Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5673/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А82-904/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Пуртовой Т.Е., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Шарикова Р.В., действующего на основании доверенности от 06.06.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2017 по делу N А82-904/2017, принятое судом в составе судьи Соловьевой Т.А.,
по иску публичного акционерного общества "Северсталь" (ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 259 861 руб. 91 коп.,
установил:
публичное акционерное общество "Северсталь" (далее - истец, ПАО "Северсталь", общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", железная дорога, заявитель жалобы) о взыскании задолженности в виде пени за просрочку в доставке груза в сумме (с учетом уточнения) 257 188 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2017 взысканы с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "Северсталь" пени в размере 220 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части.
По мнению заявителя жалобы, транспортные железнодорожные накладные содержат отметки о заключенном между грузоотправителем ООО "Метаслав" и перевозчиком договоре N 503/17/12 от 27.04.2012 о продлении срока доставки на 5 суток. ПАО "Северсталь" не является собственником вагонов NN 96631577, 96633615 и 96632526, поскольку согласно представленным в материалы дела техническим паспортам на вагоны, вагоны NN 96631577, 96633615 и 96632526 являются собственностью ОАО "ВЭБ-лизинг". Истец не представил доказательств нарушения каких-либо его прав со стороны перевозчика. Перевозчик, в данном случае, не нарушил положения статьи 33 Устава железнодорожного транспорта и не нарушил условия договора перевозки, срок доставки не был нарушен, поскольку грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Все спорные вагоны прибыли на станцию назначения ранее истечения срока доставки, указанного в железнодорожных накладных. Сумма к уменьшению по данному основанию составляет 57 925 руб. 80 коп. На основании изложенного сумма пени к взысканию не может превышать (без учета применения статьи 333 ГК РФ) 62 110 руб. 53 коп. (сумма к уменьшению составляет 197 751 руб. 38 коп.)
Отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал изложенные доводы и возражения.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд за взысканием задолженности по пени по железнодорожным накладным, указанным в иске, за просрочку в доставке ответчиком порожних вагонов по железнодорожным накладным, указанным в исковом заявлении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
За ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 ГК РФ).
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Из вышеназванных норм права следует, что статьей 792 ГК РФ, статьей 33 Устава, пунктом 11 Правил N 27 определено, что перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
В силу статей 209, глава 34 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передать имущество третьим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Спорные вагоны не принадлежали перевозчику, а грузоотправитель не обладал никакими законными правами (правом собственности или аренды) на спорный подвижной состав, следовательно, распоряжаться им и передавать к перевозке на условиях, определенных им самостоятельно, не мог.
Перевозчиком оказывались услуги по перевозке порожних вагонов грузополучателя.
Таким образом, грузоотправитель и перевозчик могли заключить соглашение по увеличению срока доставки порожних вагонов (груз на колесах), принадлежащих грузоотправителю или перевозчику.
Поскольку, в данном случае имел место возврат порожних вагонов и грузоотправитель, а также перевозчик не являлись их владельцами, поэтому они не вправе были заключать соглашение по увеличению сроков доставки не принадлежащих им вагонов.
При этом, то обстоятельство, что истец является арендатором спорных вагонов, а не собственником, не имеет правого значения, поскольку является их законным владельцем.
Ссылка заявителя жалобы на правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2014 по делу N А60-11110/2013, не является верной, так как в названном постановлении рассматривалась правовая ситуация, связанная с доставкой грузополучателю груза. При этом по настоящему делу осуществлялась доставка порожних вагонов, принадлежащих грузополучателю, а не доставка груза.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований общества в отношении спорных вагонов.
Правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2017 по делу N А82-904/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-904/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5673/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"