Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф06-27455/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А72-4010/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2017 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2017 года по делу N А72-4010/2017 (судья Страдымова М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ" (ОГРН 1137325002870, ИНН7325120984), г.Ульяновск, к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г.Ульяновск, третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027739443236, ИНН 7736056647), г.Москва,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ" (далее - ООО "БМСНГ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Управление ФССР, заинтересованное лицо) N 282 от 21.10.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа в сумме 209 руб., недоимки в сумме 1 450 руб., соответствующей суммы пени; о признании недействительным решения ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации N 308 от 21.10.2016 в части начисления в результате обложения страховыми взносами денежных сумм, выплачиваемых работникам взамен суточных при направлении в однодневные командировки, недоимки в сумме 545 руб., штрафа в сумме 109 руб., соответствующей суммы пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.
Заявитель в порядке ст.49 АПК РФ уточнил заявленные требования просит суд признать недействительными решения ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации N 282 от 21.10.2016 в части начисления в результате обложения страховыми взносами денежных сумм, выплачиваемых работникам взамен суточных при направлении в однодневные командировки, недоимки в сумме 1450 руб., штрафа в сумме 290 руб., соответствующей суммы пени; признать недействительным решение ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации N 308 от 21.10.2016 в части начисления в результате обложения страховыми взносами денежных сумм, выплачиваемых работникам взамен суточных при направлении в однодневные командировки, недоимки в сумме 545 руб., штрафа в сумме 109 руб., соответствующей суммы пени.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2017 решение ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации N 282 от 21.10.2016 в части начисления в результате обложения страховыми взносами денежных сумм, выплачиваемых работникам взамен суточных при направлении в однодневные командировки, недоимки в сумме 1450 руб., штрафа в сумме 290 руб., пени 45 руб. 30 коп. признано недействительным. Решение ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации N 308 от 21.10.2016 в части начисления в результате обложения страховыми взносами денежных сумм, выплачиваемых работникам взамен суточных при направлении в однодневные командировки, недоимки в сумме 545 руб., штрафа в сумме 109 руб., пени в размере 29 руб. 44 коп. признано недействительным. На ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "БМСНГ".
В апелляционной жалобе ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспоренных решений Управления ФССР. Локальными правовыми актами ООО "БМСНГ" предусмотрено возмещение работодателем работнику расходов в связи со служебной командировкой - только выплата суточных. Возмещение иных расходов работникам, связанных со служебной командировкой, локальными нормативными актами ООО "БМСНГ" не предусмотрено. В данном случае в период выездной проверки по работникам, находящимся один день в командировке, в авансовых отчетах была указана только сумма суточных. К авансовому отчету данных работников не прилагались документы, подтверждающие какие-либо произведенные работниками иные расходы. Не представлены были и в суд заявителем документы, подтверждающие фактически понесенные работниками в однодневных командировках "иные" расходы. Оспариваемые ООО решения ГУ-УРО ФСС РФ от 21.10.2016 N 282,308 были направлены заявителю 28.10.2016. Таким образом, заявитель знал о нарушении своих прав в ноябре 2016 года. Следовательно, заявление о признании частично недействительными решений Управления ФССР подано в суд с нарушением 3-х месячного срока, установленного п.4 ст. 198 АПК РФ. В связи с этим данное заявление должно быть оставлено без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "БМСНГ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная проверка страхователя - ООО "БМСНГ" за период с 07.05.2013 по 31.12.2015 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. По итогам указанной проверки были составлены акты N 619 с/с-доходы и N 549 н/с.
Рассмотрев материалы выездной проверки ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации были вынесены решения N 308 от 21.10.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, N 282 от 21.10.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Заявителем вышеуказанные решения обжалованы 11.01.2017 в Фонд социального страхования Российской Федерации. Однако 14.02.2017 Фонд социального страхования Российской Федерации, рассмотрев жалобу заявителя в оспариваемой в настоящем деле части, оставил ее без удовлетворения.
Основанием для вынесения указанных выше решений в оспариваемой заявителем части послужили выводы ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что произведенные обществом в проверенном периоде расходы по оплате суточных своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, не относятся к компенсационным выплатам, установленным законодательством Российской Федерации и, следовательно, не относятся к доходам, к которым применимы положения статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции до 01.01.2017).
Полагая, что решения N 308 от 21.10.2016 и N 282 от 21.10.2016 в оспариваемой части не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Считает, что расходы, связанные с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, не относятся к объекту для начисления страховых взносов и выплаченные суммы при однодневных командировках не являются суточными.
Правовыми основаниями для применения этих выплат общество считает представленные приказы о приеме работника на работу и приказы о направлении работника в командировку, а также положение о служебных командировках, предусматривают возможность возмещения работникам расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ)контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов-организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
В подпункте "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ также установлено, что при уплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Понятие служебной командировки установлено статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой под служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу статьи 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В статье 168 ТК РФ закреплено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Вместе с тем, исходя из статей 167 и 168 ТК РФ, работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
Следовательно, выплаченные обществом своим работникам суммы при направлении в однодневные командировки не являются суточными с учетом определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.
В соответствии с Положением о командировках от 17.02.2015, а также Положением о Правилах внутреннего трудового распорядка от 17.02.2014, утвержденными приказами генерального директора ООО "БМСНГ", основанием для направления работника в служебную командировку являются служебная записка, которая оформляется руководителем работника, и приказ о направлении работника в командировку. Положениями определен также порядок компенсации работникам расходов, связанных со служебной командировкой, предусматривающий обязанность работодателя выплачивать работникам суточные при однодневных командировках, а также установлен размер выплаты суточных (компенсации) в указанном размере для руководителей и иным работникам.
Основанием выплаты работникам денежных сумм при однодневных командировках являются следующие документы: авансовые отчеты, приказы о направление в командировку, командировочные удостоверения, Положение о правилах внутреннего трудового распорядка и Положение о командировках, которые были представлены Заявителем во время проверки.
Поскольку выплаты производились в соответствии с требованиями локальных нормативных актов общества с учетом выполнения работы вне места своего постоянного жительства, такие суммы фактически представляют собой возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, и не являются доходами работников.
Таким образом, с учетом положений статей 166, 168 ТК РФ, приняв во внимание, что работники направлялись в командировку в интересах работодателя, суд первой инстанции денежные средства, выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебную командировку сроком на один день, расценил как возмещение в установленном размере расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и не могут быть признаны доходом (экономической выгодой) работника.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12, который указал, что выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Таким образом, оснований для доначисления страховых взносов по решению N 282 от 21.10.2016 в сумме 1 450 руб., пени в сумме 45 руб. 30 коп. и по решению N 308 от 21.10.2016 в сумме 454 руб., пени в сумме 29 руб. 44 коп., а также привлечения к ответственности, предусмотренной ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 399 руб. у ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не имелось. Решения N 282 от 21.10.2016 и N 308 от 21.10.2016 ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в указанной части суд признал недействительным.
Позиция суда первой инстанции согласуется с выводами в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 4357/12, определениях ВС РФ от 21.02.2015 N 301-КГ15-2791, от 16.02.2015 N 301-КГ15-2791.
При указанных обстоятельствах заявленные требования суд первой инстанции обоснованно удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возмещение иных расходов работникам, связанных со служебной командировкой, локальными правовыми актами ООО "БМСНГ" не предусмотрено, несостоятельны. В данном случае в Положении о правилах внутреннего трудового распорядка и Положении о командировках содержится норма о выплате суточных, которые суд первой инстанции определил как компенсацию "иных расходов", которые заявитель в указанных Положениях ошибочно назвал "суточными". При этом отсутствие подтверждающих документов на произведенные в командировках "иные расходы" не исключает осуществления заявителем компенсационных выплат в соответствии с данными локальными правовыми актами, которые не предусматривают необходимости их документального подтверждения.
Ссылка на пропуск общества предусмотренного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется, так как срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом - ФСС России. Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу N А41-К2-19605/06. Поскольку решение ФСС России по жалобе заявителя было принято14.02.2017, а общество обратилось в арбитражный суд 30.03.2017, трехмесячный срок на обжалование решений Управления ФССР в судебном порядке не пропущен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 07 июля 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2017 года по делу N А72-4010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4010/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф06-27455/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ", ООО Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ
Ответчик: ГУ - УРО Фонд социального страхования по Ульяновской области, ГУ-Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