Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2018 г. N Ф03-5384/17 настоящее постановление изменено
г. Владивосток |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А51-3406/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания аквакультуры "НЕРЕИДА"
апелляционное производство N 05АП-5217/2017
на решение от 14.06.2017
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-3406/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания аквакультуры "Нереида" (ИНН 2531007897, ОГРН 1022501195529)
к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 2536212515, ОГРН 1092536000193)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным приказа;
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: Титанов С.М. (по доверенности от 17.01.2017, сроком действия до 08.12.2018, паспорт);
от ООО Научно-производственная компания аквакультуры "Нереида": представитель Федосеева А.В. (по доверенности от 27.02.2017, сроком действия по 31.12.2017, паспорт);
от Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Тарасова А.М. (по доверенности от 26.12.2016, сроком действия по 31.12.2017, служебное удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания аквакультуры "Нереида" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - ответчик, управление) N 471-П от 29.11.2016 о внесении изменений в приказ N 171-П от 01.06.2016 "Об определении границ рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае для осуществления аквакультуры".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания аквакультуры "НЕРЕИДА" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством не определен порядок расформирования границ рыбоводного участка или исключения из состава участков. Полагает, что в случае, если Приморским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству применяется аналогия закона, то в рассматриваемом случае должны быть создана комиссия на заседании которой должны быть расформированы границы рыбоводного участка.
Отмечает, что на заседании комиссии представителем гидрографической службы Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ согласованы границы спорного рыбоводного участка без замечаний.
Полагает, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы общества, поскольку ООО НПКА "Нереида" не может осуществлять экономическую деятельность на выигранном рыбоводном участке, несмотря на то, что уже произвело финансовые затраты для выращивания гребешка на данном рыбоводном участке.
В судебном заседании представитель ООО Научно-производственная компания аквакультуры "НЕРЕИДА" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и Министерства обороны Российской Федерации на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменных отзывах на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что приказом Приморского территориального управления Росрыболовства N 27-П от 16.02.2016 создана Комиссия по определению границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, не прилегающих к территориям муниципальных образований (далее - Комиссия), на заседании которой по заявке ООО НПКА "Нереида" был сформирован рыбоводный участок площадью 296 га, расположенный в Хасанском муниципальном районе, акватория в заливе Китовый, со следующими координатами точек:
A. 42°35,7410'СШ/131(0)00,0667'ВД
B. 42°37,0000'СШ/131(0)03,1823'ВД
C.42(о)36,2500'СШ/131(о)03,1823'ВД
Согласно протоколам заседания комиссии N 4 от 18.02.2016, N5 от 31.03.2016, N 6 от 15.04.2016-30.05.2016 спорный рыбоводный участок был согласован представителем Гидрографической службы Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ без замечаний.
Приказом Приморского территориального управления Росрыболовства N 171-П от 01.06.2016 определены границы рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае для осуществления аквакультуры, согласно приложению, в том числе участок N 4 площадью 296 га, местоположение Хасанский муниципальный район, акватория в заливе Китовый согласно вышеуказанным координатам.
29.11.2016 состоялся Аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территории муниципальных образований, Краснодарского края, Мурманской области, Приморского края, Республики Крым, города федерального значения Севастополь для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В состав объектов аукциона под лотом N 8 (рыбоводный участок N 8) включен спорный рыбоводный участок.
По результатам проведенного аукциона ООО НПКА "Нереида" по лоту N 8 было признано победителем.
16.12.2016 Федеральным агентством по рыболовству с обществом заключен договор N ФАР-АРУ-23 пользования рыбоводным участком (участок N 8) сроком действия 25 лет.
В то же время, 29.11.2016 на запрос Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству из Гидрографической службы ТОФ поступил ответ, согласно которому участок N 4, в районе акватории залива Китовый (296 га), ошибочно согласованный флотом по причине сбоя в программном обеспечении ПЭВМ, накладывается на запретный район ТОФ, что не допускается нормативно-правовыми документами, в связи с чем ГС ТОФ предложила данный участок из списка сформированных исключить и не допускать его участие в аукционе.
В связи с полученной информацией в тот же день исполняющим обязанности руководителя Управления был издан приказ N 471-П, в соответствии с которым позиция N 4 в приложении N 1 к Приказу Приморского территориального управления Росрыболовства от 01.06.2016 N171-П была исключена, границы сформированного рыбоводного участка в согласованных координатах признаны недействительными.
Полагая, что приказ N 471-П вынесен с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 11.11.2014 N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками", является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 02.02.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно статьи 3 которого правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется, в том числе, на принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Согласно статье 4 ФЗ "Об аквакультуре" рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны РФ, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1183 от 11.11.2014 утверждены "Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" (далее - Правила N 1183).
Согласно пункту 2 Правил определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях определения границ рыбоводных участков Федеральное агентство по рыболовству, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (пункт 3 Правил N 1183).
В соответствии с положениями пункта 5 Правил N 1183 орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает: а) предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований; б) заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства); в) ограничения, установленные пунктом 9 настоящих Правил.
Предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти. Орган государственной власти рассматривает указанные предложения в течение месяца с даты их поступления. По результатам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии либо в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Закона N 148-ФЗ или пункту 9 Правил N 1183 уведомляет обратившегося об отказе в рассмотрении его предложений на заседании комиссии с указанием причины отказа (пункт 6 Правил N 1183).
Согласно подпункту "в" пункта 9 Правил N 1183, при определении границ рыбоводного участка, в том числе, не допускается полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы запретных для плавания и временно опасных районов, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность, районов учений и боевой подготовки Военно-Морского Флота, районов, опасных в навигационном отношении, районов якорной стоянки и установленных путей движения судов (далее - запретные районы), а также пересечение границами рыбоводного участка границ запретных районов либо нахождение границ рыбоводного участка в пределах границ запретных районов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1183 решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в пункте 11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации (п. 12 Правил N 1183).
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 450 утверждены Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком (Правила N 450).
Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения торгов в форме конкурса или аукциона (далее - торги) на право заключения договора пользования рыбоводным участком юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с Положением о Приморском территориальном управлении Федерального агентства по Рыболовству, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 N 611 (далее - Положение N611) приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Приморского края, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Как следует из материалов дела, границы спорного рыбоводного участка определены в приложении N 1 к Приказу Управления от 01.06.2016 N 171-П "Об определении границ рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае для осуществления аквакультуры" на основании Протоколов N 5 от 31.03.2016, N 6 от 30.05.2016 заседания комиссии по определению границ рыбоводных участков во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае.
Оспариваемым в рамках настоящего дела приказом N 471-П Приморским территориальным управлением Росрыболовства от 01.06.2016 на основании Правил N 1183 позиция N 4 в приложении N 1 к Приказу Приморского территориального управления Росрыболовства от 01.06.2016 N 171-П была исключена, в связи с ее наложением на запретный район ТОФ.
Между тем, Правилами N 1183 порядок исключения границ рыбоводных участков не регламентирован.
Пунктом 16 Правил N 1183 предусмотрено, что изменение границ рыбоводных участков, не предоставленных в установленном порядке в пользование по договору пользования рыбоводным участком, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для определения границ рыбоводных участков.
Следовательно, указанными Правилами N 1183 предусмотрена возможность изменения границ рыбоводных участков, в случае, если такой участок не предоставлен в пользование.
Порядок исключения границ рыбоводных Правилами N 1183 не предусмотрен.
В рассматриваемом случае спорный рыбоводный участок N 8 по результатам аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком по договору N ФАР-АРУ-23 от 16.12.2016 предоставлен в пользование ООО НПКА "Нереида" сроком на 25 лет.
С учетом того, что рыбоводный участок предоставлен ООО НПКА "Нереида" в установленном законом порядке по договору N ФАР-АРУ-23 от 16.12.2016, Правилами N 1183 не регламентирован порядок исключения границ сформированного рыбоводного участка, у Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого приказа.
Приказ N 171-П от 01.06.2016 "Об определении границ рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае для осуществления аквакультуры" фактически путем проведения торгов реализован в договор пользования рыбоводным участком.
Следовательно, вопрос о границах рыбоводного участка, в том числе, обстоятельство его наложения на запретный район ТОФ должен быть рассмотрен в исковом порядке.
Судом установлено, что торги, по результатам которых между Федеральным агентством по рыболовству и ООО НПКА "Нереида" 16.12.2016 заключен договор N ФАР-АРУ-23, являются предметом спора по делу N А51-31227/2016 Арбитражного суда Приморского края.
По правилам части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данных решений незаконными.
Поскольку оспариваемый приказ принят без достаточных к тому правовых оснований, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ заявленные требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Соответственно апелляционная жалоба ООО НПКА "Нереида" подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленные требования удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат взысканию с Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2017 по делу N А51-3406/2017 отменить.
Признать незаконным приказ Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 471-П от 29.11.2016 о внесении изменений в приказ N 171-П от 01.06.2016 "Об определении границ рыболовных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, не прилегающих к территориям муниципальных образований в Приморском крае для осуществления аквакультуры, как несоответствующий Федеральному закону от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об акварультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 "Об утверждении береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками".
Взыскать с Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания аквакультуры "Нереида" 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3406/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2018 г. N Ф03-5384/17 настоящее постановление изменено
Истец: ООО Научно-производственная компания аквакультуры "НЕРЕИДА"
Ответчик: ПРИМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: Гидрографическая служба Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации, Гидрографическая служба Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации