г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А42-2146/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г., судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Майоровой М.Н.,
при участии:
от к/у Макеева А.А.: Шадуро Н.В. и Исмайлов Т.И. по доверенности от 15.08.2017,
от ФНС России: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18267/2017) конкурсного управляющего ООО "Баренцпродукт" Макеева Андрея Анатольевича на определение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2017 по делу N А42-2146/2016 (1ж) (судья Гоман Н.В.), принятое по жалобе ФНС России в лице УФНС России по Мурманской области на действия (бездействие) конкурсного управляющего должником Макеева Андрея Анатольевича
заинтересованные лица: Ассоциация "Ведущих арбитражных управляющих "Достояние", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Баренцпродукт",
установил:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2016 ООО "Баренцпродукт" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Макеев Андрей Анатольевич, член Ассоциации ведущих арбитражных управляющих "Достояние".
В рамках конкурсного производства 19.04.2017 ФНС России в лице УФНС России по Мурманской области (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего ООО "Баренцпродукт" Макеева А.А., выразившиеся в несвоевременном представлении в ИФНС России по г. Мурманску бухгалтерской отчётности должника за 2016 год, что повлекло за собой привлечение должника к ответственности в виде штрафа в размере 400 руб. решением N 25923 от 02.06.2017, а также в неисполнении обязанности по публикации в ЕФРСБ сообщения об утверждении конкурсного управляющего должника.
Определением от 23.06.2017 арбитражный суд признал ненадлежащим исполнение Макеевым А.А. обязанностей конкурсного управляющего ООО "Баренцпродукт", выразившееся в несвоевременном представлении в ИФНС России по г. Мурманску бухгалтерской отчётности должника за 2016 год, а также в неисполнении обязанности по публикации в ЕФРСБ сообщения об утверждении конкурсного управляющего должника.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ООО "Баренцпродукт" Макеев А.А. просит указанное определение отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы ее податель указывает, что пропуск установленного для представления отчетности срока был объективно обусловлен отказом внесения налоговым органом изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Баренцпродукт", а именно в части указания конкурсного управляющего Макеева А.А., как лица, действующего от имени и в интересах должника без доверенности на основании решения арбитражного суда. Вместе с тем, при поступлении решения об открытии конкурсного производства налоговый орган в пятидневный срок с момента его поступления осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом может рассматриваться равнозначным принятию решения о ликвидации юридического лица. С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят полномочия руководителя должника и момент возникновения данных полномочий связан не с внесением изменений в ЕГРЮЛ, а с моментом вступления судебного акта о его утверждении в законную силу. Податель жалобы указывает, что налоговый орган, получив решение арбитражного суда от 27.12.2016 по настоящему делу и зная о происходящих изменениях в деятельности ООО "Баренцпродукт", не предпринял никаких действий для надлежащей смены руководителя должника. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N P14001, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для неисполнения требований конкурсного управляющего в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. В отношении не исполнения обязанности по публикации в ЕФРСБ сообщения об утверждении конкурсного управляющего должника, податель жалобы указывает, что на анализируемый период времени у Макеева А.А. отсутствовали собственные денежные средства для оплаты публикации в газете "КоммерсантЪ". Кроме того, податель указывает, что судом не доказано, каким образом действия конкурсного управляющего связаны с нарушением прав кредиторов.
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган изложил возражения относительно ее удовлетворения, указывая, что бездействие конкурсного управляющего Макеева А.А., выразившееся в непредставлении в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности подтверждает ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей. Кроме того, не включение конкурсным управляющим в ЕФРСБ в течение десяти дней с даты своего утверждения сообщения о таком утверждении на основании решения арбитражного суда свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим положений пункта 1 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В судебном заседании апелляционного суда представитель конкурсного управляющего ООО "Баренцпродукт" Макеева А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей уполномоченного органа и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он исполняет обязанности руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статья 60 Закона о банкротстве предоставляет кредиторам должника и уполномоченным органам право обратиться в арбитражный суд с жалобой о нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего.
По смыслу данной нормы права основанием для удовлетворения жалобы являются установление арбитражным судом несоответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и другим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность по осуществлению процедуры банкротства, а также факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов должника и кредиторов.
При этом заявитель в порядке статьи 65 АПК РФ обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает его права и законные интересы, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности. Кредиторами и уполномоченными органами могут быть обжалованы лишь те действия (бездействие) арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на него обязанностей, которые предусмотрены Законом о банкротстве.
Согласно статьи 20.2 Закона о банкротстве, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. В силу пункта 3 статьи 6 Закона о бухучете, бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации юридического лица.
Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. В соответствии со статьей 289 НК РФ, независимо от наличия у налогоплательщика обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения.
Таким образом, именно на конкурсного управляющего, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухучете, статьями 23, 24 и 27 НК РФ возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, обязанность по ведению бухгалтерского учета должника, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Вместе с тем, непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган в установленный срок форм бухгалтерской отчетности, нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности исключают возможность достоверного учета имущества должника и влекут возложение на должника ответственности, в том числе предусмотренной НК РФ в виде пени и штрафов, что, в свою очередь, влечет уменьшение конкурсной массы, подобные действия (бездействие) конкурсного управляющего нарушают права лиц, участвующих в деле о несостоятельности.
