Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2017 г. N Ф10-5054/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А35-12706/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Курск": Спиридоновой О.В., представителя по доверенности N 826/186 от 17.08.2017;
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Курск" на решение Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 по делу N А35-12706/2016 (судья Беседина А.Ю.), по иску Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ИНН 4632021108, ОГРН 1024600961494) к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Курск" (ИНН 4607004691, ОГРН 1054603018282) о взыскании в доход федерального бюджета излишне полученных средств субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Курск" (далее - ответчик, ООО "Авангард-Агро-Курск" о взыскании излишне полученных средств субсидии в общей сумме 2 822 672 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 по делу N А35-12706/2016 исковые требования Комитета агропромышленного комплекса Курской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "Авангард-Агро-Курск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса Курской области в полном объеме.
В представленном в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу Комитет агропромышленного комплекса Курской области просил решение Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 по делу N А35-12706/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет агропромышленного комплекса Курской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции ОАО явку полномочного представителя не обеспечил, заявив о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения Комитета агропромышленного комплекса Курской области о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Авангард-Агро-Курск" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт полностью и принять по делу новый судебный акт.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителя ООО "Авангард-Агро-Курск", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и ООО "Авангард-Агро-Курск" были заключены соглашения "О предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы" N 108 от 04.04.2015, N 145 от 24.04.2015, N 231 от 11.07.2015, N 244 от 24.06.2015, N 245 от 24.06.2015, N 248 от 24.06.2015 по кредитным договорам N 431/12-кл от 26.06.2012, N 378/14-кд от 27.05.2014, N 520/14-кл от 07.08.2014, N 355/14-кд от 16.05.2014, N 089/14-кл от 14.02.2014, N 645/14-кд от 13.10.2014 соответственно.
Вышеуказанные соглашения заключены между истцом и ответчиком в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" и в соответствии с государственной программой Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па, постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 120-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Соглашения N 108 от 04.04.2015, N 145 от 24.04.2015, N 231 от 11.07.2015, N 244 от 24.06.2015, N 245 от 24.06.2015, N 248 от 24.06.2015 предусматривают взаимодействие сторон по оказанию мер государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в рамках постановления Администрации Курской области от 11.03.2013 N 120-па.
Как следует из заключенных соглашений, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обязался в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460, постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 120-па предоставить ответчику государственную поддержку за счет средств областного бюджета и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 120-па, предоставление субсидий осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Ответчик обратился к истцу с заявлениями о предоставлении субсидий по кредитным договорам: N 431/12-кл от 26.06.2012; N 378/14-кд от 27.05.2014; N 520/14-кл от 07.08.2014; N 355/14-кд от 16,05.2014; N 089/14-кл от 14.02.2014; N 645/14-кд от 13.10.2014.
Комитет агропромышленного комплекса Курской области, являясь на основании пункта 3.15 Положения о Комитете агропромышленного комплекса Курской области, утвержденного постановлением губернатора Курской области от 22.09.2010 N 369-пг, главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Комитета и реализацию возложенных на Комитет функций, перечислил на расчетный счет ответчика из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществлено за счет средств федерального бюджета, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 431/12-кл от 26.06.2012 в сумме 1 077 914 руб. платежным поручением от 13.08.2015 N 831254; по кредитному договору N 378/14-кд от 27.05.2014 в сумме 448 531 руб. платежными поручениями от 07.05.2015 N 177126, от 13.08.2015 N 831277; по кредитному договору N 520/14-кл от 07.08.2014 в сумме 1 600 143 руб. платежными поручениями от 13.08.2015 N831282, от 24.12.2015 N1 1257; по кредитному договору N 355/14-кд от 16.05.2014 платежными поручениями от 13.08.2015, N831261, от 24.12.2015 N 11319; по кредитному договору N 089/14-кл от 14.02.2014 в сумме 1 051 563 руб. платежными поручениями от 13.08.2015 N831266, от 24.12.2015 N11285б; по кредитному договору N 645/14-кд от 13.10.2014 в сумме 2 639 749 руб. платежным поручением от 13.08.2015 N831263.
Управлением Федерального казначейства по Курской области в отношении истца в период с 22.07.2016 по 07.09.2016 была проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в ходе которой было установлено нарушение ответчиком подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460.
Так, ответчиком расчет субсидии был произведен в размере 95 процентов процентной ставки по кредиту, вместо 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
В результате ответчиком по соглашению N 108 от 04.04.2015, как установлено по результатам проверки, излишне перечислены ООО "Авангард-Агро-Курск" субсидии в размере 171 870 руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 431/12-кл от 26.06.2012.
Также в ходе проверки было установлено нарушение ответчиком подпункта "б" пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460.
Расчет субсидии произведен ответчиком исходя из 95 процентов ставки по кредиту, вместо 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, что привело к излишнему перечислению истцу субсидий: по соглашению N 231 от 11.07.2015 (кредитный договор N 520/14-кл от 07.08.2014) - 117 205 руб., по соглашению N 244 от 24.06.2015 (кредитный договор N 355/14-кд от 16.05.2014) - 1 319 886 руб., по соглашению N 245 от 24.06.2015 (кредитный договор N089/14-кл от 14.02.2014) - 1 051 563 руб., по соглашению N 248 от 24.06.2015 (кредитный договор N 645/14-кд от 13.10.2014) - 147 255 руб.
Как выявлено проверкой в связи с несоблюдением ответчиком подпункта "а" пункта 6 (1) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460, расчет субсидии был произведен в размере 95 процентов процентной ставки по кредиту, вместо ставки субсидирования в размере 14,68 процентов.
В результате данного нарушения ответчику по соглашению N 145 от 24.04.2015 (кредитный договор N 378/14-кд от 27,05.2014) было излишне перечислено 14 893 руб.
Истец на основании предписания Управления Федерального казначейства по Курской области и в соответствии с пунктом 2.1.5 соглашений направил ответчику требования от 31.10.2016 N N 08.1-08/3828 - 08.1-08/3833 о возврате вышеуказанных излишне перечисленных средств субсидий.
Ответчик оставил требования истца без удовлетворения.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не возвратил полученную субсидию, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, представлять в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 132 БК РФ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются федеральным законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2015 году определялось Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460, субсидии предоставляются при соблюдении условий, одним из которого является наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
В силу подпункта "г" пункта 5 действовавшего в спорный период Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" субсидии предоставляются при соблюдении условий: наличие утвержденной государственной программы субъекта РФ и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в Правилах; наличие в бюджете субъекта РФ (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия; наличие нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, сроки и порядок рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представленных документов, сроки и порядок заключения заемщиком соглашения с уполномоченным органом о предоставлении указанных средств, предусматривающего установление ежегодного предельного расчетного объема этих средств на период действия кредитного договора (договора займа), а также сроки ввода объекта в эксплуатацию (по объектам, требующим ввода в эксплуатацию); наличие обязательства субъекта РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых государственной программой субъекта РФ и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий.
Подпунктом "ж" пункта 23 Правил N 1460 установлено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении уполномоченным органом обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, включая: выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, подтверждающую включение в бюджет субъекта Российской Федерации средств на финансирование субсидий, в срок, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил N 1460 предусмотрено, что расчеты размера субсидии из областного бюджета, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, по формам согласно приложениям N 5, 6, 7, 8 к Правилам.
Во исполнение Правил N 1460 Администрацией Курской области принято постановление от 11.03.2013 N 120-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (действовало в спорный период).
В пункте 2 Приложения N 1 к Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (утв. постановлением Администрацией Курской области от 11.03.2013 N 120-па) указано, что для предоставления средств на возмещение части затрат по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "а" - "б.1", "е" пункта 4 Правил, заемщиком в комитет агропромышленного комплекса Курской области предоставляются следующие документы: а) заявление на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, по установленной комитетом агропромышленного комплекса Курской области форме; б) копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), по перечню, указанному в приложениях NN 2, 4 к Правилам, заверенные заемщиком (в 1 экземпляре); в) расчеты размера субсидии из областного бюджета, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, по формам согласно приложениям NN 5, 6, 7, 8 к Правилам (в 1 экземпляре).
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (утв. постановлением Администрацией Курской области от 11.03.2013 N 120-па) предоставление субсидий осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области на основании документов, представленных заемщиком в соответствии с пунктами 2, 2.1 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Комитет агропромышленного комплекса Курской области осуществляет проверку предоставленных документов, регистрирует заявление в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью, и рассматривает их в течение 7 рабочих дней со дня их поступления.
Из материалов дела усматривается, что ответчик предоставил истцу расчеты размера субсидии из областного бюджета, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, по форме согласно приложению N 7 к Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (в редакции постановления Администрации Курской области от 13.03.2015 N 127-па).
При этом датой представления и регистрации расчетов размера субсидии из областного бюджета, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, по форме согласно приложению N 7 к Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (в редакции постановления Администрации Курской области от 13.03.2015 N 127-па) является 11.08.2015, что подтверждается оттиском штампа "Принято к рассмотрению 11 АВГ 2015" и подписью должностного лица Анпилоговой М.Н., подтверждающего регистрацию документа.
Факт выплаты Комитетом агропромышленного комплекса Курской области субсидии ООО "Авагрд-Агро-Курск" подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями: N 831254 от 13.08.2015, N 831263 от 13.08.2015, N 831266 от 13.08.2015, N 831261 от 13.08.2015, N 831282 от 13.08.2015, N 831277 от 13.08.2015, N 11285 от 24.12.2015, N 11319 от 24.12.2015, N 11257 от 24.12.2015, и ответчиком не оспаривается.
При этом субсидии ООО "Авангард-Агро-Курск" были предоставлены Комитетом агропромышленного комплекса Курской области при соблюдении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденные Постановлением Правительства от 28.12.2012 N 1460 в редакции от 27.01.201,5 из расчета 95 процентов процентной ставки по кредиту, что лицами, участвующими в деле, не опровергается.
Вместе с тем, на дату регистрации расчетов размера субсидии и перечисления ООО "Авангард-Агро-Курск" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) 28.07.2015 в Постановление Правительства от 28.12.2012 N 1460 были внесены изменения, согласно которым субсидии предоставляются: а) по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 Правил, - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, б) по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "б" и "б(1)" пункта 2 Правил, - в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации. Указанные изменения вступили в силу 08.08.2015.
То есть, выплата субсидий ООО "Авангард-Агро-Курск" произведена в большем размере.
Перечисление уполномоченным органом излишней суммы получателю субсидий по причине применения не той редакции нормативного акта, которая подлежала применению в спорный период, является неправомерной выплатой субсидии, поскольку экономическая суть принципов бюджетной системы РФ основана на возмещении реальных затрат получателям и недопустимости получения дополнительного дохода за счет бюджетных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются результатами проверки, проведенной Управлением Федерального казначейства по Курской области.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом были нарушены статьи 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса является необоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 АПК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В связи с чем судом первой инстанции правомерно была дана оценка показаниям свидетеля Осиповой В.М. наряду с иными доказательствами по делу, в том числе журналом входящей корреспонденции от 03.08.2015, в котором отсутствуют сведения о получении Комитетом агропромышленного комплекса Курской области от ООО "Авангард-Агро-Курск" расчетов.
Ссылка Осиповой В.М. в рамках проведенного судом допроса на то, что штампы с датой получения документов проставлялись истцом в иное время и даже в иные дни, не подтверждено какими-либо доказательствами и является лишь предположением.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (допустимость доказательств).
Представленная в материалы дела служебная записка, оформленная сотрудником ООО "Авангард-Агро-Курск" в период с 28.02.2013 по 26.01.2017 Осиповой В.М., не может служить достаточным доказательством того, что расчеты размера субсидий были представлены в Комитет агропромышленного комплекса Курской области 03.08.2015, поскольку служебная записка является внутренним документом.
Представленные в материалы дела распечатки электронного журнала отправки документов и квитанция о направлении документов компанией DHL также не могут служить доказательствами представления спорных расчетов, поскольку не содержат информации о получении Комитетом агропромышленного комплекса Курской области расчетов размера субсидии 03.08.2015.
Каких-либо иных доказательств того, что спорные расчеты размера субсидии были представлены в Комитет агропромышленного комплекса Курской области 03.08.2015, ответчиком в материалы дела представлены не были.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что из предусмотренного законодательством порядка и сроков рассмотрения документов, значительного объема документов расчеты 11.08.2015 сданы быть не могли, не подтвержден достоверными доказательствами.
При этом предусмотренные законодательством сроки на рассмотрение документов являются максимальными, что дает право уполномоченному органу их рассмотреть ранее предусмотренного срока.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ответчик в части взыскания излишне перечисленных средств субсидии по соглашению N 145 от 24.04.2015 (кредитный договор N 378/14-кд от 27.05.2014 в сумме 14 893 руб. не возражал, суд первой инстанции правомерно пришел к вывод о взыскании с ООО "Авангард-Агро-Курск" в пользу Комитета агропромышленного комплекса Курской области 2 822 766 руб. 00 коп. излишне полученных средств субсидии из федерального бюджета.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3000 руб. относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 по делу N А35-12706/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Курск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12706/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2017 г. N Ф10-5054/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет агропромышленного комплекса Курской области
Ответчик: ООО "Авангард-Агро-Курск"