г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А56-2608/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15307/2017) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2017 по делу N А56-2608/2017 (судья Денисюк М.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39, ОГРН: 1099847008546, далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТРИСКЕЛ" (адрес: Россия, 198097, г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 29, литер А, ОГРН 1109847036892, далее - ООО "ТРИСКЕЛ", Общество, ответчик) о взыскании 37 382 руб. 14 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. Решением суда от 18.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ТРИСКЕЛ" представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года, согласно которому общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 9346 руб. (плата за размещение отходов производства и потребления по двум объектам, расположенным по адресам: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 29, лит. А, и Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 17, лит.А). К расчету приложены пояснительная записка и документы, подтверждающие количество образовавшихся и переданных отходов за отчетный квартал 2013 г.
Платежными поручениями от 16.01.2014 N 25 и от 16.01.2014 N 24 ответчиком перечислено 9 346 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года.
Департаментом произведен перерасчет платы за размещение отходов и в адрес Общества направлено требование от 03.06.2016 N 04-28/6668 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года в общей сумме 37 382 руб. 14 коп.
В обоснование произведенного перерасчета Департамент ссылался на то, что документы, подтверждающие размещение отходов на полигоне, представлены Обществом без указания ФККО, массы и класса опасности отходов, а также на отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что влечет применение 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы.
Поскольку требование от 03.06.2016 N 04-28/6668 не исполнено Обществом в добровольном порядке, Департамент обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ответчик относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. действующей в 2013 году) (далее - Закон N 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства исключены из числа лиц, на которых возложена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2016) сохранила данное правило в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение статьи 18 Закона N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Приказ N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 3 - 5 Приказа N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом.
Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (пункт 6 Приказа N 30).
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 30 отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с абзацем 6 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.01.2010 N 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства" для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Как верно указал суд первой инстанции, применяя установленный порядок определения платы за размещение отходов к Обществу, Департамент не принял во внимание, что Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъяснило следующее:
- лимитами на размещение отходов за прошедший год субъектами малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году;
- отчетный период составляет один календарный год;
- отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; - плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента;
- плата по кварталам также производится по факту.
Непредставление рассматриваемыми субъектами деятельности в срок отчетности также не может служить основанием для применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении Обществом отчетности отклоняются апелляционным судом, поскольку к расчету платы Обществом представлены документы, подтверждающие количество образовавшихся и переданных перевозчикам для размещения отходов.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2017 по делу N А56-2608/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2608/2017
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "ТРИСКЕЛ"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15307/17