Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф08-8958/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2017 г. |
дело N А32-28653/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар": представитель по доверенности от 03.03.2017 Копысов А.С.; представитель по доверенности от 01.02.2017 Панина Н.В.; представитель по доверенности от 15.12.2016 Гришанова Н.В.;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по ОрВД": представитель по доверенности от 08.11.2016 Муравьева Е.И.; представитель по доверенности от 08.11.2016 Помогайбо Л.Т.;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель по доверенности от 20.06.2017 Бжевский А.С.;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 по делу N А32-28653/2016 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации",
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Краснодарскому краю; Департамент имущественных отношений Краснодарского края; Администрация муниципального образования города Краснодар; открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар"; общество с ограниченной ответственностью авиа корпорация "Евразия"; общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Девелопмент"; открытое акционерное общество "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды",
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - заявитель, учреждение, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании бездействия ответчика по рассмотрению обращений N 1.1-1379П от 31.10.2016, N 1.1-1616П от 13.12.2016, N 1.1-35П от 13.01.2017 незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, препятствующим осуществлению хозяйственной деятельности; обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае перевести договор аренды земельного участка N 4300002678 от 03.12.1997 в формат договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, заключив дополнительное соглашение к договору и включив ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" стороной - арендатором земельного участка с размером обязательства по договору аренды соразмерно долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещения в них (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии мер по существу обращений заявителя N 1.1-1379П от 31.10.2016, N 1.1-1616П от 13.12.2016, N 1.1-35П от 13.01.2017, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае включить ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в качестве арендатора земельного участка по договору N 4300002678 от 03.12.1997 (договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора), заключив дополнительное соглашение к указанному договору, с размером обязательства по договору аренды соразмерно долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям зданий, сооружений и помещений в них.
Суд также взыскал с Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю в пользу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины и выдал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае мотивирована тем, что у территориального управления отсутствуют основания для утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18, для образования частей земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", в связи с разработкой представленной схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктами 3, 5, 10, 11 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ. Кроме того, отсутствует заключение органа архитектуры и градостроительства о предельной площади части земельного участка, занятой зданием, строением сооружением и необходимой для их использования, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией и отсутствует обоснование площади образованных частей земельных участков.
В обоснование своей апелляционной жалобы открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" ссылается на то, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, ввиду того, что между Госкорпорацией, Территориальным управлением и Аэропортом имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из действующего договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, Госкорпорацией фактически оспаривается отказ одной из сторон данного договора во вступлении в него без учета мнения другой стороны, не обладающей публичными полномочиями. Также податель жалобы указывает на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции аэропорт неоднократно заявлял, что участок является делимым и может быть разделен между всеми правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных на участке, что подтверждается схемой раздела земельного участка, подготовленной кадастровым инженером, подписанной всеми правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных на участке. Кроме того, в Территориальное управление на утверждение направлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18.
Податель жалобы также считает, что заявителем не подтверждена надлежащим образом площадь испрашиваемой части земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов недвижимого имущества (доля в праве аренды), оспариваемый судебный акт затрагивает права иных собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке. Несмотря на то, что об этом было заявлено суду первой инстанции, тем не менее указанные лица судом не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. По мнению подателя жалобы судебный акт является неисполнимым, заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, судом нарушены положения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении ходатайства заявителя об уточнении требований, поскольку заявителем фактически были уточнены как основание, так и предмет спора.
Определением от 05.06.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А32-28653/2016 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Девелопмент", открытое акционерное общество "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта".
Согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 названного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не были привлечены ООО "Аэропорт Девелопмент" и ОАО "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", которые являются собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:18, то есть, принятый по настоящему делу судебный акт непосредственно затрагивает их права и обязанности.
На основании изложенного, судебная коллегия признала необходимым привлечь их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Указанное нарушение норм процессуального права в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, усмотрел основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Определением от 04.07.2017 суд апелляционной инстанции также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", которые также являются собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке.
В судебном заседании 04.07.2017 Федеральное государственное унитарное предприятие "Госкорпорация по ОрВД" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило суд:
- признать бездействие ответчика по нерассмотрению обращения от 31.10.2016 N 1.1-1379П, от 13.12.2016 N 1.1-1616П, от 13.01.2017 N 1.1-35П незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, препятствующим осуществлению хозяйственной деятельности истца;
- обязать ТУ Росимущества в Краснодарском крае включить ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в качестве арендатора земельного участка по договору N 4300002678 от 03.12.1997 (договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора), направив подписанный проект дополнительного соглашения к указанному договору, с размером обязательства по договору аренды соразмерно долям в праве на здание, сооружения и помещения в них, принадлежащим правообладателям зданий, сооружений и помещений в них.
При этом представители заявителя на вопрос суда пояснили, что вышеперечисленные обращения заявителя в Территориальное управление Росимущества надо рассмотреть в совокупности как единое, обращения являлись взаимодополняющими, между тем, Росимуществом обращения по существу не рассмотрены, лишь был дан ответ от 13.02.2017 о невозможности рассмотрения этих обращений по существу.
Представители присутствующих в судебном заседании лиц, участвующих в деле, пояснили, что эти уточнения фактически являются корректировкой формулировки первоначально заявленных требований.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные уточнения требований не противоречат положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и данное ходатайство подлежит удовлетворению.
Определением и.о. председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 23.08.2017 в связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Филимонову С.С. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае не возражало против удовлетворения ходатайства.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" возражало против удовлетворения ходатайства.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено, поскольку суд учел пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие участвующими в деле лицами в суде первой инстанции доказательств по делу, а также предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации обязательные условия, необходимые для отложения дела.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в судебном заседании пояснил доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" в судебном заседании пояснил доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционных жалоб отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда надлежит отменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках выполнения мероприятий, связанных с реализацией Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" проводятся работы по реконструкции здания КДП Кубанского Центра ОВД (инв. N 22118231), по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Евдокии Бершанской, 355 строение N 29, расположенного на территории аэропорта Пашковский (г. Краснодар).
Здание КДП расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, находящемся в федеральной собственности и на праве долгосрочной аренды у АО "Международный аэропорт "Краснодар".
Здание КДП является объектом федеральной собственности и используется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на праве хозяйственного ведения, свидетельство о государственной регистрации права 23-АЛ 298477 от 19.11.2012.
Проектная документация по реконструкции здания КДП подлежит направлению в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию".
Без наличия земельно-правовых документов на объект реконструкции, проведение государственной экспертизы проектной документации невозможно, что срывает подготовку стратегически важного объекта к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:0018 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным хозяйствующим субъектам, всеми собственниками объектов недвижимого имущества, расположенного в границах вышеуказанного земельного участка, была согласована Схема раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018.
Земельный участок, на котором расположены объекты ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", согласно данной схеме, составляет площадь 7439 кв.м.
Вместе с тем, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 по ЕГРП составляет 200 000 кв.м., по результатам уточнения границ и площади участка в ГКН - 228 688 кв.м.
В целях своевременного выполнения мероприятий Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу в части строительства (реконструкции) здания КДП, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" должно пройти процедуру оформления землеотвода под объект строительства, находящегося на праве субаренды, в связи с чем, вынуждено было письмом исх. N 1.1-797 от 18.07.2016 г. обратиться к ответчику с просьбой:
1) внести изменения в зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:18 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в части изменения площади земельного участка (площадь, равную 200 000 кв.м. заменить на площадь 228 688 кв.м.);
2) образовать и поставить на кадастровый учет части (23:43:0422002:18/ ЧЗУ1 площадью 6 182 кв.м. и 23:43:0422002:18/ ЧЗУ2 площадью 1251 кв.м.) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 площадью 228 688 кв.м. для передачи в субаренду от АО "МАКр" к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" для реконструкции здания КДП, находящегося на праве хозяйственного ведения согласно схеме образования частей земельного участка на кадастровом плане территории;
3) предоставить в соответствии с условиями пункта 5.3.1. договора аренды земельного участка N 4300002678 от 03.12.1997 и дополнительного соглашения к нему от 25.07.2008, заключенного между ТУ Росимущества в Краснодарском крае (Арендодатель) и АО "Международный аэропорт "Краснодар" (Арендатор), письменное согласие Арендодателя на предоставление Арендатором в субаренду ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" учетных частей (23:43:0422002:18/ ЧЗУ1 площадью 6 182 кв.м. и 23:43:0422002:18/ ЧЗУ2 площадью 1251кв.м.) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 площадью 228 688 кв.м. для передачи в субаренду от АО "МАКр" к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" для реконструкции здания КДП, находящегося на праве хозяйственного ведения, где заказчиком-застройщиком реконструкции здания КДП является ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Ответчик письмом исх. N 04/11367 от 27.07.2016 обращения заявителя оставил без удовлетворения.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" было направлено обращение в ТУ Росимущества в Краснодарском крае исх. N 1.1-1379П от 31.10.2016 о переводе долгосрочного договора аренды земельного участка N 4300002678 от 03.12.1997, действующего между АО "Международный аэропорт "Краснодар" и ТУ Росимущества в Краснодарском крае, в формат договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, с включением в него стороной арендатором ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Долю ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в праве на земельный участок было предложено определить равную 7439 кв.м., в соответствии со схемой, согласованной всеми правообладателями объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:0018.
ТУ Росимущества в Краснодарском крае в ответ на обращение направило письмом исх. N 09/18278 от 28.11.2016, указав на необходимость предоставления справки о распределении долей в праве на земельный участок.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по договору N Х-213/16 от 18.11.2016 привлекла подрядную организацию для подготовки справки о долях правообладателей объектов недвижимости в праве на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:0018.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по письмом исх N 1.1-1616П от 13.12.2016 представило в ТУ Росимущества в Краснодарском крае все документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития N 1 от 12.01.2015, в том числе и подготовленную ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ справку о расчете долей в праве на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:18.
Письмом N 1.1-35П от 13.01.2017 ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" просило ТУ Росимущества в Краснодарском крае ускорить рассмотрение обращения N 1.1-1379П от 31.10.2016 о заключении договора аренды земельного а с кадастровым номером 23:43:0422002:0018 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Указывая на незаконность бездействия ТУ Росимущества в Краснодарском крае по рассмотрению обращения N 1.1-1379П от 31.10.2016, N 1.1-1616П от 13.12.2016, N 1.1-35П от 13.01.2017, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как видно из материалов дела, здание КДП является объектом федеральной собственности и используется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ 298477 от 19.11.2012.
Здание КДП расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, находящемся в федеральной собственности и на праве долгосрочной аренды у АО "Международный аэропорт "Краснодар".
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Так, в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них, договор аренды заключается без торгов (подпункт 9 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов собственнику недвижимости, на нем расположенной, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает необходимость подачи заявителем заявления о предоставлении земельного участка в аренду с приложением необходимых документов и рассмотрение данного заявления и принятия органом публичной власти соответствующего решения (либо о предоставлении, либо об отказе).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
В пункте 32 Перечня приведены документы предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов. К ним, в частности, относятся: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений), а также выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанного рассмотрения принимает соответствующее решение.
Судом установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:0018 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, что подтверждается записью в Единой государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.09.2003 N 23-01/00-94/2003-560.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из пункта 5.35 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям подпунктов 5.3 и 5.6 указанного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4.8 Положения по поручению агентства управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, обязанность по предоставлению земельного участка согласно положению возложена на Территориальное управление.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 572 (далее - Административный регламент), при наличии информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, осуществляется в течение 3 недель.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
До 01.03.2015 порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентировался статьями 33 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а после это - статьями 39.14, 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
Также предоставление земельного участка собственнику объекта недвижимости могло осуществляться в соответствии с площадью, фактически используемой именно для эксплуатации строения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В соответствии со статьями 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации у заявителя имеется исключительное право на приобретение участка, занятого лишь принадлежащими ему объектами недвижимости и той частью земельного участка, которая необходима для использования соответствующих объектов.
Как следует из материалов дела, здание КДП является объектом федеральной собственности и используется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ 298477 от 19.11.2012.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Как указано ранее, в рамках выполнения мероприятий, связанных с реализацией Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" проводятся работы по реконструкции здания КДП Кубанского Центра ОВД (инв. N 22118231), по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Евдокии Бершанской, 355 строение N 29, расположенного на территории аэропорта Пашковский (г. Краснодар).
Проектная документация по реконструкции здания КДП подлежит направлению в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию".
Подпунктом 4 пункта "б" части 10, части 11 указанного постановления градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) должен быть предоставлен для размещения объекта капитального строительства в границах землеотвода, находящегося в собственности Заказчика или на условиях договора аренды (субаренды).
Таким образом, без наличия земельно-правовых документов на объект реконструкции, проведение государственной экспертизы проектной документации не предусмотрено действующим законодательством.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:0018 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным хозяйствующим субъектам, всеми собственниками объектов недвижимого имущества, расположенного в границах вышеуказанного земельного участка, была согласована Схема раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 названного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Для принятия судебного решения о признании акта государственного органа либо органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доводы заинтересованного лица с указанием, что площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 согласно сведений ЕГРП составляет 200 000 кв.м., а площадь исходного земельного участка согласно, представленной схемы расположения на кадастровом плане территории составила 228 688 кв.м., следовательно, подлежит уточнению при выполнении кадастровых работ, не принимаются судом во внимание в качестве надлежащего выполнения заинтересованным лицом требований действующего законодательства, по следующим основаниям.
Как указало заинтересованное лицо, с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 Лишмановой Л.А., действующей по доверенности от ОАО "Международный аэропорт Краснодар", было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 17.11.2011 г. N 2343/1/11-44553 и межевой план от 17.11.2011 г., подготовленный кадастровым инженером Лукиным Т.В. (квалификационный аттестат N 23 -10-219).
При этом согласно межевому плану от 17.11.2011 площадь уточняемого земельного участка составила 228688 кв.м. В результате рассмотрения указанного заявления и межевого плана от 17.11.2011 сотрудником филиала учреждения в нарушение пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было принято решение об учете изменений объекта недвижимости от 18.11.2011 N 2343/5/11-228993, подготовлена и выдана кадастровая выписка о земельном участке от 18.11.2011 N 2343/12/11-478821.
В соответствии со статьей 189 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей в соответствии с приказом филиала учреждения от 07.08.2012 N 316-П "О ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей" к сотруднику филиала учреждения были применены меры дисциплинарного воздействия.
Вместе с тем, суд отмечает, что в кадастровом учете площадь вышеуказанного земельного участка составляет 228 688 кв.м. и заинтересованным лицом не предпринимались с 2012 года какие-либо действия по оспариванию необоснованности изменения площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18.
Кроме того, несмотря на очевидность проблемы, в период рассмотрения настоящего дела с 08.09.2016 ТУ Росимущества также не предпринято никаких действий, направленных на исправление технической ошибки в данных кадастрового учета.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о продолжающемся бездействии заинтересованного лица.
В любом случае, определение площади, необходимой для эксплуатации заявителем принадлежащих ему объектов недвижимости, не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) федеральное агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На основании пункта 4 указанного Положения федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии пунктом 4.2.25 Типового положения решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, территориальный орган принимает по поручению федерального агентства.
Согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018 земельный участок, на котором расположены объекты ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", составляет площадь 7439 кв.м. и является многоконтурным, состоит из двух контуров.
Определение многоконтурного земельного участка представлено в письме Минэкономразвития от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, согласно которому многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, как многоконтурного, на кадастровом плане территории, состоящего из двух частей, не противоречит земельному законодательству.
Ранее, письмом исх. N 1.1-1171 от 28.10.2015 заявитель запрашивал у заинтересованного лица возможность утверждения схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, где земельный участок площадью 7439 кв.м. представлен как многоконтурный. Заинтересованное лицо письмом исх. N 04/18871 от 26.11.2015 посчитало возможным утверждение прилагаемого проекта схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, для образования земельных участков, на которых расположены объекты движимого и недвижимого имущества, находящиеся в хозяйственном ведении истца, только после упорядочивания землепользования между всеми собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, в части формирования схемы раздела данного участка.
Как установлено судом, схема была согласована всеми землепользователями участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 и направлялась правообладателем (АО "МАКр") письмом исх. 07/484 от 18.03.2016 на утверждение заинтересованному лицу.
Таким образом, отказ заинтересованного лица внести изменения в зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:18 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в части изменения площади земельного участка (площадь, равную 200 000 кв.м. заменить на площадь 228 688 кв.м.) нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении производственной деятельности, создают препятствия по использованию федерального имущества, проведению его реконструкции. Без внесения вышеуказанных изменений в ЕГРП, образование и постановка на кадастровый учет многоконтурного участка под объектами недвижимого имущества, используемыми заявителем на праве хозяйственного ведения, невозможны, что препятствует проведению реконструкции здания КДП.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд считает, что бездействие Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю, выразившееся в непринятии мер по существу обращений заявителя N 1.1-1379П от 31.10.2016 г., N 1.1-1616П от 13.12.16 г., N 1.1-35П от 13.01.2017 г. является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя и противоречит требованиям действующего законодательства.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, заинтересованное лицо суду не представило.
Довод жалобы о том, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права, подлежит отклонению судом. Между ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и ТУ Росимущества в Краснодарском крае отсутствуют гражданско-правовые отношения, связанные с договором аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18. В связи с этим, заявление истца, поданное в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об оспаривании действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, наиболее полно способствует защите нарушенных прав ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Отсутствие в регламентированные пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации сроки принятия решения от уполномоченного органа по результатам рассмотрения обращения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и получение информации о намерениях ТУ Росимущества подготовить соглашение о переводе прав и обязанностей на стороне арендодателя с Территориального управления на Федеральное агентство воздушного транспорта, вынудило последнего обжаловать бездействие ТУ Росимущества в Краснодарском крае в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Полномочия Росавиации на распоряжение земельными участками федеральной собственности возникает по договорам аренды земельных участков, заключенными с Территориальными управлениями Росимущества с даты вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 1131 от 30.12.2009 (ред. от 22.02.2012 N 153), т.е. с 13.03.2012.
Следовательно, намерения ТУ Росимущества в Краснодарском крае по договору аренды N 4300002678 от 03.12.1997 не соответствуют нормативно правовым актам и, по сути, являются подтверждением бездействия по рассмотрению обращений истца.
Ссылки АО "Международный аэропорт "Краснодар" на правовые позиции, изложенные в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 г. N Ф08-1882/2016 по делу N А53-14732/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2017 N Ф08-86/2017 по делу N А18-382/2015 не применимы при рассмотрении настоящего спора, поскольку относятся к случаям, когда между истцом и заинтересованным лицом существовали гражданско-правовые отношения, связанные с договором аренды земельного участка, его пролонгацией.
Довод АО "Международный аэропорт "Краснодар" о том, что он должен распоряжаться спорным земельным участком как титульный владелец (арендатор), в том числе передавать в субаренду заявителю, а также довод о том, что спорный земельный участок в случае необходимости должен быть разделен, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:18 используется АО "Международный аэропорт "Краснодар" по договору аренды N 4300002678 от 03.12.1997 г. и дополнительному соглашению к нему от 25.07.3008 г. с разрешенным использованием "для эксплуатации зданий и сооружений аэропорта". Здания АС УВД "Старт" и КДП, используемые заявителем на праве хозяйственного ведения, находятся внутри режимной территории аэропортаКраснодар (Пашковский), обнесенной бетонным забором, имеющим охраняемые въезды на территорию, оборудованными специальной техникой. Все здания, расположенные на земельном участке, связаны общими коммуникациями (тепло-, водоснабжение, канализация, электроэнергия, связь), на территории земельного участка оборудованы специальные проезды и проходы, действует обязательная для всех юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности, "Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму на объекте транспортной инфраструктуры Аэропорт Краснодар (Пашковский)". В здании АС УВД "Старт" расположено защитное сооружение гражданской обороны, вместимостью 200 чел.
Согласно Протоколу совещания N 46 от 18.02.2016 г. у заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом с участием Росавиации по вопросу раздела земельного участка на территории аэропорта Курганской области была озвучена позиция Росавиации о нецелесообразности раздела земельных участков на территории аэропортов и аэродромов.
