город Ростов-на-Дону |
|
22 августа 2017 г. |
дело N А32-15836/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Погосян А.Г. по доверенности от 10.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2017 по делу N А32-15836/2017, принятое судьей Чесноковым А.А., по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Юнис" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юнис" (далее - заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности за совершение деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал решение тем, что площадь стационарного торгового объекта соответствует условиям лицензирования, при этом отождествлять понятия "стационарный торговый объект" и "площадь торгового объекта" действующее правовое регулирование не позволяет.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, указано на фактическую площадь осуществления торговли - 6 кв.м.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, департаментом 08.02.2017 обществу была выдана лицензия N 23РАО0001140 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в том числе по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Кирова, 62Б, сроком действия лицензии - до 27.10.2017.
Согласно информации, поступившей в департамент от МИФНС России N 6 по Краснодарскому краю от 20.02.2017 N 09-03/02476, в отношении ООО "Юнис" был установлен факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных абзацем 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Организация общественного питания (кафе), расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Кирова, 62Б, принадлежит обществу на основании договора аренды нежилого здания от 29.08.2014 N ДА/100/277 между Сковородниковым С.В. и ООО "ЮНИС", зарегистрированного в Едином государственном реестре кадастра и картографии по Краснодарскому краю 14.10.2014, сроком аренды 3 года, на общую площадь 125 кв.м. В свою очередь на основании договора субаренды нежилого здания от 10.12.2015 N ДС/100/277 общество предоставляет в субаренду часть нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью 119 кв.м., индивидуальному предпринимателю Угаровой О.В. Фактическая площадь, пользование которой осуществляет общество, составила 6 кв.м.
Департаментом полагает, что занятие обществом торговых площадей менее 50 кв.м. является нарушением абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
06.04.2017 уполномоченным лицом департамента в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 13-20/04, по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об обоснованности и законности принятого судом первой инстанции решения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ). При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Несоблюдение лицензионных требований и условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии.
На основании части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, оборот алкогольной продукции, включая розничную ее продажу, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
К лицензионным требованиям, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности, могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.
Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона. В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона N 171 -ФЗ.
Согласно данной норме организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., а также контрольно-кассовую технику.
Таким образом, требование о наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарного торгового объекта и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., является лицензионным.
Вместе с тем, буквальное толкование пункта 6 статьи 16 Закона N 171 -ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требование о площади (не менее 50 кв.м.) относится к собственно стационарному торговому объекту и складским помещениям.
К указанному толкованию абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ ориентирует также Конституционный Суд Российской Федерации, который в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1278-О и от 20.02.2014 N 406-О указал, что данная норма направлена на обеспечение надлежащего контроля за достоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных в лицензирующий орган для получения лицензии, в том числе подтверждающих законность оснований использования стационарных торговых объектов и складских помещений.
Однако, положения абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не означают, что организация должна использовать для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции всю площадь принадлежащих ей стационарного торгового объекта и складских помещений (или площадь не менее 50 кв.м.). Такого требования Закон N 171-ФЗ не содержит, как не содержит он и запрета на передачу части стационарного торгового объекта, в котором организацией-лицензиатом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в аренду (субаренду, безвозмездное пользование) третьим лицам.
При этом суд первой инстанции обосновано исходил из того, что специальное законодательство различает понятия "стационарный торговый объект" и "площадь торгового объекта".
В частности, согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно- технического обеспечения (пункт 5), а под площадью торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (пункт 7).
В абзаце 1 пункта 6 статьи 16 Закона N 171 -ФЗ указано именно на площадь стационарного торгового объекта и складских помещений, но не на торговую площадь объекта.
Следовательно, для целей осуществления розничной продажи алкогольной продукции необходимо наличие стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 50 кв.м., но не торговой площади объекта, предназначенной исключительно для розничной продажи алкогольной продукции, в названном размере (не менее 50 кв.м.).
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в стационарном торговом объекте - нежилом здании, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Кирова, 62Б, общей площадью 125 кв.м. При этом именно арендуемое обществом нежилое здание является объектом недвижимого имущества (в целях применения пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ - стационарным торговым объектом).
Впоследствии общество предоставило в субаренду часть арендуемого нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью 119 кв.м. индивидуальному предпринимателю Угаровой О.В., согласно договору субаренды нежилого здания от 10.12.2015 N ДС/100/277.
Установив путем вычитания площадей, что для осуществления розничной продажи алкогольной продукции общество фактически занимает торговую площадь 6 кв.м., заявитель полагает, что обществом допущено нарушение абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171 - ФЗ.
Вместе с тем, в силу частей 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в силу статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не составлялся, процессуальных документов, свидетельствующих об обратном, департаментом не представлено.
Довод заявителя о том, что общество не соблюдает лицензионные требования, поскольку произвело уменьшение (после получения лицензии) общей площади стационарного торгового объекта, являются несостоятельными.
Буквальное толкование пункта 6 статьи 16 Закона N 171 -ФЗ в совокупности с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 24.09.2013 N 1278-О и от 20.02.2014 N 406-О) позволяет сделать вывод о том, что требование данной нормы относится непосредственно к стационарному торговому объекту и складским помещениям, которые должны находиться у организации в собственности (на ином вещном праве) или в долгосрочной аренде и в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции и направлено на обеспечение надлежащего контроля за достоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных в лицензирующий орган для получения лицензии.
Исходя из выше изложенного, предоставление обществом в субаренду части арендуемого нежилого здания не свидетельствует о несоблюдении обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, поскольку данный закон не содержит запрета на передачу части стационарного торгового объекта, в котором организацией-лицензиатом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в аренду (субаренду, безвозмездное пользование) третьим лицам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2017 по делу N А32-15836/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15836/2017
Истец: Департамент потребительской сферы и регулировании рынка алкоголя Краснодарского края, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
Ответчик: ООО "ЮНИС"