г.Самара |
|
8 августа 2018 г. |
Дело N А55-31288/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балашевой В.Т. и Морозова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Камендровского Петра Ивановича на решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2018 года по делу N А55-31288/2017 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) к индивидуальному предпринимателю Камендровскому Петру Ивановичу (ОГРНИП 304631935900599, ИНН 631900350982) об обязании освободить земельный участок, третьи лица: Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации городского округа Самара, принятое судьей Селиваткиным П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шалыгина Е.К. - главный специалист юридического отдела муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью" (доверенность N 917 от 28.12.2017),
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее Департамент управления имуществом, истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Камендровскому Петру Ивановичу (далее предприниматель Камендровский П.И., ответчик) об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217001:41, общая площадь 60 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Стара-Загора - ул.Георгия Димитрова, предоставленный под временный павильон "Продукты", и передать указанный земельный участок представителю Департамента по акту приема-передачи.
Определением суда от 01.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства городского округа Самара (далее Департамент градостроительства, 1-е третье лицо) и Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации городского округа Самара (далее Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг, 2-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2018 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал предпринимателя Камендровского П.И. освободить земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217001:41, общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Стара-Загора - ул.Георгия Димитрова, предоставленный под временный павильон "Продукты" и передать указанный земельный участок представителю Департамента по акту приема-передачи.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом реализовано право на односторонний отказ от исполнения договора аренды земельного участка N 2585а-2011/2016 от 26.12.2012 в порядке, установленном статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако ответчик не освободил земельный участок, арендованный в соответствии с указанным договором.
Суд первой инстанции отклонил довод ответчика о неполучении письма с уведомлением об отказе от договора, так как письмо истца, содержащее уведомление об отказе от договора аренды, было направлено направленное по месту регистрации индивидуального предпринимателя и считается полученным им.
Суд первой инстанции так же отклонил довод ответчика о правомерности занятии спорного земельного участка на основании включения в схему размещения нестационарных торговых объектов. Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статью 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", указал, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара осуществляется на основании договора аренды или договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона, в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов. В указанную схему включен нестационарный торговый объект с указанием его местоположения на спорном земельном участке, а не сам земельный участок. Договор аренды земельного участка прекратил свое действие, а договор на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке с ответчиком не заключен, в предоставлении места для размещения нестационарного торгового объекта ответчику отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик считает, что судом первой инстанции, в нарушении принципа всесторонности и полноты рассмотрения дела, не выяснялись причины одностороннего отказа истца от договора аренды.
Ответчик считает, что у суда первой инстанции не имелось процессуальных оснований принимать, в качестве доказательства отправления и невручения заказного письма с уведомлением о расторжении договора аренды истцом, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309911056231, так как в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2012 N 16311/11 единственным лицом, которое может представлять распечатки с сайта, является его владелец, тогда как истец не является владельцем сайта Почты России.
Ответчик так же исходит из того, что в перечень нестационарных торговых объектов входит объект, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Стара Загора/ул.Георгия Димитрова, и данное обстоятельство указывает на правомерность занятия спорного земельного участка на основании включения в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу ответчика, поддержал и просил оставить ее без удовлетворения.
1-е третье лицо - Департамент градостроительства, отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг, в отзыве на апелляционную жалобу ответчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласилось и просило оставить ее без удовлетворения. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом. Третьим лицом подано заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца и отзыве 2-го третьего лица на апелляционную жалобу, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Министерством имущественных отношений Самарской области и предпринимателем Камендровским П.И. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством N 2585а-2011/2016 от 26.12.2012, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217001:41, общей площадью 60,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Стара-Загора - ул.Георгия Димитрова, под временный павильон "Продукты" (л.д.25-40).
Согласно п.2.1 договор действует по 24.12.2016.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи (л.д.41).
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.01.2013.
По истечении срока действия договора ответчик продолжил пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя. В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возобновился на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно статье 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле" в редакции Закона Самарской области от 26.02.2016 с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Таким образом, с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации городского округа Самара.
Согласно пункту 2 Постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями:
- по подготовке соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством, а также по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от) договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, актов приема-передачи земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством;
- контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством;
- ведению претензионной работы с арендаторами, иными пользователями земельных участков, используемых для целей, не связанных со строительством;
- взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, освобождению таких земельных участков, аннулированию сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.
Пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Руководителем Департамента управления имуществом ответчику направлено уведомление N 15-07-30/18473 от 25.04.2017 об отказе от договора аренды с 01.06.2017. Ответчику указано на обязанность освободить арендуемый участок от объекта, расположенного на нем, и сдать его по акту приема-передачи (л.д.14-15).
Ответчик обязанность возвратить арендованный земельный участок в связи с прекращением договора аренды не исполнил.
Истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика возвратить земельный участок, арендованный в соответствии с договором аренды N 2585а-2011/2016 от 26.12.2012.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Довод ответчика о том, что он не получил указанное уведомление об отказе от договора аренды, является необоснованным и не может быть принят судом.
Уведомление N 15-07-30/18473 от 25.04.2017 направлено ответчику по адресу: 443111, г.Самара, Московское шоссе, д.135, кв.39, и возвращено организацией почтовой связи за истечением срока хранения поскольку ответчик не явился за письмом, несмотря на почтовое уведомление.
Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно пункту 4.3.10 договора ответчик обязан в случае изменения адреса либо иных реквизитов в десятидневный срок направлять арендодателю письменное уведомление об этом.
Ответчик доказательства уведомления арендодателя об изменении адреса места жительства или изменении адреса направления корреспонденции суду не представил.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей местом жительства ответчика является: Самарская обл., г.Самара, Московское шоссе, д.135, кв.39 (л.д.55-57).
Уведомление об отказе от договора аренды N 2585а-2011/2016 от 26.12.2012 и возврате арендованного земельного участка было направлено ответчику по адресу, указанному им в данном договоре аренды и содержащемуся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Истцом в материалы дела представлен список внутренних почтовых отправлений от 25.04.2017 с присвоенным каждому адресату почтовым идентификатором, из которого следует, что почтовый идентификатор, указанный в отчете об отслеживании отправления, совпадает с почтовым идентификатором, содержащемся в списке внутренних почтовых отправлений по отправке корреспонденции ответчику.
Учитывая, что сервис официального сайта Почты России - отслеживание почтовых отправлений по почтовому идентификатору, является общедоступным, и ответчик не заявил о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно принял отчет об отслеживании в качестве доказательства по делу.
При указанных обстоятельствах, уведомление об отказе от договора аренды, направленное по данному адресу, считается доставленным ответчику, а договор прекратившимся с 01.06.2017.
Принимая во внимание, что срок действия договора аренды земельного участка N 2585а-2011/2016 от 26.12.2012, заключенного с ответчиком, истек, истец в порядке, установленном статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, реализовал свое право на односторонний отказ от договора аренды, а также учитывая, что ответчик не исполнил обязанность возвратить арендованный земельный участок в связи с прекращением договора аренды, требование истца об обязании ответчика возвратить земельный участок является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы причины отказа от договора аренды, не может быть принят судом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 12 пункта 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" при направлении арендатору уведомления о прекращении договора на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
Довод апелляционной жалобы о правомерности занятия спорного земельного участка на основании включения торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов также не может быть принят судом.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского округа Самара N 377 от 19.04.2013 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (в редакции Закона Самарской области от 17.07.2017 N 77-ГД) размещение нестационарных объектов торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 11, абзацем вторым части 12 и частью 13 данной статьи.
Частью 5 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Согласно статье 8 данного Закона договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по итогам аукциона, если иное не предусмотрено данным Законом.
Частью 11 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта владелец нестационарного торгового объекта имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок, за исключением случая размещения сезонного нестационарного торгового объекта, при условии что место размещения соответствующего торгового объекта не исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Волеизъявление о реализации указанного преимущественного права должно быть выражено владельцем нестационарного торгового объекта не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта. В случае выражения волеизъявления владельцем нестационарного торгового объекта о реализации указанного преимущественного права в соответствии с настоящей частью с таким владельцем нестационарного торгового объекта заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
Частью 13 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 12 данной статьи.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара осуществляется на основании договора аренды или договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона, в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара N 377 от 19.04.2013.
В указанную схему включен нестационарный торговый объект, а не земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217001:41, площадью 60,00 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Стара-Загора/ул.Георгия Димитрова, на котором он размещен, в соответствии с договором аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка прекратил свое действие, а договор на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке с ответчиком не заключался.
Кроме того, размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Самара лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов без заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку для всех хозяйствующих субъектов должен действовать одинаковый порядок размещения нестационарных торговых объектов.
Довод ответчика о том, что истец, отказываясь от договора аренды, не разъяснил ответчику о его праве на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона, лишив тем самым ответчика возможности осуществления торговой деятельности, является необоснованным, поскольку указанное право, предусмотренное частью 13 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (в редакции Закона Самарской области от 17.07.2017 N 77-ГД), обусловлено надлежащим исполнением обязанностей по заключенному до 01.03.2015 договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2018 года по делу N А55-31288/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Камендровского Петра Ивановича - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Самарской области.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
В.Т.Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31288/2017
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: ИП Камендровский Петр Иванович
Третье лицо: Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации г.о.Самара, ИП Камендровский Петр Иванович в лице Каменровской Линды Вячеславовны