г. Владивосток |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А51-28431/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Смирновой, В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
апелляционное производство N 05АП-5261/2018
на решение от 04.06.2018
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-28431/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717)
о признании незаконным и отмене предписания б/д N ТБ-ЖТ15/09/2017/404;
при участии:
от АО "Дальневосточная генерирующая компания": представители Бурляева М.Н. (по доверенности от 02.04.2018, сроком действия по 01.04.2022, паспорт); Верходубенко Н.Н. (по доверенности от 15.06.2018, сроком действия по 30.06.2022, паспорт);
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" (далее - заявитель, общество, ОАО "ДГК") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора, Управление, контролирующий орган, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, АО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что на момент рассмотрения дела по существу и вынесения обжалуемого решения, железнодорожные пути необщего пользования согласно уведомлениям Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) 27.02.2018 исключены из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приводит довод о том, что на момент проверки (04.09.2017) срок проведения дополнительной оценки уязвимости не истек, а значит, требования закона о транспортной безопасности не были нарушены и, как следствие, отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку срок еще не наступил.
В судебном заседании представители АО "Дальневосточная генерирующая компания" доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить, заявленные требования удовлетворить.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 14.08.2018 до 13 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 29.06.2017 N 404-р проведена плановая, выездная проверка в период с 04.09.2017 по 15.09.2017 в отношении ОАО "ДГК", по факту соблюдения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки Управлением Ространснадзора выявлены нарушения требования законодательства в области транспортной безопасности, отраженные в акте проверки от 15.09.2017 N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404.
Так, согласно акта проверки от 15.09.2017 N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404 на железнодорожных путях необщего пользования АО "ДГК", примыкающие к станциям Вторая речка и Владивосток Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", реестровые номера N НЮЛ643626 и N НЮЛ643625, 4 категории:
не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ОАО "ДГК", приказ о назначении ответственного за обеспечение транспортной безопасности на проверку не представлен;
не образовано (не сформировало) подразделение транспортной безопасности, при этом привлеченное по договору N 571ПР от 22.12.2014 ФГП "Ведомственная охрана" Министерства энергетики РФ, не являющееся подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и не аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности;
не утверждены в течение месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных путей необщего пользования организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии документов которых приложены к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства);
не предоставлены в отношении Усова Е.В., Коретко Д.В., Догадова Д.В. справки о наличии (отсутствии) и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного дела, медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний, выданное медицинской организацией в отношении Коретко Д.В. и Догадова д.В., медицинское заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией, документ подтверждающий отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без наказания врача либо новых потенциальных опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования АО "ДГК";
на объекте транспортной инфраструктуры отсутствуют информационные аншлаги (стенды) о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечении транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
оценка и дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования АО "ДГК" в месячный срок не проведена.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи Управлением Ространснадзором предписания N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404, в соответствии с которым ОАО "ДГК" в срок до 15.03.2018 необходимо устранить вышеуказанные нарушения.
Заявитель, полагая, что предписание N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с транспортной безопасностью, регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и другими нормативными актами, целями которых являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 11.1 названного Закона федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно подпункту "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Ространснадзором в лице управления как органом, уполномоченным в сфере государственного транспортного надзора, по результатам проверки общества на предмет соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств общества.
Статьей 1 Закона N 16-ФЗ определено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 указанного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Как следует из материалов дела, АО "ДГК" для осуществления своей деятельности использует железнодорожный путь протяженностью 1026,00 м., лит. Б7, железнодорожный путь протяженностью 174,000 м., лит. Б8, место нахождения 690049, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д.24, железнодорожный путь протяженностью 392,00 м., лит. Б15, железнодорожный путь протяженностью 520,00 м., лит. Б16, железнодорожный путь протяженностью 140,00 м., лит. Б17, железнодорожный путь протяженностью 415,00 м., лит. Б18, железнодорожный путь протяженностью 228,0 м., лит Б19, место нахождения 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Западная, д.29, что подтверждается свидетельствами о регистрации 25-АА 778442 и 25-АА 778456.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что указанные железнодорожные пути необщего пользования АО "ДГК", примыкающие к станции Владивосток Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" согласно уведомлениям Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 27.02.2018 N N УТБ-6/Д/56-ж и УТБ-6/Д/58-ж исключены из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровые номера N НЮЛ643625, НЮЛ643626).
Таким образом, на указанные объекты (железнодорожные пути необщего пользования АО "ДГК") не распространяются требования Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Коллегия принимает во внимание, что на момент выдачи предписания - в сентябре 2017 года, спорные объекты не были исключены уполномоченным органом из Реестра категорированных объектов, вместе с тем, исходит из того, что срок исполнения предписания установлен до 15.03.2018. К указанной дате на спорные объекты уже не распространялись требования Федерального закона N 16-ФЗ, следовательно, у Общества отсутствовала обязанность по его исполнению.
Исполнимость предписания является одним из элементов его законности, так как неисполнимое предписание, то есть предписание, содержащее требования, противоречащие действующему законодательству, либо предписание, однозначно установить способ исполнения которого не представляется возможным, не является законным.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, получившего предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание фактически не исполнимо, содержащиеся в нем требования, которые необходимо исполнить заявителю, сформулированы без учета обстоятельств, возникших после его вынесения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2018 по настоящему делу подлежит отмене, требования - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с Управления в пользу заявителя подлежит взысканию 4.500 рублей государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2018 по делу N А51-28431/2017 отменить.
Признать незаконным предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта б/д N ТБ-ЖТ-15/09/2017/404 (вх.N АО "ДГК" 11512 от 19.09.2017), как несоответствующее Федеральному закону от 09.02.2007 N15-ФЗ "О транспортной безопасности".
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28431/2017
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора)