г. Пермь |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А50-5449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (ОГРН 1055901711084, ИНН 5904129529) - Алексеева А.П., паспорт, доверенность от 17.08.2017; Куранов В.Г., паспорт, доверенность от 28.02.2017; Швецова О.В., паспорт, протокол от 11.01.2017; Кропотова А.А., паспорт, доверенность от 07.04.2017;
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Исаева В.Г., паспорт, доверенность от 22.05.2017 года; Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 28.12.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года
по делу N А50-5449/2017, принятое судьей Герасименко Т. С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (ОГРН 1055901711084, ИНН 5904129529)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
о признании акта N 125 от 05.12.2016 недействительным в части,
по встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Парма-медицина"
о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 533 965,75 руб., штрафа в размере 153 396,58 руб. и пени,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (далее - заявитель, Общество, ответчик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - Фонд, заинтересованное лицо, истец) от 05.12.2016 N 125 в части признания использованными не по целевому назначению и в части обязания возвратить в бюджет средства в сумме 1 533 965,75 руб. и соответствующую сумму штрафа, внести в акт соответствующие изменения.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с встречным заявлением о взыскании с Общества "Парма-медицина" денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 533 965 рублей 75 копеек, штрафа в сумме 153 396,58 руб. руб., а также пени в размере 49 086 руб. 90 копеек.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года в удовлетворении первоначальных требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены частично: с общества "Парма-медицина в пользу фонда взысканы денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 533 965 рублей 75 копеек, штраф в сумме 76 698 руб. 29 коп. и пени в сумме 49 086 руб. 90 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С общества "Парма-медицина" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 29 598 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных требований в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие факта нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. При расходовании денежных средств Общество руководствовалось Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств ОМС расходов медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по Территориальной программе ОМС Пермского края от 15.05.2014, утверждённым министром здравоохранения Пермского края и директором ТФОМС ПК. Расходы произведены в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности, имеющими финансово-экономическое обоснование и утвержденными учредителями Общества, осуществлены в пределах сумм, заложенных в планы финансово-хозяйственной деятельности. Распределение расходов осуществлено на основании методики, утвержденной Порядком от 15.05.2014 г.
Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Фонд возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Фонда возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: таблицы соответствия распределения Обществом расходов действующему законодательству на 2014 -2015 г.г., возражений на отзыв, дополнений к апелляционной жалобе, квитанции, протокола общего собрания учредителей от 11.01.2017, договора аренды N 752 от 23.09.2010, договора аренды N 481 от 13.07.2015, платёжных поручений от 2014, 2015 г.г., паспорта контрольно- кассовой машины, уведомления о постановке на учёт в налоговом органе от 25.04.2017 года N 1210, штатного расписания от 01.08.2014 года.
Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
22.08.2017 в соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции объявил перерыв в судебном заседании до 23.08.2017 до 09 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено 23.08.2017 в 09 часов 30 минут, в том же составе суда при участии в судебном заседании тех же представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 14.11.2016 по 05.12.2016 Фондом проведена плановая проверка использования средств, полученных Обществом "Парма-медицина" на финансовое обеспечение ТП ОМС за периоды с 01.01.2014 по 31.12.2014, 01.01.2015 по 31.12.2015.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 05.12.2016 N 125.
В указанном акте Фондом отражены допущенные Обществом "Парма-медицина" нарушения, а именно нецелевое использование средств, полученных на финансовое обеспечение ТП ОМС в сумме 1 533 965 рублей 75 копеек, в связи с чем, в акте содержится требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и соответствующей суммы штрафа.
20.01.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия об уплате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, штрафа в размере 10% от суммы использованных не по целевому назначению средств и соответствующей суммы пени.
Не согласившись с актом от 05.12.2016 в вышеуказанной части, Общество "Парма-медицина" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Фонд заявил встречные исковые требования об их взыскании на основании ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, так как в добровольном порядке средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф и пени ответчиком по требованию истца не оплачены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования средств ОМС в спорной сумме, в связи с чем, оснований для признания недействительным акта проверки в оспариваемой части не имеется, требования истца о взыскании в бюджет суммы использованных не по целевому назначению средств, соответствующих сумм пени и штрафа являются обоснованными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
На основании пункта 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее Положение о контроле).
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Таким образом, Фонд, заявляя встречные исковые требования, обратился в суд в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ст. 37 Закона N 326-ФЗ).
По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация (далее - СМО) обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ).
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации ТП ОМС и которым решением комиссии по разработке ТП ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и СМО, участвующей в реализации ТП ОМС, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования, данное положение также отражено в п. 6 ст. 14 Закона N 326-ФЗ.
Ссылки заявителя на то, что оплата конкретных видов расходов, предусмотренных действующими нормативными актами как расходы, подлежащие оплате за счет средств ОМС, в завышенном размере, не является нецелевым использованием средств ОМС, а может быть признана лишь их неэффективным использованием, суд отклоняет как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Законом Пермского края от 30.12.2013 N 279-ПК (далее - Программа), расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Тарифным соглашением на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, с соглашениями о предоставлении субсидий (субвенций) на финансовое обеспечение заданий по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, бюджетной сметы, с Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТП ОМС).
На основании пункта 3.2 раздела 3 Тарифного соглашения на 2014 год (приложение N 4 к решению Комиссии по разработке ТП ОМС от 30.12.2013 N 25), в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС не включаются расходы МО, которые в соответствии с ТП ОМС финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней или других источников. За счет средств не финансируются (не оплачиваются) мероприятия и иные медицинские услуги, которые в соответствии с ТП ОМС, утвержденной в установленном порядке, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
Согласно разделу I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2014 N 427-ПК расходование средств в рамках реализации Программы по видам медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется медицинскими организациями в соответствии с Тарифным соглашением на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с п. 11 Тарифного соглашения на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, являющегося приложением N 5 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 29.12.2014, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2015 год), МО используют полученные средства ОМС в соответствии с ТП ОМС, Договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств ОМС расходов МО, включенных в реестр МО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по ТП ОМС (далее - Порядок от 15.05.2014).
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС).
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила ОМС, в составе которых разделом XI предусмотрена "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Согласно п. 158.16 Правил ОМС, распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));
- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации;
- пропорционально иному выбранному показателю.
Согласно Порядку от 15.05.2014, обязательному для исполнения всеми МО (п. 10), расходование, планирование, в том числе распределение затрат по различным источникам финансирования МО необходимо производить в соответствии с приложением к Порядку (п. 2).
Так, в соответствии с Порядком распределение расходов в 2014-2015 г.г. осуществляется следующим образом:
- по услугам связи распределяются по месту возникновения затрат (при закреплении точек за соответствующим отделением), либо, пропорционально объему средств, полученных от оказания МП из соответствующих источников, а также поступления от иной приносящей доход деятельности.
- по коммунальным услугам распределяются по месту возникновения затрат, либо, пропорционально объему средств, полученных от оказания МП из соответствующих источников, а также поступления от иной приносящей доход деятельности, либо по занимаемым площадям.
- на арендную плату распределяются по месту возникновения затрат, либо, пропорционально объему средств, полученных от оказания МП из соответствующих источников, а также поступления от иной приносящей доход деятельности, либо по занимаемым площадям.
- расходы по прочим услугам распределяются по месту возникновения затрат, либо, пропорционально объему средств, полученных от оказания МП из соответствующих источников;
- расходы по оплате труда осуществляются пропорционально заработной плате по штатным единицам, закрепленными за различными источниками финансирования.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что в 2014 и 2015 году Общество оказывало медицинские услуги не только в рамках ТП ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги) по этому виду деятельности, следовательно, имело в качестве источника финансирования наряду со средствами ОМС - средства от осуществления предпринимательской деятельности (ПД).
Следовательно, должно было рассчитывать расходы в проверяемом периоде в соответствии с Порядком распределение расходов.
При этом, как следует из акта проверки и не оспаривается сторонами, распределение расходов на оказание медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, средств бюджета и медицинской помощи, подлежащей оплате за счет личных средств граждан и других источников, производилось в части расходов "услуги связи" по месту возникновения затрат, "коммунальные услуги" - пропорционально занимаемым площадям, "арендная плата за пользование имуществом" - пропорционально занимаемым площадям, "прочие расходы" - по месту возникновения затрат.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и Обществом не оспаривается, что достоверно распределить размер соответствующих расходов относительно занимаемой площади либо по месту возникновения затрат в таких помещениях невозможно, поскольку фактическое разделение занимаемых площадей отсутствует, кроме того, при осуществлении деятельности стационарные телефоны, коммунальные услуги, аренда использовались в нежилых помещениях (кабинетах), в которых оказывались медицинские услуги как по предпринимательской деятельности (ПД), так и по ОМС.
Представленными в материалы дела внутренними документами Общества (в том числе распоряжения директора Общества о распределении занимаемых площадей, приказы директора Общества о распределении расходов на услуги связи по месту возникновения затрат, служебные записки и иные) подтверждается, а также из пояснений представителей Общества в судебном заседании следует, что соответствующее распределение произведено Обществом по критериям, которые действующим законодательством не предусмотрены (например, количество случаев обращений за медицинской помощью в рамках ОМС и в рамках ПД), следовательно, распределение спорных затрат в ООО "Парма-Медицина" в отношении таких нежилых помещений осуществлялось в нарушение действующего на территории Пермского края законодательства в сфере ОМС, не в соответствии с положениями, предусмотренными Порядком.
В части нецелевого расходования средств по оплате труда с начислениями заместителю директора и менеджеру за проверяемый период в сумме 347 042,77 руб. апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно Порядку распределения расходов от 15.05.2014, утвержденному министром здравоохранения Пермского края и директором ТФОМС (далее - Порядок), расходы по оплате груда осуществляются пропорционально заработной плате по штатным единицам, закрепленным за различными источниками финансирования.
То есть, порядок содержит единственный возможный метод для распределения расходов по оплате труда, иных способов распределения в указанном Порядке не предусмотрено.
Как следует из акта проверки(л.д.34,том1) при выборочной проверке расходов на оплату труда, установлено, что в 2014 -15 годах в соответствии со штатным расписанием общества начислялась и выплачивалась зарплата заместителю главврача по рекламе и связям с общественностью, менеджеру.
Согласно должностным инструкциям данные сотрудники осуществляют работу и в сфере ОМС и в предпринимательской деятельности.
При этом, по мнению проверяющих, по данным должностным инструкциям невозможно определить объем работ, выполняемых работниками в сфере ОМС и предпринимательской деятельности.
Согласно штатному расписанию от 01.08.2014, от 01.01.2015 выплата заработной платы заместителя директора складывается из следующих показателей:0,75 ставки - за счет средств ОМС, 0,25 ставки - за счет предпринимательской деятельности, заработная плата менеджера из следующих показателей: 0,75 ставки - за счет средств ОМС, 0,25 ставки - за счет предпринимательской деятельности.
Посчитав в ходе проверки, что отражение данных должностей в штатном расписании противоречит приказу МЗ РФ от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", а также некорректность штатного расписания, фондом расходы МО на зарплату и начисления на оплату труда были перераспределены по источникам финансирования пропорционально доле доходов.
Указанный метод не предусмотрен вышеназванным Порядком распределения расходов по ОМС в отношении определения фонда оплаты труда. В связи с чем нецелевое использование денежных средств на оплату труда в размере 347042,77 рублей фондом не доказано.
Материалами дела подтверждено, и сторонами не оспаривается, что в 2014 и 2015 году Общество осуществляло два вида деятельности:
1. розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения - торговля через аптечный пункт (отдельный вид учета, отдельный учет доходов и расходов, отдельный кассовый аппарат) по системе налогообложения ЕНВД;
2. оказание услуг по осуществлению медицинской деятельности, в том числе услуг в рамках вспомогательных репродуктивных технологий - в рамках ОМС (бесплатно для пациента) и платно.
Из акта плановой проверки N 125 от 05.12.2016 следует, что Фонд при определении суммы доходов заявителя учитывал три источника, а именно: платную медицинскую деятельность 53 564 584,74 руб., аптеку 13 910 662,74 руб., доходы от ОМС 42 024 598, 88 руб.
При этом, для учета расходов Фонд берет только расходы по двум источникам - платной медицинской деятельности 36 768 378,35 руб. и расходы по ОМС 36 443 022,49 руб.
Вместе с тем, сумма доходов от деятельности аптеки за проверяемый период (с 01.08.2014 по 31.12.2015) составляет 10 052 333,93 руб.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав порядок расчета, примененный Фондом, установил, что в источники доходов (платная медицинская деятельности, доходы от ОМС, доходы от аптеки) включен доход от деятельности аптеки, при этом, указанный вид деятельности не вошел в источники расходов, указанные в акте Фонда.
Кроме того, розничная торговля через аптечный пункт является самостоятельным видом деятельности, имеет отдельный учет (уведомление ИФНС РФ).
Расходы от этого вида деятельности определяются медицинским учреждением по месту возникновения затрат, оплачиваются только за счет доходов от платной деятельности, что не оспаривается фондом в ходе судебного разбирательства, следовательно, правильно исключены фондом из расчета пропорции.
При этом, из системного толкования положений Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Порядка распределения расходов следует, что при определении объема затрат, подлежащих отнесению за счет средств ОМС, должны применяться объемы средств, полученные от оказания медицинской помощи из разных источников финансирования. Поступления от иной приносящей доход деятельности могут быть использованы при расчете данной пропорции, если расходы от данной деятельности включены в общие расходы подлежащие распределению по данным правилам.
Принимая во внимание изложенное, судом апелляционной инстанции установлено неверное определение пропорции между доходами от ОМС и платных услуг по оказанию медицинской помощи.
Медицинским учреждением в ходе судебного разбирательства представлен в дополнениях к апелляционной жалобе новый расчет, согласно которому при распределении расходов необходимо руководствоваться следующими процентными соотношениями в 2014 году - расходы от ОМС - 65,3 %, в 2015 году - расходы от ОМС - 59,7 %.
Разница за счет неверного определения пропорции по доходам с учетом исключения из пропорции доходов по аптеке составляет 4728958,32 руб. Данный расчет не оспорен конструктивно фондом в ходе судебного разбирательства. Контррасчет не представлен.
Таким образом, сумма нецелевого использования денежных средств, составляет по двум основаниям 682 048, 202 руб. Факт нецелевого использования обществом в средств ОМС в сумме 682 048, 202 руб. подтвержден материалами дела.
В отношении суммы, превышающей данную, нецелевой характер использования Фондом не доказан, следовательно, оспариваемый акт в указанной части подлежит признанию недействительным.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика использованные не по целевому назначению средства, соответствующие штраф и пени.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11.
Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Эти обстоятельства могут быть установлены, в том числе судом по собственной инициативе в силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, на основании внутреннего убеждения суд пришел к выводу о возможности признания фактических обстоятельств совершения ответчиком нарушения, а также выполнение ответчиком социально-значимых функций в регионе; совершение нарушений без определенного умысла, а так же характер деятельности ответчика смягчающими ответственность обстоятельствами.
С учетом принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания суд считает необходимым снизить размер штрафа в 2 раза, в связи с чем, размер штрафа составляет 34102 руб. 41 коп., а размер пени - 21825 руб. 54 копеек.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года подлежит отмене в части.
Вынесенный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края акт N 125 от 05.12.2016 подлежит признанию недействительным в части признания использованными в период с 2014 -2015 не по целевому назначению и обязания возвратить в бюджет денежных средства в сумме 851 917 руб. 55 коп. и соответствующей суммы штрафа.
Встречные исковые требования подлежат частичному удовлетворению,
с общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края подлежат взысканию денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 682048 руб. 55 коп., штраф в сумме 34102 руб. 41 коп. и пени в сумме 21825 руб. 54 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Таким образом, с общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 13159 руб. 27 коп. С Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежит взысканию 4500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года по делу N А50-5449/2017 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Первоначальные требования общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" удовлетворить частично.
Признать недействительным вынесенный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края акт N 125 от 05.12.2016 в части признания использованными в период с 2014 -2015 не по целевому назначению и обязания возвратить в бюджет денежные средства в сумме 851 917 (Восемьсот пятьдесят одна тысяча девятьсот семнадцать) руб. 55 коп. и соответствующей суммы штрафа.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (ОГРН 1055901711084, ИНН 5904129529) судебные расходы по оплате государственной пошлины 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Встречные исковые требования частично удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (ОГРН 1055901711084, ИНН 5904129529) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 682048 (Шестьсот восемьдесят две тысячи сорок восемь) руб. 55 коп. (путем перечисления на счет УФК по Пермскому краю (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, л/с N 04565072730), ИНН 5906071680, КПП 590601001, р/сч N 40101810700000010003, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ Г. ПЕРМЬ, БИК 045773001, КБК 395 116 32 000 09 0000 140, ОКТМО 57701000), штраф в сумме 34102 (Тридцать четыре тысячи сто два) руб. 41 коп. и пени в сумме 21825 (Двадцать одна тысяча восемьсот двадцать пять) руб. 54 копеек (путем перечисления на счет УФК по Пермскому краю (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, л/с N 04565072730), ИНН 5906071680, КПП 590601001, р/сч N 40101810700000010003, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ Г. ПЕРМЬ, БИК 045773001, КБК 395 116 90 09 009 0000 140, ОКТМО 57701000).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Парма-медицина" (ОГРН 1055901711084, ИНН 5904129529) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13159 (Тринадцать тысяч сто пятьдесят девять) руб. 27 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5449/2017
Истец: ООО "ПАРМА - МЕДИЦИНА"
Ответчик: Фонд ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