-х экземпляров подписанных актов оказания услуг по теплоснабжению Истец сформировал комплект документов, указанных в п. 6.12 Контракта, и с сопроводительными письмами направил в адрес ответчика (исх.777/сб от 13.05.2016, исх. 636 от 05.07.2016, исх. 616 от 01.07.2016, исх. 483 от 26.05.2016, исх. 479 от 25.05.2016, исх. 493 от 31.05.2016, исх. 496 от 01.06.2016, исх. 512 от 06.06.2016, исх. 1/сб от 12.01.2017). В силу п. 6.13 Контракта, ответчик в течение трех рабочих дней проверяет, подписывает, скрепляет печатью сводный акт оказания услуг теплоснабжения, производит акцепт счета и направляет его на оплату. Оплата за фактические оказанные услуги осуществляется в течение 20 банковских дней с момента предоставления соответствующих документов: сводного акта оказанных услуг теплоснабжения, счета-фактуры по каждому сводному акту оказанных услуг теплоснабжения, реестра счетов-фактур, в случае предоставления более одного сводного акта, сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактур. В настоящее время размер не оплаченной задолженности за потребленную тепловую энергию в период с марта 2014 по октябрь 2015 составляет 24 371 080,94 руб. Поскольку требование Истца об оплате указанной задолженности добровольно Ответчиком не удовлетворено, Истец просит в судебном порядке взыскать с Министерства обороны Российской Федерации задолженность в заявленном размере.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска.
Апелляционный суд не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с п. 7.2 Контракта оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным заказчиком в течение 20 банковских дней с момента представления исполнителем следующих документов:
-сводного акта оказания услуг теплоснабжения, подписанного в соответствии с разделом 6 Контракта
-реестра счетов-фактур, в случае предоставления более одного сводного акта оказания услуг теплоснабжения;
-сводного счета (счета) на сумму, указанную в реестре счетов-фактур в 1 экземпляре. В сводном счете указывается сумма за оказанные услуги и отдельной строкой сумма, подлежащая удержанию за авансовый платеж.
Таким образом, основанием для оплаты оказанных услуг является утвержденный сторонами сводный акт, составленный в соответствии с разделом 6 контракта.
Порядок подтверждения оказанных услуг предусмотрен положениями раздела 6 государственного контракта.
В соответствии с п. 6.1 Контракта формирование и представление первичных документов осуществляется региональным представителем исполнителя.
В силу п. 6.2 Контракта региональный представитель исполнителя не позднее 2 рабочих дней с момента окончания расчетного периода определяет фактический объем оказанных услуг и составляет акт оказания услуг теплоснабжения в 3 экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и представляет на подписание районному представителю государственного заказчика. При этом региональный исполнителя несет ответственность за объективность, полноту и своевременность представления Акта оказания услуг теплоснабжения районному представителю государственного заказчика.
В соответствии с п. 6.3 районный представитель государственного заказчика в течение 2 рабочих дней с момента поступления Актов оказания услуг теплоснабжения проверяет, подписывает и скрепляет печатью все экземпляры и два экземпляра Актов оказания услуг теплоснабжения возвращает региональному представителю Исполнителя, либо направляет в тот же срок письменный мотивированный отказ от подписания с детальным указанием нарушенных положений законодательства РФ или контракта.
Согласно п. 6.4 Контракта региональный представитель Исполнителя в течение одного рабочего дня с момента поступления Актов оказания услуг теплоснабжения от районного представителя государственного заказчика, исходя из подведомственной ему территории, формирует в четырех экземплярах сводный акт оказания услуг теплоснабжения, подписывает его, скрепляет печатью и предоставляет все экземпляры, вместе с Актами оказания услуг теплоснабжения в одном экземпляре окружному представителю государственного заказчика. Один оригинал акта оказания услуг оставляет себе.
В силу п. 6.5 Контракта окружной представитель государственного заказчика в течение 5 рабочих дней с момента поступления Сводного акта оказанных услуг в четырех экземплярах проверяет его, подписывает, скрепляет печатью и направляет региональному представителю исполнителя, либо дает письменный мотивированный отказ с детальным указанием нарушенных положений законодательства Российской Федерации и (или) Контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Исходя из условий п. 6.4, 6.5 Контракта обязательства окружного представителя государственного заказчика по проверке, подписанию и утверждению печатью сводного акта является встречным перед обязательством исполнителя по их направлению.
В соответствии с п.1.25 Контракта окружной представитель государственного контракта - территориальное Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уполномоченное проверять, подписывать и скреплять печатью сводные акты оказания услуг теплоснабжения в порядке, установленном Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
Истец указывает, что на основании представленных в материалы дела сводных актов АО "РЭУ" были оказаны услуги по государственному контракту в период с марта 2014 г. - октябрь 2015 г. на общую сумму 24 371 080,94 руб.
Однако, в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Согласно представленному в материалы дела сводному акту N 1/302/06-2015/7 за июнь 2015 г. истцом оказаны услуги на сумму 401 749,69 руб.
Данный сводный акт не имеет даты составления, а также подписи и печати окружного представителя государственного заказчика.
Из указанного сводного акта следует, что он составлен на основании Актов оказания услуг от 30.06.2015 N 615, 616, 619,607, 644, 617, подписанных со стороны районного представителя государственного заказчика - начальника 445 отдела территориального контроля за оказанием услуг Корчагиным Е.В.
При этом, акты оказания услуг не имеют даты их составления и утверждения сторонами.
Учитывая, что сводный акт 1/302/06-2015/7 направлен в адрес государственного заказчика сопроводительным письмом от 01.06.2016 исх. N 496, то указанные акты оказания услуг вызывают сомнения в их подписании по окончании расчетного периода.
Аналогичная ситуация со всеми представленными в материалы дела сводными актами и актами оказания услуг.
Более того, полномочия региональных представителей заказчика закреплен в приказе Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2013 N 170 "Об организации исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями".
Согласно п. 3 приказа МО РФ N 170 в целях надлежащего исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями, приказываю возложить права и обязанности районных представителей по исполнению государственных контрактов на командиров воинских частей, руководителей (начальников) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, старших военных городков, военных комиссаров или на подчиненных им командиров (начальников) отдельных структурных подразделений либо лиц, исполняющих их обязанности.
Во исполнение Приказа МО РФ N 170 было утверждено Положение "О порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами", утвержденное 2 августа 2013 г. заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения под контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком с Исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подписанный сторонами со всеми приложениями и дополнениями.
Согласно п. 23 Положения оно устанавливает порядок оформления, представления и подписания уполномоченными представителями сторон первичных и сводных документов при организации централизованных расчетов с исполнителями, на основании условий государственных контрактов, государственные контракты, упомянутые в Положении, подразделяются на эксплуатационные; ресурсные.
В силу пп. Б п. 19 Положения организации и учреждения Минобороны России обеспечиваются тепловой энергией - единственным поставщиком ОАО "РЭУ".
В соответствии п. 5 положения районный представитель государственного заказчика - командиры воинских частей, руководители (начальники) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, старшие военных городков, военные комиссары, командиры (начальники) отдельных структурных подразделений либо лица, исполняющие их обязанности, уполномоченные представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определенном Контрактом, на основании доверенности. выданной государственным заказчиком.
Согласно п. 1.25 Контракта окружной представитель государственного заказчика - территориальное финансовое управление (отдел) Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уполномоченное проверять, проверять, подписывать и скреплять печатью сводные акты оказания услуг теплоснабжения в порядке, установленном Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
В силу п. 1.26 Контракта районный представитель государственного заказчика - воинские части, организации и отдельные подразделения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых оказываются услуги теплоснабжения, надлежащим образом уполномоченные проверять, подписывать и скреплять печатью Акты оказания услуг теплоснабжения по форме, установленной приложением N 2 к Контракту и Акты готовности теплопотребляющих установок и эксплуатации в отопительном периоде по форме, установленной Приложением N 6 к Контракту, в порядке, установленным Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
Таким образом, полномочия представителей государственного заказчика должно быть подтверждено доверенностью, выданной государственным заказчиком.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
В соответствии с п.1 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Истцом в материалы дела доверенностей на указанных лиц, подписавших спорные акты оказанных услуг, подтверждающих наличие предоставленных им полномочий на осуществление приемки данных услуг от имени Минобороны России, в суд первой инстанции представлены не были.
Представленные Истцом суду апелляционной инстанции светокопии доверенностей от 30.10.2014 N 212/1448, 03.03.2016 N 212/794, 03.03.2016 N 212/793, 30.10.2014 N 212/1445, 30.10.2014 N 212/1447, - не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку согласно ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, только если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными, тогда как Истец не обосновал уважительность причин, не позволивших ему представить указанные документы в суд первой инстанции.
Оригиналы указанных доверенностей Истцом не представлены.
В соответствии ч. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В силу ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
В качестве доказательства факта направления сводных актов в материалы дела представлены сопроводительные письма от 12.05.2016 N 777/сб, от 05.07.16 N 4563, от 01.07.2016 N 616, от 26.05.2016 N 483, от 25.05.2016 N 479, от 31.05.2016 N 493, от 01.06.2016 N 496, от 06.06.2016 N 512, от 12.01.2017 N 1/сб.
Факт направления данных сопроводительных писем Истец подтверждает штемпелем ОЭС и ОКУ с отметкой номера входящего документа и датой.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как указывает Ответчик, согласно ГОСТ Р6.30-2003 регистрация документов осуществляется только работниками службы ДОУ и лицами ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях. В этом случае в локальном нормативном акте должно быть четко прописано, какие виды документов компании должны регистрироваться в службе ДОУ и в структурных подразделениях и в каких регистрационно-учетных формах.
В соответствии с п. 1 Временной инструкции по делопроизводству в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.08.2009 N 205/2/588 временная инструкция определяет порядок приема, регистрации, учета, подготовки, оформления, размножения, контроля исполнения, использования, отправки и хранения служебных документов в органах военного управления.
Согласно п. 81 Временной инструкции прием поступающей корреспонденции производится экспедицией или службой делопроизводства воинской части.
В соответствии с п. 85 Временной инструкции лицо, принимающее поступающую корреспонденцию, обязано проверить правильность ее доставки, сверить номера на пакетах с номерами, указанными в реестре, разборчиво расписаться в приеме документов, указать прописью их количество, дату и время получения. Расписка заверяется мастичной печатью "Для пакетов".
Таким образом, указанные штемпели не могут являться надлежащим доказательством факта вручения окружному представителю государственного заказчика спорных сопроводительных писем, поскольку не имеют подписи и расшифровки подписи лица, получившего указанные документы, а также оттиска печати подразделения "Для пакетов".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Истцом обстоятельства направления сводных актов в адрес окружного представителя государственного заказчика, что свидетельствует о недоказанности факта поставки тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать но суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В силу п. 7.2 Контракта оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным контрактом в течение 20 банковских дней с момента представления исполнителем следующих документов:
-сводного акта оказанных услуг теплоснабжения, подписанного в соответствии с разделом 6 Контракта в 4 экземплярах;
-счета-фактуры по каждому сводному акту оказанных услуг теплоснабжения;
реестра счетов-фактур, в случае предоставления более одного Сводного акта оказания услуг теплоснабжения;
сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактур в 1 экземпляре.
Из буквального толкования условий п. 7.2 Контракта следует, что основанием для оплаты оказанных услуг является сводный акт оказанных услуг, соответствующий разделу 6 государственного контракта, а также счета на оплату услуг.
Доказательств направления в адрес государственного заказчика документов для оплаты спорных услуг, предусмотренных п. 7.2 Контракта Обществом, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у Ответчика оснований считать услуги оказанными и, как следствие, подлежащими плате за заявленный период, по заявленным основаниям, т.е. о необоснованности заявленного иска и отказе в его удовлетворении.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2017 по делу N А40-27617/17 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27617/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф05-16474/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РЭУ", АО "Славянка"
Ответчик: Министерство обороны РФ, Минобороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16474/17
21.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33333/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-27617/17
26.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-27617/17