Между тем, согласованная ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", АО "Международный аэропорт "Краснодар", ООО "Аэропорт Девелопмент", ОАО "Краснодарпромжелдортранс" в 2015 году Схема раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 не предусматривает (не отражает):
- наличие подземных и наземных инженерных коммуникаций и их охранных зон;
- границ сервитута, обеспечивающего беспрепятственный проезд и проход к землям общего пользования и земельному участку с кадастровым номером 23:43:0422002:20. Только через земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:18 обеспечивается проезд и проход к объектам Единой системы организации воздушного движения Кубанского Центра ОВД, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0422002:20, для организации производственной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:20, на котором расположен аэродром аэропорта Краснодар (Пашковский), используется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" наряду с АО "Международный аэропорт "Краснодар", ФГУП "АГА", ООО "Генерал Авиа" по договору аренды N 01-09/254 от 03.06.2014 г. со множественностью лиц на стороне арендатора, что позволяет арендаторам оперативно разрешать вопросы эффективного использования земельного участка, учитывает перспективу развития аэропорта "Краснодар" (Пашковский) как единого имущественного комплекса, объединенного единым назначением зданий, строений, сооружений, линейных объектов, неразрывно связанных физически или технологически и необходимость размещения нового, постоянно совершенствующегося радиотехнического оборудования для обеспечения полетов. Письмом исх. N 8.5-13/1809 от 28 февраля 2017 ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" было направлено в АО "Международный аэропорт "Краснодар" соответствующее обращение о несоответствии Схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18 требованиям земельного законодательства Российской Федерации; о целесообразности и юридической обоснованности использования вышеуказанного земельного участка в производственной деятельности ФГУП"Госкорпорация по ОрВД" на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Раздел спорного земельного участка возможно исключительно с согласия всех собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, в установленном законом порядке. Даже наличие такого права в настоящее время не исключает право заявителя на заключение с собственником спорного земельного участка договора аренды с множественностью лиц на стороне арендаторов.
По этим же основаниям отклоняется ссылка АО "Международный аэропорт "Краснодар" на то, что в Территориальное управление направлена на утверждение Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела участка с кадастровым номером 23:43:0422002:18.
Кроме того, 18 марта 2016 АО "Международный аэропорт "Краснодар" исх. N 07/484 обратился в ТУ Росимущества в Краснодарском крае за утверждением Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. 22 апреля 2016 г. за N 04/5965 был получен ответ Территориального управления о повторном отказе в утверждении Схемы с указанием причин.
Однако, исправленная Схема в адрес ТУ Росимущества или Росавиации, как было рекомендовано, АО "МАКр" не была направлена, что говорит о том, что правообладатель земельного участка не желает согласовывать вступление в договор аренды иных правообладателей и ничего не делает для того, чтобы внести исправления и устранить замечания к Схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а также не предлагает иного варианта решения вопроса.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд признает обоснованными требования заявителя.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно положениям пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Как указано в части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В силу части 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно части 7 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
По общему правилу земельный участок, сформированный для функционирования аэропорта предполагается неделимым.
С учетом изложенного, на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355, путем направления в течение тридцати дней с даты вступления настоящего постановления в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" дополнительного соглашения о вступлении в договор аренды от 03.12.1997 N 4300002678 земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 22002:0018, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355, с долей площади земельного участка пропорционально площади принадлежащих Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 по делу N А32-28653/2016 отменить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии мер по существу по обращениям Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" от 31.10.2016 N 1.1-1379П, от 13.12.2016 N 1.1-1616П, от 13.01.2017 N 1.1-35П.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:0018, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355, путем направления в течение тридцати дней с даты вступления настоящего постановления в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" дополнительного соглашения о вступлении в договор аренды от 03.12.1997 N 4300002678 земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 22002:0018, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355, с долей площади земельного участка пропорционально площади принадлежащих Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, 355.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", ИНН 7734135124, судебные расходы по уплаченной платежным поручением от 26.08.2016 N 2007 государственной пошлины за подачу заявления в Арбитражный суд Краснодарского края в сумме 3000 рублей.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", ИНН 7734135124, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 26.08.2016 N 2007 государственную пошлину за подачу заявления в Арбитражный суд Краснодарского края в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28653/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф08-8958/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице Кубанского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга", федеральное государственное унитарное предприятие "Госкорпорация по ОрВД" в лице Кубанского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственнным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар, АО "Международный аэропорт "Краснодар", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ОАО "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", общество с ограниченной ответственностьюАВИА КОРПОРАЦИЯ "ЕВРАЗИЯ", ООО "Аэропорт Деввелопмент", ООО АВИА КОРПОРАЦИЯ "ЕВРАЗИЯ", ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"