Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф08-9614/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А15-5949/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Джамбулатова С.И., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.05.2017 по делу N А15-5949/2016 (судья Ахмедов Д.А.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ОГРН 1062632033760, ИНН 2632082700)
к обществу с ограниченной ответственностью "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо" (ОГРН 1100570002741, ИНН 0570003067),
о взыскании 465 830, 97 руб. задолженности за поставленный газ в мае 2016 года,
в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество-1, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо" (далее - общество-2, ответчик) о взыскании 465 830, 97 руб. задолженности за газ, поставленный в мае 2016 г. по договору поставки газа от 08.11.2013 N 12 -01/01-0038/14 (с учетом дополнительного соглашения от 09.11.2015 N 1/16 и протокола разногласий от 28.12.2015).
Определением от 13.12.2016 исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 03.02.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 25.05.2017 исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 АПК РФ, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение от 25.05.2017 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между обществом-1 (поставщик) и обществом-2 (покупатель) заключен договор поставки газа N 12-01/01-0038/14 от 08.11.2013 (далее - договор поставки газа), по условиям которого общество-1 обязалось поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный в объеме 32,1 тыс. куб. м, а общество-2 - получать (выбирать) и оплачивать поставщику стоимость потребления газа, которая складывается из стоимости газа по регулируемой оптовой цене, рассчитанной по формуле утвержденной цены газа, тарифа на транспортировку газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки).
Кроме того, сверх цены на газ, к оплате предъявляется НДС (пункты 2.1, 2.2, 5.1 договора). Стороны в договоре определили стоимость потребления газа, годовой и месячные объемы поставки газа. Порядок учета газа согласован в разделе 4 договора.
Месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и платежным периодами является календарный месяц (пункт 2.7).
09.11.2015 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1/16 которым срок действия договора продлен по 31.12.2016 включительно, определены годовой и месячные объемы поставки газа на 2016 год.
Неисполнение договорных обязательств по оплате поставленного газа периоде послужило основанием для обращения общества-1 в суд с иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться нежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок учета газа установлен в разделе 4 указанного договора.
Согласно пункту 4.7 договора покупатель не имеет права без официального разрешения поставщика вводить в эксплуатацию дополнительное газоиспользующее оборудование, в том числе и бытовые приборы, не предусмотренные проектом.
Поставка газа осуществляется только на оборудование, указанное в техническом соглашении (приложение N 4 к договору), по точкам подключения. Любые изменения, вносимые в состав газопотребляющего оборудования, в том числе и бытовые приборы и/или в состав узла учета газа, производятся только на основании проекта (внесения изменения в проект) и последующего согласования (пересогласования) с поставщиком газа.
При разногласиях в оценке качества и количества газа стороны договорились, что их представители совместно проверяют соответствие метрологических характеристик контрольно-измерительных приборов. Сторона, не согласная с результатами проверки, отражает в акте свое особое мнение, а в случае неразрешения возникшей спорной ситуации обращается в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его головные институты в области расходометрии - ВНИИР г. Казань, а в области определения физико-химических показателей (качества газа) - ВНИИМ г. Санкт-Петербург для получения экспертного заключения (пункт 4.10 договоров).
В соответствии с пунктом 4.12 договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения, подписываемых сторонами, в которых также отражаются ежесуточные сведения. Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком в расчетном периоде.
В приложении N 4 технического соглашения к договору поставки газа от 08.11.2013 определен состав узла учета газа ответчика, газопотребляющее оборудование и максимальный проектный расход газа на установку. Из пункта 3 технического соглашения следует, что в состав учета газа входят следующие счетчики: ЯУО-в65+ТС220, ГПО - АОГВ-96 (6 шт.) с максимальным проектным расходом газа на установку 10,4х6=62,6 нм3/час., Beretta -152 (2 шт.) с максимальным проектным расходом газа на установку 16х2=32,2 нм3/час.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации в области газоснабжения помимо прочего утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению; определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом о газоснабжении, постановлением от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа). Положения, закрепленные в Правилах поставки газа, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети (пункт 1).
Согласно пункту 5 Правил поставки газа, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Пунктом 30 указанных Правил поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Судом установлено, что во исполнение условий договора в спорном периоде (май 2016 года) общество-1 поставило обществу-2 газ в объеме 63,597 тыс. куб. м на сумму 465 830, 97 руб. Задолженность за поставленный газ в мае 2016 составила 465 830, 97 руб. В подтверждение задолженности истцом в материалы дела представлены не подписанный со стороны ответчика акт поданного-принятого газа от 31.05.2016 N 12-123 007/5 и счет-фактура от 31.05.2016 N 12-39551.
На момент проверки газопотребляющее оборудование (ГПО) ответчика было подключено к системе газоснабжения, актом проверки от 17.05.2016 узел учета газа ответчика признан не пригодным для учета газа, в связи с чем расчет расхода газа за май 2016 года был произведен в соответствии с положениями Правил учета газа и раздела 4 договора поставки газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа) средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
На основании пункта 2.2 Правил учета газа, учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).
Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
В силу пункта 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3.9 Правил учета газа.
Пунктом 25 Правил поставки газа предусмотрено, что ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.
Аналогичные нормы содержатся и в Правилах поставки газа и договоре.
В соответствии с пунктом 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. Спор между сторонами относительно принадлежности счетчика газа ответчику отсутствует.
В названном пункте договора сторонами предусмотрено, что при отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствия требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется по показаниям узла учета покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности.
Под неисправностью узла учета газа стороны договорились понимать такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требования о наличии действующего поверительного клейма.
Определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4) в соответствии с установленными требованиями и правилами. В соответствии с Правилами учета газа, под термином узел учета следует понимать комплект средств измерений и технических устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров. На узле учета газа должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа. Измерение расхода и объема потребляемого газа должно производиться только по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке (пункт 4.2 договора).
В силу пункта 4.4 договоров период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается:
- в случае отсутствия у покупателя узла учета газа - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки,
- в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа;
- в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета,
- в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа,
- в случае неисправности любого из средств измерения входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика - момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с даты начала текущего расчетного периода;
- в случае недопущения представителей поставщика к проверке узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с даты начала текущего расчетного периода;
- при не предоставлении покупателем данных о ежесуточном расходе газа поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца - с даты начала текущего расчетного периода.
Согласно пункту 4.5 договора на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться:
- время работы узла учета;
- расход и количества газа в рабочих и нормальных условиях;
- среднечасовая и среднесуточная температура газа;
- среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Из материалов дела следует, что в подтверждение неисправности прибора учета газа покупателя истцом представлен акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 17.05.2016 в общество-2 (далее - акт проверки). Согласно данному акту проверки, проведенной представителями истца в присутствии управляющего общества-2 Магомедова А.К., узел учета газа у покупателя включает:
- основные средства измерений: счетчик (или первый датчик перепада давления на СУ) RVG-G65 (заводской номер 13112544, поверен, дата следующей поверки - 01.11.2018); вторичный прибор (вычислитель, корректор) ТС-220 (заводской номер 132008107, поверен, дата следующей поверки - 07.11.2018). Установленный пломбировочный материал: счетчик газа - серия и номер пломбы 3339482, корректор (вычислитель) - серия и номер пломбы 3339482.
- дополнительные средства измерения: датчик перепада на фильтре или третий датчик перепада давления на СУ - ИП-5ДП (заводской номер - 06509,
- дополнительные устройства: фильтр (УОГ), тип устройства ФГ-5ОП (заводской N 03409).
Показания на момент проверки составили Усч. куб.м 125789, Усо куб.м 00133365, VpH куб.м 00125785, P = 104,3, T град. С = 18,5.
Перечень газопотребляющего оборудования (далее - ГПО, пункт 7 акта): котел ВАТ РОСС (7 шт.) с проектным расходом газа 10,75куб.м/час.х7; ВПК (1 шт.) с проектным расходом газа 2,24 куб.м/час; ВПК (1 шт.) с проектным расходом газа 1,12 куб.м/час; плита ресторанная-6 (1 шт.) с проектным расходом газа 3,81 куб.м/час; ПГ-4 (2 шт.) с проектным расходом газа 1,23куб.м/часх2; ПГ-2 (1 шт.) с проектным расходом газа 0,6 куб.м/час; итого ГПО -13 шт., с общим проектным расходом 85,48 куб.м/час.
В акте указано, что нижний предел измерения СГ не соответствует минимальному расходу установленного ГПО, отсутствует датчик перепада давления на СГ, условия эксплуатации средств измерений не соответствуют технической документации, не соблюдаются требования методики выполнения измерений, проект УУГ не представлен.
