г. Санкт-Петербург |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А56-3069/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14540/2017) ЗАО "Ленстройтрест 5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2017 по делу N А56-3069/2017 (судья Тетерин А.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
к ЗАО "Ленстройтрест 5"
о взыскании
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546, адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Ленстройтрест 5" (ОГРН 1037821049210, адрес: Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 73, корп. 1, лит. А, пом. 21Н, далее - Общество, ответчик) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года в размере 61 304,88 руб.
Решением суда от 05.05.2017 исковые требования Департамента удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что Обществом обоснованно был произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года без применения пятикратного повышающего коэффициента, поскольку в указанный период Общество являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, освобожденным от обязанности разработки и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а установленный для таких субъектов порядок предоставления отчета об образовании и размещении отходов ответчиком был соблюден.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, по результатом проведенной проверки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года, представленного Обществом, Департаментом установлено, что в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение природопользователем не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы, в связи с чем Департаментом произведен перерасчет указанного расчета платы и выставлено требование N 04-28/5198 от 06.05.2016 об уплате выявленной задолженности в размере 61 304,88 руб.
Неисполнение данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленное требование обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем удовлетворил исковое заявление в полном объеме.
Исследовав материала дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. действующей в 2013 году) (далее - Закон N 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства исключены из числа лиц, на которых возложена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2016) сохранила данное правило в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение статьи 18 Закона N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Приказ N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 3 - 5 Приказа N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом.
Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (пункт 6 Приказа N 30).
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 30 отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Как следует из материалов дела, в электронном виде отчетность сдана Обществом 14.01.2014, на бумажных носителях отчетность направлена 15.01.2017, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии с абзацем 6 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.01.2010 N 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства" для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента.
Из материалов дела усматривается, что за 4 квартал 2013 года Общество предоставило в Департамент отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Обязанность Общества по предоставлению отчетности считается исполненной с даты ее предоставления. Материалами дела подтверждается и Департаментом не оспаривается, что указанная обязанность Обществом исполнена. После представления отчетности от Департамента в адрес Общества не поступали сообщения, извещения либо уведомления о выявлении неточностей, ошибок или неполноты сведений, содержащихся в отчетности, либо о непринятии представленной Обществом отчетности.
Доказательств того, что Общество в спорный период не являлось субъектом малого или среднего предпринимательства в материалы дела не представлено.
Ссылки истца на представленные Департаментом сведения из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства нельзя признать обоснованными, поскольку представленная выписка подтверждает отсутствие информации об Обществе в данном реестре по состоянию на 01.02.2017. Факт отсутствия на указанный момент сведений об Обществе в реестре не может служить подтверждением его несоответствия критериям субъекта малого и среднего предпринимательства в 2013 и невозможности рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду без применения повышающих коэффициентов в спорный период в связи с отсутствием утвержденных лимитов на размещение отходов. При получении от Общества расчета платы Департамент в адрес Общества не направлял никаких замечаний о несоответствии отчетности установленным требованиям или необоснованности расчета платы. Представленный Обществом в 2014 году отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 4 квартал 2013 года был принят Департаментом.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Однако, применяя установленный порядок определения платы за размещение отходов к Обществу, Департамент не принял во внимание, что Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ было освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъяснило следующее:
- лимитами на размещение отходов за прошедший год субъектами малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году;
- отчетный период составляет один календарный год;
- отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; - плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента;
- плата по кварталам также производится по факту.
Следовательно, в рассматриваемом периоде субъектом малого и среднего предпринимательства плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за текущий год (поквартально) вносится по фактическому количеству отходов, направленному на размещение за отчетный квартал без применения пятикратного повышающего коэффициента.
Непредставление рассматриваемыми субъектами деятельности в срок отчетности также не может служить основанием для применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Принимая во внимание все материалы и фактические обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, фактическую оплату Обществом за 4 квартал 2013 года платежей за негативное воздействие в размере 15 305,28 руб., суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о законности требования Департамента.
Истцом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достаточных доказательств в подтверждение обоснованности заявленных требований не представлено.
Обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене, а апелляционная жалоба ЗАО "Ленстройтрест 5" удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2017 по делу N А56-3069/2017 отменить.
В удовлетворении требований Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о взыскании с закрытого акционерного общества "Ленстройтрест 5" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года отказать полностью.
Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу закрытого акционерного общества "Ленстройтрест 5" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3069/2017
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Ленстройтрест 5"