г. Челябинск |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А07-12421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2017 года по делу N А07-12421/2017 (судья Кутлин Р.К.).
Общество с ограниченной ответственностью "Идиллия" (далее - заявитель, ООО "Идиллия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 06.04.2017 N 06/17-718 (далее - постановление от 06.04.2017 N 06/17-718, постановление о назначении административного наказания) вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, административный орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.06.2017 по настоящему делу в заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а именно, ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите права потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п. 3.1 ст. 3, п. 7.2 ст. 5, п. п. 2, 3 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее ТР ТС 009/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, ст. ст. 2, 20, п. 2 ст. 28, ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, Закон о техническом регулировании), Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 02.12.2016 поступило заявление гр. К.Н.В. (входящий регистрационный номер 09/9308-16) (л.д. 64), в котором содержались сведения о возможном нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Идиллия" прав потребителей.
Также в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан из прокуратуры Советского района г. Уфы 05.12.2016 (входящий регистрационный номер 09/9325-16) сопроводительным письмом от 25.11.2016 N 1р-2016 (л.д. 59) было направлено обращение гр. З.Ф.М. о незаконных действиях ООО "Идиллия" и ООО "Корпорейшн бьюти хэлфи Лимитед Илия идиш", с приложением на пяти листах (л.д. 59, оборот - л.д. 63).
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 06.12.2016 было вынесено распоряжение N 5187 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (далее - распоряжение от 06.12.2016 N 5187, распоряжение) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Идиллия" (357600 Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Советская, 20 Б, офис 3) по месту фактического осуществления деятельности (450072 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Губайдуллина, д. 3).
Лицами, уполномоченными на проведение проверки назначены Г.А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (руководитель проверяющей группы) и Е.А.Р. - специалист-эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене (п. 2 распоряжения).
Проверка проводится с целью обеспечения защиты прав потребителей, основанием для проведения внеплановой выездной проверки является пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) (обращения потребителей от 02.12.2016 N 09/9308-16, от 05.12.2016 вх. N 09/9325-16, поступившие в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан); задачами проверки определены осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей: выявление, устранение и пресечение нарушений обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей (п. 5 распоряжения от 06.12.2016 N 5187).
Предметом проверки определено соблюдение обязательных требований (п. 6 распоряжения от 06.12.2016 N 5187).
Срок проведения проверки: не более 17 рабочих дней (с 08.12.2016 по 30.12.2016 (не позднее)) (п. 7 распоряжения).
Перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки определен в пункте 9 распоряжения от 06.12.2016 N 5187, а именно:
- визуальный осмотр используемых при осуществлении деятельности помещения, предоставляемой информации для потребителей (в доступном для обозрения месте) с целью оценки соответствия их обязательным требованиям;
- обследование товаров (парфюмерно-косметической продукции) по заявкам к договорам от 22.09.2016 N ХИ 30/09, 11.10.2016 N НЮ 7/10 в местах продаж с целью установления наличия необходимой и достоверной информации для потребителей при их реализации;
- рассмотрение и анализ информации о реализуемой парфюмерно-косметической продукции, представленных документов на товары, с целью оценки соответствия их обязательным требованиям;
- рассмотрение и анализ договоров купли-продажи абонемента на оказание косметических услуг от 22.09.2016 N ХИ 30/09, 11.10.2016 N НЮ 7/10, установление причинно-следственной связи выявленных нарушений обязательных требований.
В пункте 11 распоряжения от 06.12.2016 N 5178 приведен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно:
- договоры купли-продажи абонемента (с приложениями при наличии) на оказание косметических услуг от 22.09.2016 N ХИ 30/09, 11.10.2016 N НЮ 7/10, заключенных ООО "Идиллия" с потребителями;
- перечень и стоимость косметических услуг, оказываемых потребителям ООО "Идиллия" по договорам купли-продажи абонемента на оказание косметических услуг от 22.09.2016 N ХИ 30/09, 11.10.2016 N НЮ 7/10;
- товарно-сопроводительные документы, декларации о соответствии на парфюмерно-косметические товары по заявкам к договорам от 22.09.2016 N ХИ 30/09, 11.10.2016 N НЮ 7/10.
