г. Москва |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А40-32978/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Струковой В.В.,
рассматривает в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Висимский прииск" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N А40-32978/17 (122-206)
по заявлению ООО "Висимский прииск" к Федеральному агентству по недропользованию
о признании недействительным приказа
при участии:
от заявителя: Серебрянская А.С. по дов. от 18.07.2017;
от ответчика: Зайчикова Д.А. по дов. от 26.08.2016;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Висимский прииск" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федерального агентства по недропользованию N 654 от 08.11.2016 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2017, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Висимский прииск" являлось владельцем лицензии СВЕ 02504 БР на право пользования недрами с целевым назначением: разведка и добыча россыпной платины и золота в бассейне рек Шайтанка - Мартьян.
Срок действия лицензии - 21 апреля 2028 г. Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Висимский прииск" обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр при добыче россыпной платины и золота в бассейне рек Шайтанка - Мартьян по лицензии СВЕ 02504 БР.
По результатам проверки был составлен акт от 06.10.2015 N 237, в котором зафиксированы нарушения в области геологического надзора и охраны недр, а именно: Нарушен п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 "О недрах" (Закон о недрах), которым установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами, а именно: не завершены на Лицензионном участке разведочные работы с представлением геологического отчета с подсчетом запасов россыпной платины и золота по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленный срок - 21.04.2012 и на момент проверки (пп. "в" п. 4.1); технический проект промышленного освоения Лицензионного участка не разработан в установленный срок - 21.04.2013 и на момент проверки (пп. "г" п. 4.1); не начато строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия в установленный срок - 21.10.2013 и на момент проверки (пп. "д" п. 4.1); не введено в эксплуатацию горнодобывающее предприятие в установленный срок - 21.04.2015 и на момент проверки (пп. "е" п. 4.1); не проведен анализ фонового состояния окружающей природной среды в пределах Лицензионного участка в установленный срок (не позднее 18 месяцев с даты государственной регистрации лицензии - 22.10.2009) и на момент проверки (пп. "г" п. 4.4); не ведется мониторинг состояния окружающей природной среды (атмосфера, недра, водные объекты, почвы, биоресурсы), включая ведение радиационного контроля, в пределах Лицензионного участка в установленный срок (не позднее 24 месяцев со дня получения лицензии - 22.04.2010) и на момент проверки (пп. "д" п. 4.4); не представляется в Уралнедра ежегодный отчет о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды в пределах Лицензионного участка (пп. "а" п. 7.2).
Указанный акт проверки Росприроднадзор письмом от ЗОЛ 1.2015 N ВС-02-02- 30/21120 направил в Роснедра для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02504 БР.
03.03.2016 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр (Комиссия) и в протоколе от 03.03.2016 N 221 зафиксированы принятые решения: считать установленным факт невыполнения ООО "Висимский прииск" условий пользования недрами в бассейне рек Шайтанка - Мартьян"; рекомендовать Управлению геологии твердых полезных ископаемых в месячный срок в установленном порядке подготовить письменное уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Висимский прииск" по лицензии СВЕ 02504 БР, в случае не устранения указанных нарушений в течение 3-х месяцев; рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по истечении срока уведомления организовать проверку устранения нарушений и по ее результатам внести предложения Комиссии.
24.03.2016 письмом N ЕК-04-31/3041 Роснедра направило уведомление о допущенных ООО "Висимский прииск" нарушениях условий пользования недрами лицензии СВЕ 02504 БР, предоставленной для разведки и добычи россыпной платины и золота в бассейне рек Шайтанка - Мартьян в Свердловской области (уведомление Роснедр), и возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Нарушение должно быть устранено в течение 3-х месяцев с даты получения вышеуказанного уведомления.
Уведомление Роснедр о допущенных ООО "Висимский прииск" нарушениях условий пользования недрами в бассейне рек Шайтанка - Мартьян в Свердловской области от 24.03.2016 N ЕК-04-31/3041 сроком на 3 месяца на устранение нарушений было возвращено в Роснедра 12.05.2016 в связи с истекшим сроком хранения. Срок хранения указанного уведомления истек 30.04.2016. Таким образом, срок для устранения нарушений, указанных в уведомлении истек 30.07.2016.
По поручению Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-02-02-31/5112 (копия прилагается) Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу была проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта выполнения (невыполнения) ООО "Висимский прииск" ранее выданного Роснедрами уведомления от 24.03.2016 N ЕК-04-31/3041 о допущенных ООО "Висимский прииск" нарушениях условий пользования недрами лицензии СВЕ 02504 БР.
По результатам проверки был составлен акт от 30.08.2016 N 565, в котором зафиксировано, что на момент проверки ранее выявленные нарушения по лицензии недропользователем не устранены.
Письмом от 14.09.2016 N АА-02-00-3 0/18732 Росприроднадзор направил материалы внеплановой документарной проверки в Роснедра.
20.10.2016 состоялось заседание Комиссии. По результатам заседания Комиссии составлен протокол от 20.10.2016 N 235, в котором зафиксированы принятые решения: считать установленным факт невыполнения ООО "Висимский прииск" условий пользования недрами в бассейне рек Шайтанка - Мартьян в Свердловской области. Нарушения, указанные в уведомлении Роснедр, не устранены; рекомендовать Роснедрам досрочно прекратить право пользования недрами ООО "Висимский прииск" по лицензии СВЕ 02504 БР в соответствии с пп. 2,5 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах.
По итогам рассмотрения вышеуказанных материалов Роснедрами был издан приказ от 08.11.2016 N 654 о досрочном прекращении права пользовании недрами по лицензии СВЕ 02504 БР в точном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Письмом от 10.11.2016 N СА-04-31/14304 (копия прилагается) Роснедра направило копию приказа на юридический адрес недропользователя, в Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу, а также в Росприроднадзор.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительным (незаконными) необходимо установить наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами закреплен в ст. 20 Закона о недрах.
При этом в части 1 названной нормы Закона о недрах перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами.
В свою очередь в части 2 приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Порядок действий Роснедр при проведении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами регламентирован ст. 21 Закона о недрах. Данная статья указывает на наличие различных вариантов осуществления государственной функции по досрочному прекращению права пользования недрами в зависимости от основания инициации указанной процедуры.
К ним следует отнести: прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии; прекращение права пользования недрами непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением недропользователя; принятие решения о прекращении права пользования недрами только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, в отличие от процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении или ограничении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений.
После направления уведомления и неустранения нарушений единственным возможным решением Роснедр является досрочное прекращение права пользования недрами.
Порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр установлен приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (Административный регламент).
Согласно п. 4 указанного акта результатом исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является одно из следующих решений: прекращение права пользования недрами и снятие с государственного учета лицензии; приостановление права пользования недрами; ограничение права пользования недрами; направление в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений; принятие к сведению информации об устранении нарушений и прекращение процедуры досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами конкретного участка.
Как следует из анализа приведенного пункта направление уведомления недропользователю возможно исключительно при реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
В случае необходимости приостановления или ограничения права пользования недрами уведомление не направляется.
Фактически повторяя по смыслу п. 4 Административного регламента п. 109 Административного регламента предусматривает исчерпывающий перечень решений, принятие которых возможно на заседаниях Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами.
К данным решениям относятся: решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами; решение о прекращении права пользования недр (без процедуры направления уведомления); решение о приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр; решение о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Таким образом, законодатель в данной норме также указал на обязанность Роснедр направлять уведомления исключительно в случае реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Следовательно, как было отмечено выше, при приостановлении или ограничении права пользования недрами соответствующее уведомление недропользователю Роснедрами не направляется.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 по делу N А40-800/2014 указано, что в случае неустранения нарушений, указанных в уведомлении, право пользования недрами должно быть досрочно прекращено, но никак не приостановлено или ограничено.
На основании изложенного Роснедра при принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Висимский прииск" по лицензии СВЕ 02504 БР действовало в строгом соответствии с нормами Закона о недрах и Административного регламента.
Заявитель утверждает, что уведомление о допущенных нарушениях по лицензии СВЕ 02504 БР было направлено Уралнедрами 06.09.2016. Роснедра письмом от 24.03.2016 N ЕК-04-31/3041 направило уведомление о допущенных ООО "Висимский прииск" нарушениях условий пользования недрами лицензии СВЕ 02504 БР.
Указанное уведомление направлялось недропользователю заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ул. Ленина, 32, п. Висим, Пригородный район, Свердловская область, 622970) и возвратилось, как неврученное по причине "истек срок хранения". Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Таким образом, поскольку Роснедра при отправке уведомления от 24.03.2016 N ЕК-04-31/3041 в адрес ООО "Висимский прииск" руководствовалось сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "Висимский прииск" несет риск последствий неполучения уведомления.
На основании вышеизложенного, уведомление в адрес ООО "Висимский прииск" было направлено Роснедрами в установленном законодательством порядке. Неполучение уведомления о допущенных нарушениях связано исключительно с бездействием ООО "Висимский прииск".
Как следует из имеющихся в деле доказательств, а именно из Акта проверки Росприроднадзора от 06.10.2015 N 237, протокола Комиссии от 03.03.2016 N 221, Акта проверки Росприроднадзора от 30.08.2016 N 565, протокола Комиссии от 20.10.2016 N 235, ООО "Висимский прииск" осуществляло пользование участком недр по лицензии СВЕ 02504 БР с нарушением существенных условий лицензии, в том числе без утвержденного в установленном порядке технического проекта, а также без подсчета запасов полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
При этом лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
При этом согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 N 218.
Таким образом, проведение работ на участке недр в отсутствие технического проекта, либо с нарушением его положений, равно как и без необходимого согласования технического проекта или изменений к нему, является нарушением условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Таким образом, нарушение условий пользования недрами о предоставлении подсчета запасов полезных ископаемых является нарушением Законодательства о недрах.
В соответствии с п. 10.1 условий пользования недрами в случае невыполнения условий пользования участком недр, оговоренных в абзацах а, в, г, е и ж пункта 4.1 условий пользования недрами право пользования участком недр может быть досрочно прекращено.
Поскольку ООО "Висимский прииск" нарушил условия пользования недрами, в том числе пп. "в" п. 4.1, пп. "г" п. 4.1, пп. "д" п. 4.1, пп. "е" п. 4.1. условий пользования недрами право пользования недрами было досрочно прекращено.
Таким образом, Роснедра правомерно издало приказ о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02504 БР.
В заявлении указано, что в данный момент ООО "Висимский прииск" признано несостоятельным (банкротом). В отношении общества открыто конкурсное производство.
Как указывает ООО "Висимский прииск", досрочное прекращение лицензии исключает возможность восстановления платежеспособности общества "Висимский прииск", находящегося в стадии банкротства, за счет реализации предусмотренного законом о банкротстве механизма, что нарушает права и законные интересы как самого общества, так и его кредиторов.
Из материалов дела, а именно из актов проверок Росприроднадзора от 06.10.2015 N 237, от 30.08.2016 N 565, протоколов Комиссии от 03.03.2016 N 221, от 20.10.2016 N 235, следует, что нарушение условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02504 БР ООО "Висимский прииск" допустило задолго до введения процедуры банкротства. ООО "Висимский прииск" было признано банкротом решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2014 по делу N А60-13007/2014.
В свою очередь сроки исполнения обязательств по нарушенным ООО "Висимский прииск" условиям пользования недрами следующие: по пп. "в" п. 4.1 Условий пользования недрами-21.04.2012; по пп. "г" п. 4.1 Условий пользования недрами -21.04.2013; по пп. "д" п. 4.1 Условий пользования недрами-21.10.2013; по пп. "г" п. 4.4 Условий пользования недрами-22.10.2009; по пп. "д" п. 4.4 Условий пользования недрами-22.04.2010.
Из указанных фактов следует, что нарушения условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02504 БР были допущены намного раньше, чем была введена процедура банкротства. Просрочка обязательств (до момента введения процедуры банкротства) составляет от 1 года до 5 лет. Таким образом, введение процедуры банкротства не повлияло на исполнение обязательств по лицензии СВЕ 02504 БР. Нарушения условий пользования недрами были допущены задолго до признания ООО "Висимский прииск" банкротом.
На момент издания приказа Роснедр от 08.11.2016 N 654 просрочка исполнения некоторых обязательств по лицензии СВЕ 02504 БР составляла 7 лет.
Таким образом, недропользователь не исполнил надлежащим образом исполнение обязательств, а именно нарушил существенные условия пользования недрами и не выполнил свои обязательства до установленного срока.
Поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Согласно п. 99 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 (далее - Административный регламент N 196), при выявлении в ходе проведения проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор, выдает руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого пользователя недр предписание, оформленное в установленном порядке.
В соответствии с п. 102 Административного регламента N 196 предписание должно содержать положения, в том числе содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр), срок исполнения, основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения).
В свою очередь, согласно п. 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, к полномочиям Роснедр отнесено принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении нрава пользовании участками недр.
В соответствии с абз. 4 пп. 3 п. 4 Административного регламента одним из результатов исполнения государственной функции по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является решение о направлении в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений.
Уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, инициированной Федеральным агентством по недропользованию и содержит в себе лишь указание на нарушения условий пользования недрами.
В свою очередь, предписания являются мерой, принимаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при установлении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок (осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
При этом основанием выдачи предписания может являться не только нарушение условий лицензии, а также нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Таким образом, сроки для устранения нарушений, установленные в Уведомлении и предписании, не взаимосвязаны и относятся к исполнению разных государственных функций.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО "Висимский прииск", поскольку оспариваемый Приказ Роснедр принят в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N А40-32978/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32978/2017
Истец: ООО "ВИСИМСКИЙ ПРИИСК"
Ответчик: Федеральное агенство по недропользованию, Федеральное агенство по недропользованию (Роснедра)