Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2017 г. N Ф08-8072/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 августа 2017 г. |
дело N А32-38825/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткалич М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2017 по делу N А32-38825/2016
по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к администрации города Сочи
при участии третьих лиц: публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани; общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал"
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
принятое судьей Николаевым А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Сочи об обязании принять имущество в муниципальную собственность.
Решением суда от 14.06.2017 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение отменить, в иске отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что истец обратился к ответчику в порядке, предусмотренном абзацем 22 ч. 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление N 374), представив полный и необходимый пакет документов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно поручениям Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.10.2015 N ДК-П13-6954 и от 02.12.2015 N ДК-П13-8153, принято решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи сетей канализации и наружного освещения, расположенных на площадках служебных зон Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (N 21) и Олимпийского парка (19в).
Во исполнении вышеуказанных поручений, Территориальным управлением издано распоряжение от 23.05.2016 N 367-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи".
Акт приема-передачи имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи направлен истцом в адрес ответчика 26.05.2016.
Поскольку письмо от 26.05.2016 оставлено адресатом без удовлетворения, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в адрес Администрации муниципального образования город Сочи повторно направлено письмо от 14.07.2016 N 08/10736 о необходимости подписания акта приема-передачи указанного имущества и направления в Территориальное управление для утверждения.
Письмом от 28.07.2016 N 8285/07-02-12 Администрация города Сочи сообщила о необходимости проведения совместного с Территориальным управлением обследования данных сетей канализации и наружного освещения, расположенных на площадках служебных зон Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (N 21) и Олимпийского парка (19в).
Территориальным управлением в адрес Администрации города Сочи направлено письмо от 22.08.2016 N 11/12884, в котором сообщалось о проведении совместного выездного обследования (осмотра) вышеуказанных объектов 26.08.2016.
Согласно материалам искового заявления, указанное обследование (осмотр) сетей канализации и наружного освещения, расположенных на площадках служебных зон Ледовой арены для керлинга, Конькобежного центра (N 21) и Олимпийского парка (N 19 в) не состоялось по причине не явки представителя Администрации города Сочи.
Поскольку Администрацией муниципального образования г. Сочи не обеспечены меры по принятию в муниципальную собственность спорного имущества, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (принят решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Сочи обладают следующими полномочиями: организация в границах города Сочи электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе утверждает схемы водоснабжения и водоотведения города Сочи; организация благоустройства и озеленения территории города Сочи, организация освещения улиц и установка указателей с наименованием улиц и номерами домов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и 4 признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 Приложения N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности являются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), относящиеся к государственной собственности и расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов.
Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150 к сооружениям и магистральным сетям инженерной инфраструктуры относятся, в частности, водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация, линии высоковольтной электропередачи.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
На основании системного толкования вышеуказанных норм, суд пришел к выводу о том, что наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2016; наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2009; наружное электроосвещение площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в, 21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0000000:6116, являются объектами инженерной инфраструктуры города Сочи и подлежат передаче в муниципальную собственность.
Положениями ст. 154 ФЗ Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Кроме того, при решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
При этом в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П Конституционный суд отмечает, что установленный рассматриваемыми законоположениями порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению государственной собственности и передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, а следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях наиболее рационального его использования в общих публичных интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно материалам дела, основанием для передачи спорных объектов в собственность администрации города явились поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.10.2015 N ДК-П13-6954 и от 02.12.2015 N ДК-П13-8153, и распоряжение от 23.05.2016 N 367-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи".
При этом судом отмечено, что отсутствие волеизъявления муниципального органа относительно вопроса передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не может являться единственным препятствием для осуществления такой передачи ввиду наличия объективной целесообразности.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской 6 Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЭ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Поскольку спорные объекты предназначены для обслуживания служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра, которые в свою очередь являются спортивными сооружениями, суд отмечает социальную значимость таких объектов. При этом обязанность содержания и обеспечения эксплуатации социально значимых объектов в соответствии с их целевым назначением корреспондирует обязанности исполнения социальной функции уполномоченными органами местного самоуправления, установленной Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской 8 Федерации", а также ст. 43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (принят решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92) в частности полномочия органов местного самоуправления города Сочи по обеспечению водоотведения, организации благоустройства и освещения улиц.
Судом исследован представленный в материалы дела акт осмотра объектов (сооружений) от 13.02.2017, согласно которому истом установлено, что спорные сооружения с кадастровым номером 23:49:0402041:2016 и 23:49:0402041:2009 являются линейными объектами, расположенными под сооружениями:
площадка служебной зоны Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (N 21) общей площадью 15893 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0402041:2010;
площадка служебной зоны Олимпийского парка (N 19в) общей площадью 9385 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0402041:2021, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402041:1057 площадью 34011 кв.м.
Сооружение с кадастровым номером 23:0000000:6116 расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:1057 и 23:49:0402037:1220.
Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:1057 на площадках (N 19в, N 21) расположены семь мачт наружного освещения, два металлических шкафа, три трансформаторные подстанции. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 расположена трансформаторная подстанция ТП ОСТВ и КНС6 (В-4/П-Па), семь металлических шкафов (ШУ).
На территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:1057 сотрудниками НАО "Центр "Омега" проводился осмотр сетей освещения олимпийского парка, в том числе и сооружения с кадастровым номером 23:0000000:6116.
Согласно материалам дела, спорные объекты, подлежащие передаче в муниципальную собственность, обладают надлежащим техническим состоянием, а также возможностью их использования по прямому функциональному назначению для решения вопросов местного значения.
Доказательств ненадлежащего технического состояния, а также невозможности использования спорных объектов по прямому функциональному назначению ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Согласно материалам дела наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2016; наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2009 расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402041:1057.
Наружное электроосвещение площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в, 21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0000000:6116, расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402041:1057, 23:49:0402037:1220.
Наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2016, наружные сети канализации площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0402041:2009, являются подземными объектами, а наружное электроосвещение площадки служебной зоны Олимпийского парка, Ледовой арены для керлинга, конькобежного центра (19в, 21), год ввода в эксплуатацию 2014, кадастровый номер 23:49:0000000:6116, являются по своей сути линиями освещения. В связи с чем, нахождение земельных участков, на которых расположены спорные объекты, в собственности Российской Федерации не является препятствием для передачи последних в муниципальную собственность.
Таким образом, передача спорных объектов в муниципальную собственность согласуется с функциями муниципального образования город Сочи, соответствует его целям и задачам и не противоречит действующему законодательству. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неполном пакете документов для передачи имущества не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку основан на неверном толковании заявителем норм материального права.
Так, относительно непредставления в адрес Администрации города Сочи документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решение о передаче имущества и федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее по тексту - постановление N 374) Территориальное управление полагает, что п. 1 постановления N 374 установлен перечень документов, который предоставляется заинтересованным лицом для принятия решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Из буквального содержания приведенных норм и их смысла следует, что указанный перечень документов представляется в орган, уполномоченный на принятие решения о передаче имущества, которым в настоящем случае является ТУ Росимущества. Такой комплект документов необходим для принятия последним решения о передаче имущества в муниципальную собственность (данная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2015 N ФОЗ-741/2015 по делу N А04-4819/2014, оставленным без изменений Определением Верховного Суда РФ от 24.07.2015 N 303-КГ15-7651 и поддержана Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 08.12.2016 по делу N А32-7839/2016).
Судом установлено, что на настоящий момент решение о передаче принято, в связи с чем у Администрации муниципального образования город Сочи отсутствовали основания для отказа в принятии имущества в муниципальную собственность.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2017 по делу N А32-38825/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38825/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2017 г. N Ф08-8072/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Ответчик: Администрация г. Сочи, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ
Третье лицо: ООО Сочиводоканал, ПАО "КубаньЭнерго"