На основании выявленных нарушений, узел учета газа проверяющими признан непригодным для коммерческого учета газа.
В соответствии с данным актом истцом 31.05.2016 произведен расчет расхода газа по мощности ГПО за период с 01.05.2016 по 31.05.2016 (31 сутки) расход по которому составил 63 597,12 куб.м (2051,52куб.м x 31 сут.).
В соответствии с пунктом 4.17 договора поставки газа (с учетом дополнительного соглашения), уполномоченным лицам поставщика предоставляется право в присутствии представителей владельца узлов учета проверять правильность работы контрольно-измерительных приборов и средств измерений показателей качества газа, а также ведения необходимой документации.
Ответчик не согласен с определением объема поставленного в спорный период газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования, считая, что счетчик газа был исправен, о чем ежемесячно составлялись акты, в которых отражались показания счетчика, в спорном периоде газ не получал, поскольку ответчик был отключен от газоснабжения по акту от 29.04.2016 N 7 об изменении режима газопотребления.
Судом установлено, что между ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (заказчик) и ООО "Дагестангазсревис" (исполнитель) 27.11.2011 заключен договор возмездного оказания услуг по регулированию режимов газопотребления покупателей газа, в соответствии с которым исполнитель обязуется по указанию заказчика, на основании письменной заявки, оказывать услуги по регулированию режимов газопотребления (ограничение и приостановление подачи газа) покупателей на территории Республики Дагестан, при нарушении покупателями сроков оплаты поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, установленных законом либо соглашением сторон (договором), а заказчик обязуется оплатить указанные услуги.
Согласно пункту 3 данного договора от 27.11.2011 заказчик направляет исполнителю в письменной форме заявки на выполнение услуг по изменению режима газопотребления. Исполнитель обеспечивает оказание услуг в срок и в объемах, указанных в заявках. Все действия по изменению режимов газопотребления покупателей производятся в присутствии уполномоченного представителя заказчика непосредственно на месте их проведения. На месте проведения действий по изменению режимов газопотребления покупателей составляются акты в трех экземплярах: первый - заказчику, второй - исполнителю, третий - покупателю по форме приложений N 4,5 к договору. Указанные акты подписываются представителями сторон, принимавшими участие в выполнении указанных действий и покупателем. В случае отказа кого-либо от подписи в составленном акте делается пометка "от подписи отказался". В случае проведения исполнителем действий по изменению режимов газопотребления покупателей в отсутствие представителя заказчика, исполнитель направляет заказчику акты в трехдневный срок с момента их составления (пункты 3.2-3.3 договора от 27.11.2011).
Ответчиком в материалы дела представлена копия акта от 29.04.2016 N 7 об изменении режима газопотребления, согласно которому 29.04.2016 в общество-2 произведено ограничение (отключение) ГПО в связи с окончанием отопительного периода. В акте от 29.04.2016 указано, что отключение ГПО произведено и акт составлен и подписан представителями ЭГС "Анжигаз" слесарем Меджидовым Б. в присутствии представителя ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" инженера по учету газа Алиева Г. и представителя общества-2 Рамазановым Г.
Вместе с тем, истец указал, что о существовании акта об изменении режима газопотребления от 29.04.2016 N 7 ему ничего не было известно, истцом в адрес эксплуатационной организации ЭГС "Анжигаз" письменная заявка в соответствии с договором от 27.11.2011 не направлялась.
Опрошенный в суде первой инстанции свидетель Алиев Г.М. пояснил, что в подразделении ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск" г. Каспийск работает с февраля 2014 года в должности инженера по учету и контролю газа. ООО "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий Экспо" является сезонным потребителем газа, по окончании отопительного сезона ГПО ответчика отключается от газа путем закрытия крана подачи газа и опломбирования с составлением соответствующего акта об отключении. В отношении ответчика акт об отключении ГПО от подачи газа им составлен 01.06.2016. Потребление газа в зимний период ответчика и кафе "Кикуни" общее, у кафе есть дублирующий счетчик, отдельного счетчика у кафе не имеется. Когда поставщиком производится сезонное отключение газа ответчику, кафе использует баллонный газ.
Опрошенный свидетель Меджидов Б.О. пояснил, что 29.04.2016 ГПО ответчика от газа не отключал, акт об изменении режима газопотребления от 29.04.2016 N 7 не подписывал, учиненная от его имени подпись не его.
Как следует из материалов дела, фактически приостановление поставки газа ответчику (сезонное отключение ГПО ответчика) осуществлено 01.06.2016 представителем истца - инженером по учету газа Алиевым Г.М. в присутствии представителя ответчика - управляющего Магомедова А.К., при этом сняты показания учета счетчика - 1259288, что подтверждается представленной истцом копии акта об изменении режима газопотребления от 01.06.2016 (б/н).
Из пояснений ответчика следует, что в настоящее время газ ответчику подается, расчеты между сторонами ведутся, ответчик оплачивает потребленный за последующие периоды газ, также пояснил, что управляющий Магомедов А.К., который участвовал в проверке 17.05.2016, в обществе-2 не работает.
При таких обстоятельствах суд обоснованно не принял во внимание акт об изменении режима газопотребления от 29.04.2017 N 7, поскольку данный акт не соответствует требованиям статей 67, 68 АПК РФ.
На основании пункта 4.8 договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Узел учета считается принятым в эксплуатацию после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию, с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан представлять поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией "Ростехнадзора" на газопотребляющее оборудование.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика, в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя, возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
При проведении проверки узла учета газа, поставщик вправе провести калибровку средств измерений из состава узла учета газа покупателя, посредством эталонных средств измерений, в случае выявления неисправных средств измерений, владелец узла учета газа обязан обеспечить ремонт (замену) и внеочередную поверку указанных средств измерений за счет собственных средств. В период, устранения неисправности средств измерений узла учета, определение количества поставляемого газа осуществляется в соответствии с п. 4.1. настоящих договоров.
Как следует из акта проверки, проверка проведена на основании пункта 4.8 договора в присутствии представителя ответчика - управляющего Магомедова А.К., с его содержанием он ознакомлен. Должностное положение последнего свидетельствует о том, что при отсутствии иных сведений у поставщика о воле покупателя ограничить его полномочия, что явствовало из обстановки, у представителей поставщика и у суда отсутствуют основания для непризнания полномочий данного лица на присутствие при проведении проверки. При этом условиями договора не регламентирована процедура составления акта проверки.
Наличие и состав газопотребляющего оборудования ответчиком не оспорены.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, опровергающих сведения, зафиксированные в акте проверки, считая его сфальсифицированным, о его фальсификации в суде ответчиком не заявлено.
Ответчик в отзыве ссылался на исправность узла учета газа.
Суд посчитал, что представленные ответчиком документы и доводы, содержащиеся в отзыве на иск и дополнениях к нему об исправности оборудования на момент проверки, не опровергают обстоятельства, на которых основаны исковые требования, а выражают несогласие с ними.
Ответчиком не представлены доказательства о соответствии ГПО действующим нормативным документам и правильности определения количественных параметров газа на момент проверки.
Иные доводы ответчика, в том числе об отсутствии сведений об аттестации поверителей у проверяющих лиц, судом отклонены как не соответствующие положениям действующего законодательства и заключенному между сторонами договору поставки газа.
Доводы ответчика о том, что из ГПО у него осталось 7 котлов, а остальные принадлежат владельцу столовой "Кикуни", помещение которой давно продано ответчиком, в столовой установлен свой счетчик, и соответственно требования необходимо предъявлять владельцу столовой не соответствуют материалам дела, и судом не приняты во внимание. Договора на поставку газа между истцом и третьим лицом (столовой) не имеется, к столовой идет труба после УУГ ответчика, что подтверждено истцом и не опровергнуто истцом.
Как следует из акта проверки узла учета газа от 16.05.2017, составленному в отношении ответчика представителями истца в присутствии представителя ответчика - управляющего Мусаева А.Ш., ГПО ответчика состоит из котла РОСС (9 шт.) с расходом газа 10,4х9=93,6 куб.м. На момент проверки общество-2 отключено от газовых сетей путем газосварки, подачи газа на территорию нет. Также отдельно от газа отключено столовая (кафе) "Кикуни", которая отапливается газовым баллоном. Данный акт подписал и экземпляр получил без возражений управляющий Мусаев А.Ш. Из фотографий (приложения к акту от 16.05.2017) видно, что счетчик газа перед столовой "Кикуни" обрезан.
Объем и количество газа зависит от температуры и давления, при которых происходят измерения, в связи с этим объем поставляемого газа приводится к стандартным условиям в соответствии с ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема": настоящий стандарт распространяется на газы и устанавливает условия для определения их объема при взаимных расчетах с потребителями, т.е. необходимо приводить природный газ к стандартным условиям с учетом текущего давления и температуры. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные", а именно пункта 15, узел учета газа - комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет объема газа, а также контроль и регистрацию его параметров. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.741-2011 "Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений" - настоящий стандарт применяют при разработке методик измерений объема газа, передаваемого потребителям или транспортируемого по магистральным газопроводам. Согласно пункту 7.6.2 указанного ГОСТа отчетные документы должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период времени:
- время измерений;
- объем газа в рабочих и стандартных условиях;
- среднечасовую и среднесуточную температуру газа;
- среднечасовое и среднесуточное давления газа.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Кроме того, правомерность расчета по мощности газопотребляющего оборудования на основании пункта 3.9 Правил учета газа и условиям договора поставки газа, при несоблюдении покупателем требований нормативно-технической документации, Федерального закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" подтверждается действующей судебно-арбитражной практикой (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А15-1820/2016; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу N А32-463/2015).
В соответствии с пунктом 4.7 договора покупатель не вправе без официального разрешения поставщика вводить в эксплуатацию дополнительное газопотребляющее оборудование, в т.ч. бытовые приборы, не предусмотренные проектом. Поставка газа осуществляется только на оборудование, указанное в техническом соглашении (Приложение N 4 к договору) по точкам подключения. Любые изменения, вносимые в состав ГПО, в т.ч. и бытовые приборы и/или в состав узла учета газа производятся только на основании проекта (внесения изменения в проект) и последующего согласования (пересогласования) с поставщиком газа.
Однако доказательства соблюдения данного условия вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что довод истца о необходимости определения количества поставленного газа не по показаниям прибора учета, а по проектной мощности газопотребляющих установок не опровергнут доводами ответчика и надлежащими доказательствами.
В связи с этим суд счел, что общество-1 правомерно в соответствии с пунктами 4.1, 4.4, 4.5, 4.8 договоров, пунктом 23 Правил поставки газа, пунктом 2.2 Правил учета газа количество газа за спорный период определило расчетным путем, то есть по проектной мощности газоиспользующих установок.
Истцом составлен расчет расхода газа и задолженности за поставленный газ в мае 2016 г. -2051,52 куб. м/час. (общий расход газа ГПО в количестве 13 шт. исходя из 24 часов в сутки) х 31 (суток) = 63597,12 куб.м. на сумму 465 830,97 руб. Как видно из счет-фактуры от 31.05.2016 N 12-39551, при расчете принимались цена на газ, стоимости транспортирвоки газа и снабженческо-сбытовых услуг с учетом НДС.
Правомерность применения тарифов на газ, действовавших в спорный период, а также правильность представленного расчета судом проверена. Представленный расчет задолженности ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В договоре стороны определили порядок расчетов, сроки и размер платежей. Так, согласно пунктам 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 договора (с учетом дополнительного соглашения) покупатель в срок до 18 числа текущего месяца поставки газа производит авансовый платеж в размере 35% от стоимости планируемой месячной поставки газа, а в срок до последнего числа текущего месяца поставки - 50%, окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.4 договоров на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 (газ) и ранее произведенными авансовыми платежами. Расчеты производятся перечислением денежных средств путем выписки покупателем платежных поручений, обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Месячные акты поданного-принятого газа и сводный акт поданного принятого газа оформляются не позднее второго числа месяца, следующего за отчетным. В случае не подписания оригиналов актов поданного-принятого газа покупателем до 24 час. (время московское) второго числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми покупателем на условиях, указанных в них (пункт 4.14, 4.15 договоров).
Неподписание покупателем акта поданного-принятого газа, либо указание в акте о несогласии с актом, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Документальных доказательств в обоснование возражений на иск ответчиком не предоставлено.
Претензионный порядок урегулирования спора соблюден.
О взыскании финансовых санкций истцом не заявлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что иск заявлен правомерно, размер задолженности подтвержден материалами дела, доказательств по оплате полученного ответчиком в расчетном периоде газа в полном объеме на момент рассмотрения спора не представлено, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
Доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 3 000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.05.2017 по делу N А15-5949/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо" государственную пошлину в размере 9 316 руб. 61 коп., как излишне уплаченную по платежному поручению N 83 от 14.06.2017.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5949/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф08-9614/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
Ответчик: ООО "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо"