Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф09-8125/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А07-21705/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2017 по делу N А07-21705/2016 (судья Ахметова Г.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - Шульженко Э.В. (доверенность от 05.02.2016, паспорт), Крамер С.В. (доверенность от 16.01.2017, паспорт);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Тимергалиев Т.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - ООО "ПромВодоКанал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 23.06.2016 N 04-03/182/8.14 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2017 (резолютивная часть объявлена 21.02.2017) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным предписание от 23.06.2016 N 04-03/182/8.14 по устранению выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РБ Юсуповой Г.Т.
С указанным решением суда не согласилось Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает на то, что вывод суда, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям в части исполнимости, не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, является необоснованным.
Податель жалобы указывает, что невыполнение заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, либо не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий не означает возможность осуществлять бесконтрольный сброс загрязняющих веществ в водные объекты с нарушением условий предоставления водного объекта в пользование.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции отзыв заявителя приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан поддержал доводы апелляционной жалобы, в полном объеме.
Представители общества считают, что решение суда отмене не подлежит.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 31.03.2016 N 0537-П с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды; соответствие лицензиата лицензионным требованиям и условиям была проведена выездная плановая проверка общества "ПромВодоКанал" (т.2, л.д. 26-31).
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.06.2016 N 182 (т.2, л.д.5-17).
В ходе проверки установлено следующее.
Основными видами деятельности ООО "ПромВодоКанал" являются:
- водоснабжение питьевой и технической водой;
- водоотведение;
- нейтрализация и очистка промышленных сточных вод;
- осуществление работ по обслуживанию систем канализации и очистки промышленных сточных вод;
- эксплуатация сетей водоснабжения, водоотведения;
- эксплуатация водозаборных сетей;
- эксплуатация водозаборных насосных станций;
- эксплуатация очистных сооружений;
Объекты предприятия ООО "ПромВодоКанал" располагаются в южной промзоне г.Салават, в Ишимбайском районе - БОС "Спутник" ООО "ПВК", в Мелеузовском районе, п. Нугуш - БОС ООО "ПВК".
ООО "ПромВодоКанал" сброс сточных вод в водный объект р. Белая по основной пром. Площадке (выпуск N 1) осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 02-10.01.02.005-Р-РСВХ-С-2012-01120/00 от 13.09.2012. Место сброса сточных вод - 53° 27' 38" С.Ш.; 56°00' 05" В.Д., 774,0 км. от устья реки, левобережье, город Ишимбай, Республика Башкортостан. В состав очистных сооружений входит комплекс сооружений, осуществляющих механическую, физико-химическую, биохимическую очистку и доочистку сточных вод.
Согласно проекту очищенные сточные воды сбрасываются в реку Белая двумя потоками по двум железобетонным коллекторам 45/1 - диаметром 1200 мм.; 45/2 - диаметром 2000 мм., проложенным на расстоянии 23,5 м. друг от друга. Коллектора заглублены в земле и обвалованы землей. Между коллекторами имеется действующая перемычка - трубопровод диаметром 1200 мм, расположенная в 260 м. южнее места пересечения коллекторами 45/1 и 45/2 автодороги Салават - Ишимбай. На перемычке установлена задвижка диаметром 1200 мм., находящаяся в открытом состоянии.
Длина коллектора 45/1 от смесителя ОС-100 до берега реки Белая - 6 285 м.
Длина коллектора 45/2 от биологического пруда ОС - 93 до берега реки Белая - 5695 м.
Тип выпуска - рассеивающий. Рассеивающий выпуск представляет собой два параллельно близкорасположенных стальных трубопровода диаметром: для коллектора 45/1 - 1200 мм.; для коллектора 45/2 - 1400 мм.
Каждый выпуск состоит из 8 выпускных патрубков диаметром 350 мм., расстояние между патрубками 3000 мм. Глубина залегания стальных трубопроводов в реке Белая составляет 1 м. от горизонта воды.
ООО "ПромВодоКанал" по выпуску N 1 разработаны и утверждены 24.12.2012 Отделом водных ресурсов Камского БВУ нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Белая (приток р.Кама) регистрационный N 241212287. Нормативы допустимого сброса утверждены со сроком действия до 24.12.2017 в г/час по 34 загрязняющим веществам.
ООО "ПромВодоКанал" осуществляет сброс загрязняющих веществ в реку Белая на основании следующих разрешений на сброс:
- N 002/2014 от 18.03.2014 со сроком действия с 18.03.2014 по 24.12.2017 по 27 загрязняющим веществам: нитрат-анион, взвешенные вещества, хлорид-аниог, аммоний-ион, нефтепродукты, сухой остаток, БПК пол., стирол, бензол, толуол, сульфид-ион, гидросульфид, сероводород, фенол, АПАВ, НПАВ, цинк, кобальт, свинец, никель, ХПК, хром+3, хром+6, кадмий, диметиламин, Н-диметилгидразин (гептил);
- N 026/2015 от 23.04.2014 со сроком действия с 26.03.2015 по 24.12.2017 в пределах установленного лимита по алюминию;
- N 032/2015 от 05.08.2015 со сроком действия с 05.08.2015 по 04.08.2016 в пределах установленного лимита по 5 загрязняющим веществам - сульфид-ион, нитрит-анион, медь, марганец, железо-общее.
В ходе проверки установлено, что ООО "ПромВодоКанал" с 26.03.2015 по настоящее время осуществляет сброс фосфатов в реку Белая в отсутствие разрешения.
Информация о перечне, количестве загрязняющих веществ, разрешенных ООО "ПромВодоКанал" к сбросу (выпуск N 1) в р. Белая, установленных нормативах сбросов в пределах нормативов и лимитов на сброс, представлена в таблице N12 акта проверки.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 896 от 03.07.2015, ООО "ПромВодоКанал" 01.07.2015 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ в следующих концентрациях: нитрит 0,173 мг/дм3, медь 0,003 мг/дм3, марганец 0,05 мг/дм3, железо 0149 мг/дм3, фосфаты 0,55 мг/дм3, сульфиды 0,002 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 01.07.2015, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено 114843 тыс. м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан сделан вывод, что 01.07.2015 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0601 тонн, железо 0,0171 тонн, нитритов 0,0199 тонны, марганца 0,0057 тонны, меди 0,000343 тонны, сульфидов 0,000229 тонны. При этом, разрешение на сброс нитритов, меди, марганец, железо, фосфатов, сульфидов 01.07.2015 в реку Белая у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 960 от 16.07.2015, ООО "ПромВодоКанал" 13.07.2015 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ в следующих концентрациях: нитрит 0,02 мг/дм3, медь 0,005 мг/дм3, марганец 0,04 мг/дм3, железо 0,16 мг/дм3, фосфаты 0,5 мг/дм3, сульфиды 0,002 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 13.07.2015, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено 109714 тыс. м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан пришло к выводу о том, что 13.07.2015 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0571 тонн, железо 0,017 тонн, нитритов 0,0023 тонны, марганца 0,004 тонны, меди 0,0005 тонны, сульфидов 0,000219428 тонны. При этом, разрешение на сброс нитритов, меди, марганец, железо, фосфатов, сульфидов 13.07.2015 в реку Белая у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 1059 от 10.08.2015, ООО "ПромВодоКанал" 03.08.2015 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ в следующих концентрациях: нитрит 0,12 мг/дм3, медь 0,003 мг/дм3, марганец 0,04 мг/дм3, железо 0,16 мг/дм3, фосфаты 0,56 мг/дм3, сульфиды 0,002 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 03.08.2015, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено 96105 тыс. м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан сделан вывод, что 03.08.2015 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,054208 тонн, железо 0,153 тонн, нитритов 0,012 тонны, марганца 0,0039 тонны, меди 0,000379 тонны, сульфидов 0,00019221 тонны. При этом, разрешение на сброс нитритов, меди, марганец, железо, фосфатов, сульфидов 03.08.2015 в реку Белая у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 66 от 25.01.2016, ООО "ПромВодоКанал" 18.01.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,74 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 18.01.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено с коллекторов 45/1, 45/2 - 96327 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан пришло к выводу о том, что 18.01.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0720 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 18.01.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 197 от 12.02.2016, ООО "ПромВодоКанал" 08.02.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,56 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 08.02.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено с коллекторов 45/1, 45/2 - 107188 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан сделан вывод, что 08.02.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0833 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 08.02.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 380 от 24.03.2016, ООО "ПромВодоКанал" 21.03.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,6 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 21.03.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено с коллекторов 45/1, 45/2 - 102215 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан пришло к выводу о том, что 21.03.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0565 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 21.03.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 486 от 15.04.2016, ООО "ПромВодоКанал" 12.04.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,4 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 12.04.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено с коллекторов 45/1, 45/2 - 14502 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан сделан вывод, что 12.04.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0602 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 12.04.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 560 от 06.05.2016, ООО "ПромВодоКанал" 04.05.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,53 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 04.05.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено коллекторов 45/1, 45/2 - 81670 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан пришло к выводу о том, что 04.05.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0430 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 04.05.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб сточной воды ООО "ПромВодоКанал" N 621 от 19.05.2016, ООО "ПромВодоКанал" 16.05.2016 в реку Белая производило сброс сточных вод с содержанием загрязняющего вещества - фосфат-ион (фосфор фосфатов) с концентрацией 0,53 мг/дм3. Согласно журналам учета количества сточных вод 16.05.2016, ООО "ПромВодоКанал" было сброшено с коллекторов 45/1, 45/2 - 104776 м3 стоков. Масса сброшенного загрязняющего вещества рассчитывается умножением количества стоков на концентрацию загрязняющего вещества.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан сделан вывод, что 16.05.2016 в реку Белая со сточными водами ООО "ПромВодоКанал" было сброшено фосфатов 0,0556 тонн. При этом, разрешение на сброс фосфатов 16.05.2016 в реку Белая по выпуску N 1 у ООО "ПромВодоКанал" отсутствовало.
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан указывает, что 01.07.2015, 13.07.2015, 08.08.2015 ООО "ПромВодоКанал" производило сброс сточных вод с основной площадки (выпуск N 1) с содержанием нитритов 0,0549 тонн, меди 0,001222 тонн, марганца 0,0136, железа 0,1871 тонн, фосфатов 0,712308 тонн, сульфидов 0,000640638 тонн, а также 18.01.2016, 08.02.2016, 21.03.2016, 12.04.2016, 04.05.2016, 16.05.2016 с содержанием фосфатов 0,3706 тонн в отсутствие разрешения на сброс загрязняющего вещества.
На основании акта проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан вынесено предписание от 23.06.2016 N 04-03/182/8.14, согласно которому заявителю предписано осуществлять сброс фосфатов со сточными водами в водный объект - р. Белая по выпуску N 1 на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, срок для исполнения предписания установлен до 01.11.2017.
Не согласившись с данным предписанием от 23.06.2016 N 04-03/182/8.14, полагая, что спорное предписание является неисполнимым, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что обществом предприняты все необходимые и возможные меры для получения разрешения на сброс веществ, в том числе до получения оспариваемого предписания. Суд посчитал, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям в части исполнимости, не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Данный вывод не может быть признан правомерным.
В силу ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.
Согласно ч.1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2).
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
Частью 1 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации на юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 Кодекса, возложена обязанность обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р фосфаты входят в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Сброс сточных вод с основной площадки (выпуск N 1) с содержанием фосфатов в отсутствие разрешения на сброс указанного загрязняющего вещества, обществом не оспаривается.
Согласно ч. 4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч.6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
09.02.2015 ООО "ПромВодоКанал" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (т.1, л.д.37-38).
Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан отказало заявителю в выдаче разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в р.Белая (т.1, л.д. 55).
Общество повторно обратилось в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан с заявлением от 15.08.2016 N 04-02/01085 (т.1, л.д.141-142) с просьбой выдать разрешение на сброс фосфатов.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое предписание и указывая на то, что обществом предприняты все необходимые меры для получения разрешения на сброс веществ, фактически разрешил обществу осуществлять выброс вредных веществ в отсутствие соответствующего разрешения.
Между тем, отказ обществу в выдаче разрешения на сброс фосфатов в р.Белая не освобождает его в осуществлении необходимых мероприятий предшествующих получению разрешения.
Отказы в выдаче разрешения на сброс фосфатов в р.Белая, обществом в установленном законом порядке не оспорены.
Установленный Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан срок выполнения предписания (01.11.2017) является достаточным (реальным) для получения соответствующего разрешения.
Формулировка выданного предписания от 23.06.2016 N 04-03/182/8.14 содержит указание на осуществление обществом сброса фосфатов со сточными водами в водный объект - р.Белая по выпуску N 1 на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Такая формулировка не позволяет усомниться в исполнимости предписания, соответствует установленному оспоренным решением нарушению и преследует цель прекращения выявленного нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Более того, исходя из того, что общество обращалось за выдачей ему разрешения ему понятно содержание оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание, вынесенное в адрес общества, о необходимости осуществлять сброс фосфатов со сточными водами в водный объект - р.Белая по выпуску N 1 на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, направлено на выполнение обществом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем оснований для его признания недействительным у суда первой инстанции не имелось.
В связи с чем, решение суда первой инстанции от 05.06.2017 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2017 по делу N А07-21705/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21705/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф09-8125/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПромВодоКанал"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