г. Челябинск |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А07-16494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2017 по делу N А07-16494/2017 (судья Азаматов А.Д.).
Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, предприятие, МУП Управление электротранспорта) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы (далее - заинтересованное лицо, УПФР России в Октябрьском районе г. Уфы, фонд) от 15.05.2017 N 002S19170007956 о привлечении к ответственности за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года в размере 735 500 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.06.2017 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным оспариваемое решение фонда от 15.05.2017 N 002S19170007956.
В апелляционной жалобе фонд просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требования отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на неверный вывод суд о представлении страхователем первоначальных сведений персонифицированного учета в установленный срок, в то время как материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что исходные сведения персонифицированного учета в установленный законом пятнадцатидневный срок не были представлены заявителем. Указанные сведения за февраль 2017 года впервые были представлены с пропуском установленного срока 05.04.2017, в связи с чем предприятие было правомерно привлечено к ответственности.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились, заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП Управление электротранспорта зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в качестве страхователя в ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Уфы.
По сведениям Управления Пенсионного фонда МУП Управление электротранспорта не исполнило надлежащим образом обязанность по предоставлению в установленный срок органам Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за февраль 2017 года.
Сведения персонифицированного учета о каждом работающем у страхователя застрахованном лице за февраль 2017 год представлены страхователем с нарушением срока - 05.04.2017 при установленном сроке - 15.03.2017.
Фондом составлен акт от 12.04.2017 N 002S18170006719 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 15.05.2017 N 002S19170007956 страхователь привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений за отчетный период - февраль 2017 года в отношении 1471 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 500 рублей на каждое застрахованное лицо, в общей сумме 735 500 рублей.
Не согласившись с указанным решением фонда, предприятие обратилось с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности привлечения страхователя к ответственности, установленной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виду того, что исходная форма СЗВ-М за февраль 2017 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, а дополняющая формы СЗВ-М отправлена в пенсионный фонд по инициативе заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст.и 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно п. 2 ст. 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные п.п. 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из материалов дела, заявителем представлены сведения о застрахованных лицах по исходной форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении 1471 застрахованных лиц 06.03.2017, то есть с соблюдением установленного законом срока (15.03.2017). Данный факт подтверждается распечаткой сведений об отправленных отчетах программного обеспечения Контур-Экстерн, согласно которому отчет формы СЗВ-М за февраль 2017 года отправлен заявителем 06.03.2017 в 19.00 в УПФР 002-760 и принят ПФР (т.1, л.д. 32).
Предприятие в возражениях на акт проверки от 12.04.2017 N 002S18170006719 указало, что исходный отчет СЗВ-М за февраль 2017 года был отправлен посредством программного обеспечения Контур-Экстерн 06.03.2017, однако по техническим причинам (неисправность жесткого диска компьютера главного бухгалтера) не был доставлен в орган пенсионного фонда.
После устранение неполадок и выявления факта того, что отчет за февраль 2017 года в фонд не поступил, страхователем осуществлена отправка формы СЗВ-М за февраль 2017 года 05.04.2017 как корректирующего, поскольку в системе Контур-Экстерн исходный отчет числился как принятый и полученный фондом.
В подтверждение факта поломки и замены жесткого диска компьютера предприятием в суд представлены первичные бухгалтерские документы (т.1, л.д. 25-31).
Оценив указанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны иные, прямо не упомянутые в данной норме, обстоятельства.
Таким образом, определение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как виновного деяния, а также обязательность для органа контроля выявления обстоятельств, исключающих вину лица в совершении преступления предписывают устанавливать и учитывать вину при выявлении факта нарушения пенсионного законодательства и привлечения к ответственности.
Между тем, из материалов дела следует, что указанные обстоятельства не исследовались заинтересованным лицом, несмотря на представленные предприятием возражения на акт проверки, правовая оценка им не дана.
Кроме того, следует отметить, что в решении Пенсионного фонда содержится лишь констатация факта непредставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, в связи с чем сделан вывод о наличии правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона 3 27-ФЗ, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя.
При этом в возражениях на акт камеральной проверки заявитель пояснил Пенсионному фонду причины несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах за февраль 2017 года.
Из материалов дела следует, что вследствие поломки жесткого диска как технического средства передачи персональных данных, лицо не располагало сведениями о неполучении фондом своевременно отправленных сведений персонифицированного учета, соответственно не имело возможности устранить данное нарушение.
Таким образом, представлению предприятием сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ за отчетный период февраль 2017 года в установленный срок, объективно препятствовало наличие указанной технической проблемы, не зависящей от воли плательщика страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает пренебрежительного отношения предприятия к своей обязанности по представлению отчетности.
Заявитель после выявления неисправности принял меры для устранения данной неисправности, а также меры по направлению отчетности, в том числе 05.04.2017. Спорные сведения были представлены в фонд с максимально незначительной просрочкой.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, следовательно, доводы Пенсионного фонда о правомерно вынесенном решении суда отклоняются, как несостоятельные.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2017 по делу N А07-16494/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16494/2017
Истец: МУП Управление электротранспорта г.Уфы, МУП УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Заместитель начальника УПФ в Октябрьском районе г. Уфы Бадамшина Л.Ф., Замначальника УПФ в Октябрьском районе г. Уфы Бадамшина Л.Ф., Управление ПФР в Октябрьском районе г. Уфы