г. Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А41-106086/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Гео Инвестментс": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области: Петрушкина О.Е., представитель по доверенности от 15.06.2018; Полозков Д.С., представитель по доверенности от 15.06.2018,
от Управления ФНС России по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гео Инвестментс" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2018, принятое судьей Левкиной О.В., по делу N А41-106086/17 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гео Инвестментс" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области от 05.05.2017 N 23001, оставленным без изменения решением Управления ФНС России по Московской области от 25.09.2017 N 07-12/092577@,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гео Инвестментс" (далее - общество "Гео Инвестментс", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо), от 05.05.2017 N 23001, оставленным без изменения решением Управления ФНС России по Московской области от 25.09.2017 N07-12/092577@.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество "Гео Инвестментс" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области от 05.05.2017 N 23001.
Инспекция ФНС России по г. Мытищи Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Гео Инвестментс", Управления ФНС России по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ИФНС России по г. Мытищи, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 30.01.2017 обществом "Гео Инвестментс" налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 17.05.2017 N 36109.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 17.05.2017 N 36109, материалов камеральной налоговой проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений от 19.06.2017, инспекцией вынесено решение от 05.07.2017 N 23001 о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно решению инспекции от 05.07.2017 N 23001 налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 5 787 446,80 руб., налогоплательщику предложено уплатить 28 937 234 руб. недоимки по земельному налогу, в соответствии со статьей 75 Кодекса начислено 1 377 412,34 руб. пеней.
Основанием для доначисления инспекцией земельного налога и штрафных санкций послужило неправомерное неприменение налогоплательщиком при исчислении сумы налога к уплате повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 Кодекса, по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:12:0070219:15; 50:12:0070219:16; 50:12:0070215:11; 50:12:0070217:152; 50:12:0070219:252, поскольку на земельных участках, предоставленных налогоплательщику для ведения жилищного строительства, строительство не велось.
Инспекцией начислен земельный налог за 2016 год по указанным земельным участкам исходя из налоговой базы, налоговой ставки в размере 0,3 процента и повышающих коэффициентов 2 и 4, установленных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
По суммам доначисленного налога, начисленных пеней и штрафа у сторон спора не имеется.
Из представленных в материалы дела документов на спорные земельные участки следует, что приобретенные налогоплательщиком в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0070215:11; 50:12:0070217:152 изначально имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Постановлениями Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области от 28.08.2012 N 339, от 29.08.2012 N 341 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0070217:152; 50:12:0070215:11 с "для сельскохозяйственного производства" на "для строительства домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуального жилищного строительства".
Данные постановления вынесены по обращению налогоплательщика в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Указанные сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков отражены также в свидетельствах о государственной регистрации права от 13.11.2012 серия 50-АД N 607379, серия 50-АД N 607380.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0070219:15; 50:12:0070219:16 образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070219:10.
Согласно постановлению Главы городского поселения Пироговский от 29.12.2010 N 681 у участка с кадастровым номером 50:12:0070219:10 изменен вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
Сведения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 18.08.2016, от 19.08.2016 и выпиской из единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним о правах отдельного лица от 22.08.2016 N 50/001/2016-144642.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070219:9 образован и учтен в реестре объектов недвижимости 26.01.2015 земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070219:252 со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, из правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0070219:15; 50:12:0070219:16; 50:12:0070215:11; 50:12:0070217:152; 50:12:0070219:252 следует, что спорные земельные участки приобретены обществом "Гео Инвестментс" с видом разрешенного использования - для строительства домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
На решение Инспекции заявителем подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Московской области, решением которого от 26.09.2017 N 07-12/092577@, апелляционная жалоба общества "Гео Инвестментс" оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик считает, что налог по вышеуказанным земельным участкам должен рассчитываться на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ по ставке 0,3 % без применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса, поскольку ведение жилищного строительства на земельных участках невозможно в силу того, что в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для строительства домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" работы по формированию участка, перечень которых приведен в пункте 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, местными органами власти не проводились.
Местными органами власти, позднее, Министерством строительства Московской области, градостроительная документация по планировке и межеванию территории, на которой расположены спорные земельные участки, не утверждалась, технические условия не определялись и обществу "Гео Инвестментс" не выдавались.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Гео Инвестментс" в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения инспекции от 05.07.2017 N 23001.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований общества отказано.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В этой связи налоговая база для исчисления земельного налога, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также ограниченных в обороте.
Как следует из материалов дела, в спорный период ставки земельного налога на территории Пироговского поселения были установлены решением Совета депутатов городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области от 21.04.2016 N 4/27 (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 7.2 вышеуказанного решения ставка земельного налога 0,3% применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков установлена ставка земельного налога 1,5%.
