г. Самара |
|
29 августа 2017 г. |
А65-1417/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-1417/2017 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению акционерного коммерческого банка "Энергобанк" (Публичное акционерное общество), Республика Татарстан, г. Казань,
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным приказа от 30.11.2016 N 4065/16,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" (Публичное акционерное общество), г. Казань (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным приказа от 30.11.2016 N 4065/16 об отмене приказа филиала N 1 ГУ-РО ФСС Российской Федерации по Республики Татарстан от 01.11.2016 г. N 2562/16 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года заявленное требование удовлетворено, признан недействительным приказ от 30.11.2016 N 4065/16, принятый Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань. Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Акционерного коммерческого банка "Энергобанк" (Публичное акционерное общество), г. Казань.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-1417/2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-1417/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В материалы дела, кроме того, поступило ходатайство ответчика о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего уполномоченного представителя.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании заявления страхователя от 27.10.2016 г., поданного в соответствии с пунктом 7 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), Фондом 01.11.2016 г. вынесен приказ N 3562/16 об установлении Банку скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год в размере 40 %.
Приказом Фонда от 30.11.2016 N 4065/16 приказ о предоставлении Банку скидки к страховому тарифу отменен, поскольку по результатам камеральной проверки в отношении плательщика страховых взносов было установлено, что страхователем не соблюден пункт 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьям 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как вида социального страхования.
В силу положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" общество является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 20.1. Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (статья 21 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17, пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь имеет право требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу, а страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правила).
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
В силу пункта 6 Правил скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (пункт 7 Правил).
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем).
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10 Правил).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340).
Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Методика) установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Таким образом, действующими Правилами и Методикой соответствующие критерии для установления скидки, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов, установлены именно в части текущих страховых взносов.
Данный факт подлежит выяснению на дату обращения с заявлением. Решение о предоставлении скидки или отказе в предоставлении скидки принимается не позднее 1 декабря текущего финансового года, а подлежит применению с 1 января следующего года.
Как было указано выше, на основании заявления страхователя от 27.10.2016 филиалом N 1 регионального отделения ФСС РФ по РТ был принят приказ от 01.11.2016 N 3562/16 об установлении Банку скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год в размере 40 процентов.
Таким образом, заинтересованное лицо не могло не знать о том, что страховые взносы за 9 месяцев 2016 года были уплачены с просрочкой в один день (19.07.2016 (вторник) вместо 15.07.2016 (пятница). На момент подачи заявления страховые взносы и пени заявителем были уплачены.
Кроме того, в силу пункта 11 Правил данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию, что означает возможность заинтересованного лица получить любую необходимую информацию, которая у него отсутствует.
Тем не менее, при наличии в течение трех предшествующих лет просрочки одного платежа на 1 день, приказ от 01.11.2016 был принят Фондом, что означает возникновение у заявителя права на скидку с 01.01.2017 г.
Из материалов дела следует, что согласно приказу фонда от 30.11.2016 N 4065/16 основанием для отмены ранее установленной скидки на 2017 год в размере 40 % явилась несвоевременная оплата обществом страховых взносов за 9 месяцев 2016 года.
При этом, суд правомерно исходил из того, что Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Напротив, пунктом 10 Правил прямо предусмотрено, что размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года, что означает запрет на изменение установленных скидок в текущем году.
Какой-либо проверки законности принятого филиалом Фонда приказа о предоставлении скидки вышестоящим органом либо иным, компетентным в области осуществления надзора за законностью органом, не проводилось.
Тем не менее, письмом N 20/05/11794 от 13.01.2017 г. Фонд по результатам рассмотрения заявления отказал в отмене приказа от 30.11.2016 N 4065/16.
Учитывая изложенное, суд правомерно указал на невозможность признания основанным на законе приказа фонда, содержащего ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
В отсутствие соответствующих законодательных норм установление каких-либо оснований и порядка отмены предоставленных скидок и надбавок и их применение в компетенцию арбитражного суда не входит.
Довод Фонда о том, что у заинтересованного лица имелись основания для отмены скидки к тарифу, поскольку общество несвоевременно уплачивало страховые взносы, не принимается судом во внимание, поскольку принимая решение о предоставлении скидки к страховому тарифу, фонд социального страхования не мог не знать, что общество уплачивало взносы несвоевременно. Доказательств, что во время камеральной проверки обществом были предоставлены дополнительные документы, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Законность оспариваемого Приказа Фонда ответчиком не доказана.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-1417/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1417/2017
Истец: АО Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" (Публичное ), г.Казань
Ответчик: Государственное учреждение-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань