г. Самара |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А72-5043/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Романенко С.Ш.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Храмовой Оксаны Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2017 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-5043/2017, судья Малкина О.К.,
по иску Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230), город Ульяновск,
к индивидуальному предпринимателю Храмовой Оксане Геннадьевне (ОГРНИП 317732500011442, ИНН 732201906460), город Ульяновск,
о взыскании задолженности по договору N 379 от 10.11.2011 г. о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновкой области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.02.2017 г. по 27.03.2017 г. в размере 3 587 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Храмовой Оксане Геннадьевне о взыскании задолженности по договору N 379 от 10.11.2011 г. о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновкой области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.02.2017 г. по 27.03.2017 г. в размере 3 587 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства по делу N А72-5043/2017 исковые требования удовлетворены частично. С Индивидуального предпринимателя Храмовой Оксаны Геннадьевны в пользу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области взыскана задолженность по договору N 379 от 10.11.2011 г. о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновкой области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.02.2017 г. по 27.03.2017 г. в размере 3 360 руб. 66 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм процессуального права, неправомерную мотивировку суда о злоупотреблении правом со стороны истца.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 03.04.2013 N 60 "О Министерстве экономики и планирования Ульяновской области" Министерство экономики Ульяновской области переименовано в Министерство экономики и планирования Ульяновской области с 15.04.2013.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.01.2014 N 52-пр "О реорганизации Министерства экономики и планирования Ульяновской области" Министерство экономики и планирования Ульяновской области реорганизовано в форме присоединения Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области и переименовано в Министерство экономического развития Ульяновской области.
В соответствии с постановлением губернатора Ульяновской области от 26.02.2016 N 17 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области" Министерство экономического развития Ульяновской области переименовано в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области с 01.05.2016.
В силу п.2 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании приведённых норм в целях практической реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ульяновской области разработан Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утверждённый Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 N 120-П "Об утверждении порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела" (далее - Порядок).
Порядок, устанавливает условия и механизм предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в Ульяновской области, в целях возмещения части затрат, связанных с государственной регистрацией начинающего субъекта малого предпринимательства в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, осуществлением им выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) (далее - субсидия).
10.11.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и Индивидуальным предпринимателем Храмовой Оксаной Геннадьевной был заключён договор N 379 о предоставлении начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 руб. в целях возмещения затрат на финансирование проекта "Витражное производство. Роспись стекла. Роспись по дереву".
Согласно п. 1.1 Договора Договор заключён в рамках реализации вышеуказанной Программы целью, которой, в том числе, являются: увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в экономику Ульяновской области; увеличение налоговых поступлений от субъектов малого в налоговых доходах областного бюджета и в соответствии с установленным Порядком.
Согласно пункту 3.1.1 Договора Министерство обязуется предоставить Организации (ИП) бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. на осуществление Организацией (ИП) расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом.
Платежным поручением от 17.11.2011 N 2299141 подтверждается факт перечисления Министерством экономики Ульяновской области бюджетных средств путём прямого безналичного перечисления на банковский счёт ответчика.
Согласно п. 3.2.3 договора организация обязуется обеспечить в срок с 01.11.2011 по 01.11.2014 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счёт собственных средств в размере не менее 35 000 руб.
Согласно условиям бизнес-плана предусмотрено создание 2 рабочих мест, финансовый прогноз обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации, внебюджетные фонды, общей суммы платежей на октябрь 2014 года должно было поступить в размере - 367 920 руб.
В подтверждение выполнения бизнес-плана в материалы дела представлены документы, подтверждающие трудоустройство 1 работника и отчислений в бюджетную систему Российской Федерации на сумму - 36 427 руб.
В силу п.5.3 договора предусмотрено, что ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Организация представляет Министерству содержательный отчёт с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом. Отчёт представляется Организацией до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Согласно п. 5.5 договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п.5.2, п. 5.3 договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счёт Министерства.
Судом первой инстанции верно установлено, что 16.05.2014 Храмова Оксана Геннадьевна прекратила осуществлять предпринимательскую деятельность (сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что условия предоставления субсидии не исполнены и не могут быть исполнены в дальнейшем.
В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.
В соответствии с п. 8.4 Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
20.01.2017 г., в порядке, предусмотренном п. 8.4 Порядка Истцом в адрес Ответчика направлено требование о возврате субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения.
Согласно п.п. 2 п. 5.2. р.5 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 г. N 120-П (далее-Порядок) оптимальным социальным и экономическим результатом реализации Проекта, в том числе, является возврат суммы полученной субсидии в бюджетную систему Российской Федерации в форме налоговых платежей.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, указал, что уплата налоговых платежей наряду с реализацией бизнес-плана и уплатой взносов во внебюджетные фонды является главным обязательством по Договору и сумма уплаченных ответчиком налоговых платежей по итогам реализации проекта должна быть соответственна сумме полученной субсидии.
По сведениям истца, до настоящего времени денежные средства не возвращены, отчёты о расходовании бюджетных средств, выполнении комплекса мероприятий не представлены.
В соответствии с нормами ст. ст. 8, 307 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
В силу ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По правилам пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Денежные средства не возвращены, доводы истца, ответчиком не оспорены.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства целевого использования бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика задолженности в размере 300 000 руб. 00 коп.
Также истец заявил требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами 14.02.2017 г. по 27.03.2017 г. в размере 3 587 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из расчета истца следует, что при начислении процентов истец использовал ставку рефинансирования 10,5% годовых.
Суд первой инстанции верно признал указанный расчет ошибочным и обоснованно произвел собственный расчет, согласно которому размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 3 360 руб. 66 коп. (300 000*41*9,25/36000).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2017 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-5043/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Храмовой Оксаны Геннадьевны, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5043/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Храмова О.Г., Храмова Оксана Геннадьевна