Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2017 г. N Ф09-7100/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А71-971/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е. В.
судей Борзенковой И.В.. Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" - Верхоланцев В.Р., доверенность от 01.01.2017, Фанина Н.Г., доверенность от 23.02.2016, Ратегова Г.В., доверенность от 30.11.2016, Марголина О.Г., доверенность от 01.01.2017,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике - Николаева С.Л., доверенность от 05.04.2017, Колесник В.В., доверенность от 12.07.2017,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 мая 2017 года
по делу N А71-971/2017
принятое судьей Е.А. Бушуевой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (ИНН 5902182943, ОГРН 1025900508215)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике (ИНН 1831038252, ОГРН 1041800550021)
об оспаривании решений от 11.08.2016 N 34, 35, 36,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.08.2016 NN34,35,36.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что в инвентарных карточках большинства объектов, в отношении которых заявителем применена пониженная ставка налога на имущество, указаны коды ОКОФ, которые не отражены в Перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504; спорные объекты расположены на территории налогоплательщика, а линии электропередачи принадлежат ООО "Лукойл-Энергосервис"; общество не осуществляет функций передачи, распределения, генерации, поставки электроэнергии, а является ее конечным потребителем; право на применение льготы законодатель связывает не с данными, которые указаны в учете налогоплательщика, а с функциональной принадлежностью объектов, которая должна быть связана с процессом передачи электрической энергии, а не с ее потреблением для собственных нужд, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 03.12.2015 N 66-АПГ15-28.
Общество с апелляционной жалобой не согласилось, представило отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 09.08.2017 объявлен перерыв до 16.08.2017.
Определением от 15.08.2017 судом на основании п.2 ч.3 ст.18 АПК РФ произведена замена судьей Савельевой Н.М. и Гуляковой Г.Н. на судей Борзенкову И.В. и Суслову О.В.; дело определено к рассмотрению в составе председательствующего Васильевой Е.В., судей Борзенковой И.В. и Сусловой О.В.
После замены рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 16.08.2017 представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.12.2015 обществом в налоговый орган по месту нахождения своего имущества (автозаправочных станций на территории Удмуртской Республики) представлены уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2012-2014 гг. с заявлением налога к уменьшению в связи с применением права на освобождение от налогообложения (по налогу за 2012 г.) и права на применение пониженной налоговой ставки (0,4% за 2013 год и 0,7% за 2014 год) в отношении 14 объектов: трансформаторных подстанций, в том числе комплектных (КТП), сетей внутриплощадочного и наружного электроснабжения АЗС - перечисленных на стр.7-8 оспариваемых решений, а также в приложении к протоколу (л.д.119 том 6).
По результатам камеральных проверок указанных деклараций налоговым органом составлены акты от 13.04.2016 N N 4958, 4959, 4960 (л.д.17 том 4, л.д.27 том 1) и вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.08.2016 N N 34,35,36.
Решением N 36 (л.д.83-89 том 4) обществу доначислен налог на имущество за 2012 г. в сумме 67352 руб., пени за его неуплату в период с 6 по 11 августа 2016 г. в сумме 141,44 руб. В привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекцией отказано за отсутствием состава (недоимки по налогу по сроку уплаты налога на имущество за 2012 г.).
Решением N 35 (л.д.17-26 том 1) обществу доначислен налог на имущество за 2013 г. в сумме 67318 руб., пени за его неуплату в период с 6 по 11 августа 2016 г. в сумме 141,37 руб. В привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекцией отказано за отсутствием состава (недоимки по налогу по сроку уплаты налога на имущество за 2013 г.).
Решением N 34 обществу доначислен налог на имущество за 2014 г. в сумме 49548 руб., пени за его неуплату в период с 6 по 11 августа 2016 г. в сумме 104,05 руб. В привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекцией отказано за отсутствием состава (недоимки по налогу по сроку уплаты налога на имущество за 2014 г.).
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 25.10.2016 N N 06-07/15619, 06-07/15621, 06-07/15622 жалобы заявителя на решения инспекции оставлены без удовлетворения.
Несогласие налогоплательщика с решениями инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
При принятии решения суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно применил льготный режим налогообложения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
На основании ст.373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст.56 Кодекса).
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Согласно пункту 6 ст.88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, предусмотрено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.
В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ;
2) имущество поименовано в Перечне N 504.
Налогоплательщиком в отношении 14 объектов (трансформаторных подстанций, в том числе комплектных (КТП) с кодами ОКОФ 14 3115201, 14 3120010, 14 3115105, сетей внутриплощадочного и наружного электроснабжения АЗС с кодами ОКОФ 12 4521125) заявлена льгота по коду 2010238, то есть как в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих линий.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила §6 "Энергоснабжение" применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Инспекцией установлено и обществом не оспаривается, что спорные основные средства (сети наружного электроснабжения АЗС и трансформаторные подстанции) используются обществом для нужд собственных АЗС, а не для передачи электроэнергии иным субъектам (в том числе потребителям электрической энергии).
Представленные обществом экспертные заключения не опровергают данные выводы. В данных заключениях эксперты исходят из физического, а не функционального (хозяйственного, экономического) предназначения объектов основных средств, в связи с чем делают необоснованный вывод о том, что эти объекты соответствуют понятию "линия энергопередачи", о котором идет речь в пункте 3 статьи 380 НК РФ. Между тем вопросы права являются исключительной прерогативой суда (пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Перечне N 504, как уже указано в настоящем постановлении, не влечет возникновение права на льготу.
Указанные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой по аналогичным спорам (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2017 N , от 25.07.2017 N 310-КГ17-8965).
Поскольку спорное имущество не относится к линиям энергопередачи и, соответственно, сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, оснований для освобождения спорного имущества от налогообложения (за 2012 год) или применения пониженной налоговой ставки (за 2013-2014 гг.) общества не имелось.
Довод общества о том, что Перечень N 504 допускает отнесение к линиям энергопередачи (и связанному с ними имуществу) иных объектов, названных в столбце "Примечания", но не выходящих за пределы электростанции (подстанции) и не предназначенных для передачи электрической энергии на расстояние, основан на неверном толковании НК РФ. Ни Кодексом, ни Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрено, что пониженные ставки можно применять в отношении имущества, упомянутого в Перечне N 504, но которое не относятся к линиям энергопередачи или сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
В силу пункта 1 ст.56 Кодекса налоговая льгота может быть установлена только законодательством о налогах и сборах, то есть Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 1 НК РФ).
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 НК РФ).
На основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчик от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 мая 2017 года по делу N А71-971/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-971/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2017 г. N Ф09-7100/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике