Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф09-7439/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
01 сентября 2017 г. |
Дело N А60-11774/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Елисеева Е.В., доверенность от 21.10.2015, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2017 года
по делу N А60-11774/2017,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: Управление территориальной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
об устранении нарушенных прав в пользовании земельным участком,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик) об устранении нарушения права ОАО "РЖД" в пользовании и распоряжении земельными участками с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2 путем признания права собственности зарегистрированного за Российской Федерацией отсутствующим и признании право собственности ОАО "РЖД" на земельные участки с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление территориальной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что сам по себе факт использования ОАО "РЖД" спорных участков в течение длительного времени не свидетельствует о наличии правовых оснований для такого использования и признания права собственности за истцом.
По мнению апеллянта, спорным решением нарушен принцип неприкосновенности права собственности, нарушены права и законные интересы Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и Перваковым С.Ю. заключен договор от 22.12.2016 N ЦРИ/04/КП/6004/16/000148 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", согласно которому отчуждены объекты недвижимого имущества ОАО "РЖД", расположенные по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Новые Ключики, а также земельные участки под ними.
07.02.2017 регистрация перехода права собственности на земельные участки приостановлена до 7 мая 2017 г. в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2 не могут входить в предмет договора купли-продажи, поскольку не принадлежат продавцу ОАО "РЖД" на праве собственности.
Согласно выпискам с официального сайта Росреестра от 06.03.2017 собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2 является Российская Федерация, право собственности которой, зарегистрировано 17.06.2004 на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.01.2004 N 85-р.
Запись о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельные участки с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2 ликвидирована 17.06.2004.
Полагая себя собственником земельных участков, не согласившись с регистрацией права собственности на земельные участки за Российской Федерацией, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из возникновения права собственности ОАО "РЖД" на земельные участки в силу ст. 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", указав, что основания для сохранения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве федеральной собственности на данные земельные участки отсутствуют, наличие записи в ЕГРН о наличии права собственности Российской Федерации нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", препятствует распоряжению объектами недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Согласно разъяснениям пунктов 58 и 59 Постановления Пленума N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Запись о создании ОАО "РЖД" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 23.09.2003.
В соответствии с Уставом ОАО "РЖД", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее именуется - общество) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является коммерческой организацией. Учредителем общества является Российская Федерация. Уставный капитал общества сформирован за счет имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации.
Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 (ред. от 27.05.2017) "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте.
Материалами дела подтверждается включение земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2, а равно находящихся на этих земельных участков объектов, в сводный передаточный акт (т.2 л.д.51-54).
Право собственности истца на спорные земельные участки было зарегистрировано в установленном законом порядке 26.03.2004, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 66 N N 305537, 305536 (т.2 л.д.35-34). Основанием регистрации является постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585, сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30 сентября 2003 г., утвержденный совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
Нахождение спорных земельных участков во владении истца подтверждается осуществлением ОАО "РЖД" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0502017:7, 66:56:0502017:2 полномочий собственника, в частности уплатой земельного налога (т.1 л.д.90-93).
Установив указанные выше обстоятельства, свидетельствующие о приобретении истцом спорных земельных участков в порядке и способами, установленными законом, осуществлении в отношении них полномочий собственника, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о доказанности возникновения права собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки.
Требование истца о признании права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки отсутствующим мотивировано тем, что право собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки возникло ранее регистрации права собственности Российской Федерации, земельные участки из владения истца не выбывали.
Согласно разъяснениям пункта 52 Постановления Пленума N 10/22 обращение в суд с требованием о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим допускается в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
По смыслу приведенных норм права и разъяснений вышестоящего суда иск о признании права отсутствующим, по своей сути, относится к числу требований об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ), которыми истец оспаривает существование права ответчика и просит восстановить свое право.
Как указано выше, основанием возникновения права собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки явилось включение указанного имущества в уставный капитал истца на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, изданного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Факт передачи земельных участков в уставный капитал истца документально подтвержден.
Таким образом, ОАО "РЖД", созданное в предусмотренном законодательством о приватизации порядке, стало собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии со сводным передаточным актом, с момента государственной регистрации.
При этом регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки проведена 17.06.2004 на основании распоряжения Правительства РФ от 21.01.2004 N 85-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, на которые у Российской Федерации возникает права собственности в соответствии со ст. 3 Закона "О разграничении собственности на землю".
По смыслу Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) "О разграничении государственной собственности на землю" указанный Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, на дату издания распоряжения Правительства РФ от 21.01.2004 N 85-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, на которые у Российской Федерации возникает права собственности, в отношении спорных земельных участков было принято решение об их включении в уставный капитал ОАО "РЖД", то есть право собственности Российской Федерации прекращено по воле собственника, в результате сделки приватизации государственного имущества.
Оснований полагать право собственности истца прекращенным изданием распоряжения Правительства РФ от 21.01.2004 N 85-р не имеется, поскольку в соответствии с положениями ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом.
Доказательств правомерного изъятия земельных участков у истца материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
Установив, что право собственности ОАО "РЖД" на земельные участки возникло в силу статьи 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "РЖД" на праве собственности - артезианская скважина и водонапорная башня, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для сохранения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве федеральной собственности на данные земельные участки отсутствуют, при этом запись в ЕГРН о наличии права собственности Российской Федерации нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", препятствует распоряжению объектами недвижимого имущества.
Изложенные в обоснование апелляционной доводы ответчика о нарушении оспариваемым судебным актом принципа неприкосновенности права собственности, прав и законных интересов Российской Федерации, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
То обстоятельство, что распоряжение Правительства РФ от 21.01.2004 N 85-р не оспорено, недействительным не признано, не свидетельствует об отсутствии оснований возникновения у истца права собственности на спорные земельные участки, поскольку земельные участки приобретены истцом по воле собственника и на законных основаниях, именно истец в течение длительного времени с 2003 года осуществлял полномочия владения, пользования и распоряжения земельными участками, доказательств правомерного изъятия земли не приведено.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, необходимо признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2017 года по делу N А60-11774/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11774/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф09-7439/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