При этом наличие специальной ответственности за не предоставление (несвоевременное представление) бухгалтерской отчетности, не исключают ответственности лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего за ненадлежащее исполнение данных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела и конкурсным управляющим не оспаривается, бухгалтерская отчётность должника за 2016 год представлена в налоговый орган 04.05.2017, то есть с пропуском установленного срока для представления отчётности.
Решением налогового органа N 25923 от 02.06.2017 ООО "Баренцпродукт" привлечено к ответственности за несвоевременное представление в ИФНС России по г. Мурманску бухгалтерской отчётности должника за 2016 год в виде штрафа в размере 400 руб.
Таким образом, факт нарушения срока представления отчетности и вина конкурсного управляющего Макеева А.А. в совершении налогового правонарушения установлены решением налогового органа, которое могло быть оспорено конкурсным управляющим в установленном порядке в случае несогласия с ним.
Вместе с тем, из пояснений представителя конкурсного управляющего Макеева А.А. следует, что решение налогового органа N 25923 от 02.06.2017 оспорено не было.
Нарушение, допущенное конкурсным управляющим, повлекло возложение на должника ответственности, предусмотренной НК РФ в виде штрафа. Поскольку уплата штрафа относится на конкурсную массу, это не может не затрагивать права кредиторов, рассчитывающих на удовлетворение своих требований за счет средств конкурсной массы, и свидетельствует о нарушении прав ФНС как уполномоченного органа в деле о банкротстве.
Довод подателя жалобы о том, что пропуск установленного срока для представления отчётности был обусловлен отказом внесения налоговым органом изменений в ЕГРЮЛ в части указания руководителя должника, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку внесение таких изменений производится налоговым органом на основании заявления конкурсного управляющего по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Порядок внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)
Сведения, за изменением которых обратился конкурсный управляющий, применительно к терминологии Закона N 129-ФЗ именуются сведениями о юридическом лице, не связанными с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Порядок государственной регистрации изменений таких сведений и требуемые для совершения регистрационного действия документы прямо предусмотрены статьями 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ, поэтому применение по аналогии статьи 21 Закона N 129-ФЗ о регистрации ликвидации юридического лица недопустимо.
Согласно статьям 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ для внесения требуемых конкурсным управляющим изменений установлен заявительный порядок регистрации, устанавливающий обращение заинтересованного лица по форме N 114001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, на незаполнение которой заявителем сослался в оспариваемом ответе регистрирующий орган.
Закон N 129-ФЗ не содержит иных правил регистрации изменения сведений, не связанных с изменением учредительных документов для лиц, находящихся в процедуре банкротства.
Закон о банкротстве, в частности статья 129 о полномочиях конкурсного управляющего, не содержит специальных правил регистрации сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника.
Судебный акт об утверждении конкурсного управляющего подтверждает полномочия этого лица и относится к основаниям для внесения в реестр сведений о нем как о лице, действующем без доверенности от имени находящегося в процедуре банкротства юридического лица, но не подменяет собой другие требуемые Законом N 129-ФЗ для совершения регистрационных действий документы, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган в установленном этим Законом порядке.
Довод конкурсного управляющего о наличии объективных причин невозможности своевременного представления в ИФНС России по г. Мурманску бухгалтерской отчётности должника за 2016 год проверен судом первой инстанции.
Как верно указал суд, у Макеева А.А. с момента его утверждения конкурсным управляющим ООО "Баренцпродукт" (резолютивная часть решения была вынесена судом 22.12.2016 года) при надлежащей степени разумности и осмотрительности было достаточно времени для подачи соответствующего заявления.
При этом апелляционный суд отмечает, что факт нарушения конкурсным управляющим положений пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве установлен решением налогового органа, доказательств отмены которого в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и Макеевым А.А. не отрицается не исполнение им обязанности по публикации в ЕФРСБ сообщения о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и об утверждении конкурсного управляющего должника.
Согласно пункту 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Своевременное размещение публикаций относится к непосредственным обязанностям конкурсного управляющего. Несвоевременное осуществление публикаций на сайте ЕФРСБ влечет нарушение прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе права на получение соответствующей информации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что не опубликование в ЕФРСБ сообщения о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и об утверждении конкурсного управляющего должника вызвано непреодолимыми препятствиями, арбитражным управляющим в материалы дела не представлено.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие собственных денежных средств на опубликование сведений не признается судом уважительным обстоятельством и не является основанием для освобождения от исполнения вышеприведенных норм закона.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения жалобы уполномоченного органа.
Таким образом, поскольку приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, определение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2017 об удовлетворении жалобы ФНС является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2017 по делу N А42-2146/2016 (1ж) оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "Баренцпродукт" Макеева А.А. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2146/2016
Должник: ООО "БАРЕНЦПРОДУКТ"
Кредитор: Андреев Максим Николаевич, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ, ИФНС по Мурманску, ООО "ГЕО", ООО "ДеКре", ООО "СЕВЕРРОС", Производственный кооператив СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "БЕЛОКАМЕНКА"
Третье лицо: Главный судебный пристав Мурманской области, И.о. председателя Комитета по обеспечению безопасности населения МО Игнатенко А. Н., ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ, Макеев Андрей Анатольевич, Некоммерческое партнерство "ВЕДУЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ДОСТОЯНИЕ", Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление ФСБ России по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18267/17
30.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3391/17
28.02.2017 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2146/16
08.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30815/16
27.12.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2146/16
31.05.2016 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2146/16