Следовательно, применение пониженной налоговой ставки непосредственно связано с указанными в приведенных нормах целями приобретения (представления) земельных участков и не может производиться произвольно в отсутствие документов, подтверждающих право на использование спорных земельных участков согласно категории и виду разрешенного использования, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
При этом налогоплательщиком не оспаривается тот факт, что кадастровая и рыночная стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0070217:152; 50:12:0070219:15; 50:12:0070215:11; 50:12:0070219:16 по состоянию на 01.01.2013 и земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070219:252 по состоянию на 29.01.2015 определены исходя из вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, а также земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 396 Кодекса, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Федеральный закон N 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года.
В этой связи применение повышающего коэффициента должно осуществляться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) в собственность для жилищного строительства и права на которые зарегистрированы начиная с 1 января 2008 года.
Как следует из материалов дела, право собственности на спорные земельные участки возникло у общества "Гео Инвестментс" после 01.01.2008, что подтверждается правоустанавливающими документами, в которых в качестве вида разрешенного использования земельных участков указано: для строительства домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, следовательно, указанные выше нормы применимы в рассматриваемом деле.
Таким образом, если земельные участки приобретаются для осуществления на них жилищного строительства, суммы земельного налога исчисляются с учетом следующих коэффициентов: 1 - в случае завершения жилищного строительства до истечения трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок до государственной регистрации прав на построенный объект; 2 - в течение трехлетнего срока строительства; 4 - в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, 2 - по истечении 10 лет.
Исходя из буквального толкования пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса следует, что повышающий коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий, при этом отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.
Данная норма не содержит каких-либо особенностей исчисления налога в зависимости от того, ведется строительство фактически или нет.
Пункт 15 статьи 396 Кодекса содержит лишь одно условие, при котором повышающий коэффициент при исчислении земельного налога не применяется - это исключение в виде индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что размер земельного налога, учитывая приведенные нормы Кодекса, связан только с целью предоставления земельного участка и с периодом строительства на земельном участке объекта недвижимого имущества.
По смыслу указанных выше норм права для исчисления земельного налога (применение соответствующего коэффициента) имеет значение лишь период осуществления строительства, который начинает исчисляться с момента государственной регистрации за налогоплательщиком права на земельный участок, предоставленный для жилищного строительства, до государственной регистрации права на построенный объект недвижимого имущества.
Исходя из буквального толкования положений пункта 15 статьи 396 Кодекса, что повышающие коэффициенты при исчислении суммы земельного налога за земельный участок, приобретенный (предоставленный) для жилищного строительства, применяются независимо от способа приобретения земельного участка (на аукционе, путем купли-продажи на свободном рынке, иным путем), а также в отношении земельных участков, вид разрешенного использования которых изменен в установленном земельным законодательством порядке после их приобретения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Гео Инвестментс", о том, что в пределах спорных земельных участков деятельность по осуществлению жилищного строительства до настоящего момента не ведется, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса не содержит каких-либо особенностей для исчисления налога в зависимости от того ведется строительство на спорном участке или нет.
Согласно положениям пункта 15 статьи 396 Кодекса с учетом пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства налогоплательщик не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако законом не предусмотрено освобождение налогоплательщика, который строительства фактически не ведет, от исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента.
При этом правового значения для рассматриваемых в настоящем деле правоотношений по исчислению и уплате земельного налога причины неведения собственником земельного участка с разрешенным видом использования - ведение жилищного строительства, не имеют.
Таким образом, налоговый орган при исчислении земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:12:0070217:152; 50:12:0070219:15; 50:12:0070215:11; 50:12:0070219:16; 50:12:0070219:252, предоставленным (приобретенным) для ведения жилищного строительства, правомерно применил повышающие коэффициенты 2 и 4, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Доводы общества "Гео Инвестментс", изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены как основанные на ошибочном толковании положений главы 31 Кодекса о порядке исчисления земельного налога.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогоплательщика и отмены решения суда первой инстанции об отказе в признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области от 05.05.2017 N 23001 не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2018 по делу N А41-106086/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106086/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 января 2019 г. N Ф05-23155/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГЕО ИНВЕСТМЕНТС", ООО "ГЕО ИНВЕСТМЕНТС" Россия, 127018, г. МОСКВА, г. МОСКВА, ул. СУЩЁВСКИЙ ВАЛ, д. 16 корпус 6, кв. XII 15
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ, 141021, Г. МЫТИЩИ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛ. ЛЕТНАЯ, Д. 30 КОРПУС 1
Третье лицо: УФНС России по Московской области, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