С распоряжением Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 08.12.2016 ознакомлен представитель ООО "Идиллия" Д.Р.С., действующий на основании доверенности от 12.07.2016 (л.д. 58, оборот).
Специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Е.А.Р. 08.12.2016, с участием двух понятых (С.А.Х. и Д.Т.Г.), в присутствии представителя ООО "Идиллия" Д.Р.С., действующей на основании доверенности от 12.07.2016 был проведен осмотр помещений и документов, находящихся по адресу: г. Уфа, ул. Губайдуллина, 3.
Совершение соответствующего процессуального действия оформлено актом от 08.12.2016 (л.д. 54, 55), в котором в частности зафиксировано следующее: "На момент проверки 08.12.16г. товарно-сопроводительные документы и декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции по заявке К.Н.В. к договору от 22.09.16г. N ХИ 30/09, не представлено. Также не представлена сама парфюмерно-косметическая продукция, однако, согласно заявке от К.Н.В. согласно договора N ХИ 30/09 от 22.09.16г. на приобретение компонентов для проведения косметических процедур, косметическая продукция (альгинантная маска для лица и тела ПРОФ Anti Wrinkle 1200 г; гидрогель коллагеновый Эмалан 25 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Boto Line 30 мг; крем для лица Posl Peel 30 мл; пенка очищающая для жирной кожи; сыворотка для глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл; крем вокруг глаз ПРОФ Milk Eyes 125 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл) принята ООО "Идиллия" принята на ответственное хранение. Также на момент проверки 06.12.16г. ООО "Идиллия" не представили товарно-сопроводительную документацию к декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции, а также саму продукцию по заявке З.Ф.М. к договору от 11.10.2016 г. N НЮ 7/10, а именно: Cellcosmet - клеточный концентрированный ревитализирующий крем 150 мл; рс 1005/1 Ср-во д/ухода за кожей лица и тела лосьон; успокаивающее обертывание для тела "Водяная лилия", Water Lily After Sun Soothing Wrap 1920 ml; рс 1007/1 Ср-во д/ухода за кожей лица и тела Лосьон".
Упомянутый протокол осмотра подписан должностным лицом административного органа, понятыми, и вручен представителю ООО "Идиллия" Д.Р.С. (л.д. 55, оборот).
Специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Е.А.Р. 08.12.2016 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д. 56), которым у ООО "Идиллия" истребованы товарно-сопроводительные документы и декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции по заявкам К.Н.В. к договору от 22.09.2016 N ХИ 30/09 и З.Ф.М. к договору от 11.10.2016 N НЮ 7/10, - аналогичной перечисленной в протоколе осмотра от 08.12.2016.
Данное определение вручено представителю ООО "Идиллия" Д.Р.С., действующей на основании доверенности от 12.07.2016 (л.д. 56, оборот).
Административным органом по адресу государственной регистрации ООО "Идиллия" направлена телеграмма, в которой сообщались сведения о времени и месте составления в отношении юридического лица протоколов об административном правонарушении, в том числе, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) (л.д. 49), которая не была доставлена отделением связи по причине отсутствия адресата по указанному адресу (л.д. 49, оборот).
Одновременно административным органом 15.12.2016 было вручено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, руководителю сервиса ООО "Идиллия" Л.Д.Г. (л.д. 50).
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан - специалистом-экспертом отдела по коммунальной гигиене Е.А.Р. 19.12.2016, в отсутствие законного представителя ООО "Идиллия", о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 06-03-581 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, - при этом в протоколе об административном правонарушении отражено в частности, что соответствующее административное правонарушение установлено при проведении внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от 06.12.2016 N 5187 и при непосредственном обнаружении.
Копия протокола об административном правонарушении была направлена заинтересованным лицом в адрес ООО "Идиллия" сопроводительным письмом (л.д. 40 - 46).
Административным органом неоднократно выносились определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении - от 20.12.2016 (л.д. 47), от 27.12.2016 (л.д. 37), от 19.01.2017 (л.д. 35), которые не были доставлены обществу с ограниченной ответственностью "Идиллия" по причине его отсутствия по адресу государственной регистрации.
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в отсутствие законного представителя ООО "Идиллия", о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия извещенного надлежащим образом, 06.04.2017 вынесено постановление N 06/17-718 о назначении административного наказания (л.д. 27 - 29), которым общество с ограниченной ответственностью "Идиллия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
В данном постановлении административным органом в числе прочего указано следующее:
"...08.12.2016 г. при проведении внеплановой выездной проверки выявлено нарушение ст. 6, п. 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799), ст. 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а именно ООО "Идиллия" реализует парфюмерно - косметическую продукцию в количестве 13 штук на общую сумму 77820 руб.:
- по договору купли - продажи абонемента на оказание косметических услуг от 22.09.2016 г. N ХИ 30/09 по заявке К.Н.В. к договору от 22.09.2016 г. N ХИ 30/09, а именно альгинантную маску для лица и тела ПРОФ Anti Wrinkle 1200 г; гидрогель коллагеновый Эмалан 25 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Boto Line 30 мг; крем для лица Posl Peel 30 мл; пенка очищающая для жирной кожи; сыворотка для глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл; крем вокруг глаз ПРОФ Milk Eyes 125 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл.
- по договору купли - продажи абонемента на оказание косметических услуг от 11.10.2016 г. N НЮ 7/10 по заявке З.Ф.М. к договору от 11.10.2016 г. N НЮ 7/10 парфюмерно - косметическую продукцию Cellcosmet - клеточный концентрированный ревитализирующий крем 150 мл; рс 1005/1 Ср-во д/ухода за кожей лица и тела лосьон; успокаивающее обертывание для тела "Водяная лилия", Water Lily After Sun Soothing Wrap 1920 ml; рс 1007/1 Ср-во д/ухода за кожей лица и тела Лосьон, на которую не представлены документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, а также товарно - сопроводительные документы...
Таким образом, допускается продажа товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности. Следовательно, реализация вышеуказанной продукции без подтверждения их соответствия требованиям безопасности создавали угрозу причинения вреда жизни или здоровью взрослого населения.
Вышеуказанные нарушения допущены по вине ООО "Идиллия", которое при осуществлении своей деятельности имело возможность для соблюдения правил и норм законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что доказано материалами дела...
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии ООО "Идиллия" исчерпывающих мер по соблюдению требований.
В силу части 1 статьи 23 Закона N 52-ФЗ жилые помещения по площади. планировке, освещение, инсоляция, микроклимат, воздухообмен, уровни шума, вибрация, неионизирующих излучения должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания и независимо от его срока.
Событие административного правонарушения и вина юридического лица - ООО "Идиллия" доказаны материалами, содержащимися в деле.
Таким образом, юридическим лицом ООО "Идиллия" допущено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта...
При рассмотрении дела установлено, что в действиях юридического лица ООО "Идиллия" имеется событие и состав правонарушения по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, а также отсутствует состояние крайней необходимости совершения правонарушения и отсутствуют основания для применения квалификации совершенного правонарушения по статье 2.9 КоАП РФ".
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу условий части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее ТР ТС 009/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, в целях применения настоящего технического регламента ТС идентификация проводится по признакам, характеризующим парфюмерно-косметическую продукцию и установленным в настоящем техническом регламенте ТС.
Согласно пункту 2 статьи 2 ТР ТС 009/2011 Признаками, характеризующими парфюмерно-косметическую продукцию, являются:
- способ применения продукции - парфюмерно-косметическая продукция предназначена исключительно для наружного нанесения на определенные части человеческого тела;
- место нанесения продукции - парфюмерно-косметическая продукция наносится на кожу, волосы, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы;
- цели применения продукции (по отдельности или в любой комбинации) - очищение и/или изменение внешнего вида кожи, волос, ногтей, губ, зубов, слизистой оболочки полости рта и наружных половых органов без нарушения их целостности, придание им приятного запаха и/или коррекция запаха, поддержание их в нормальном функциональном состоянии.
В силу условий пункта 3 статьи 2 ТР ТС 009/2011 идентификация парфюмерно-косметической продукции в целях применения настоящего технического регламента ТС проводится по документации. В качестве документации могут быть использованы технические документы, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию.
Статьей 3 ТР ТС 009/2011 в числе прочих, даны следующие термины и определения, применяемые в целях настоящего Технического регламента:
безопасность парфюмерно-косметической продукции - совокупность свойств и характеристик парфюмерно-косметической продукции, которые обеспечивают отсутствие вредного воздействия парфюмерно-косметической продукции на потребителя при ее использовании в соответствии с назначением и способом применения в течение срока годности;
выпуск в обращение - момент (в том числе первая оферта), начиная с которого продукция предназначается изготовителем или продавцом (импортером) для продажи или передачи иным способом потребителям на территории государств - членов ТС;
изготовитель - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие парфюмерно-косметическую продукцию и/или выпускающие в обращение парфюмерно-косметическую продукцию под своим наименованием и/или товарным знаком и несущие ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента ТС;
технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, транспортирование парфюмерно-косметической продукции (технические условия, стандарты, технологические инструкции, рецептуры, спецификации и другие);
уполномоченный представитель изготовителя - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке в государстве - члене ТС и уполномоченные изготовителем на осуществление действий от его имени при подтверждении соответствия и выпуск парфюмерно-косметической продукции в обращение на рынке и несущие ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента ТС.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТР ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
Перед выпуском в обращение на таможенной территории ТС парфюмерно-косметическая продукция подвергается процедуре оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС (п. 1 ст. 6 ТР ТС 009/2011).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТР ТС 009/2011 оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента ТС проводится в следующих формах:
подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением продукции, включенной в перечень согласно приложению 12;
государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, включенной в перечень, предусмотренный приложением 12 к настоящему техническому регламенту ТС.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению в силе, в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ).
В силу условий части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Применительно к рассматриваемой ситуации, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено в отношении общества с ограниченной ответственностью "Идиллия" в момент составления должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 08.12.2016 протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В силу условий пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из оснований для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки (ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения (ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов (ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (ч. 13 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В силу условий части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено в числе прочих нарушение требований, предусмотренных: пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона (п. 2); частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки) (п. 6).
В силу условий части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Применительно к вышеперечисленному, исходя из условий ч. ч. 1, 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан не представило доказательств согласования проведения в отношении ООО "Идиллия" внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, равно как не представило доказательств вручения обществу с ограниченной ответственностью акта внеплановой выездной проверки, и поскольку все процессуальные действия, связанные по сбору доказательств в отношении ООО "Идиллия" совершены административным органом в рамках внеплановой выездной проверки, в соответствии с п. п. 2, 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, заинтересованное лицо не представило допустимых доказательств, свидетельствующих о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В равной степени административным органом в материалы настоящего дела не представлена копия доверенности, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Идиллия" 12.07.2016 представителю Д.Р.С., - в связи с чем, заинтересованное лицо не подтвердило пределы полномочий указанного лица на право представления интересов общества и участия представителя в определенных процессуальных действиях.
Помимо данного, не установлено административным органом в отношении ООО "Идиллия", и само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Как отмечено выше в настоящем судебном акте, внеплановая выездная проверка в отношении общества проведена в связи поступлением обращений граждан К.Н.В. и З.Ф.М., однако в заявлении З.Ф.М. (л.д. 59, оборот) содержатся сведения об оказании медицинских услуг в отсутствие лицензии, обществом с ограниченной ответственностью "Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идиш", - которое З.Ф.М. отождествляет с обществом с ограниченной ответственностью "Идиллия".
При этом из содержания представленных З.Ф.М. копий договора на абонементное обслуживание от 11.10.2016 N НЮ 7/10 и заявки (л.д. 60, 61) следует, что данные составлены в действительности от имени ООО "Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идиш".
При этом доказательств того, что общества с ограниченной ответственностью "Идиллия" и "Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идиш" имеют какое-либо отношение друг к другу, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан не добыто, однако, несмотря на данное обстоятельство, в постановлении о назначении административного наказания, именно обществу с ограниченной ответственностью "Идиллия" вменена реализация гр. З.Ф.М. парфюмерно-косметической продукции на основании договора от 11.10.2016 N НЮ 7/10.
Между тем, имеющиеся в материалах настоящего дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Идиллия" (л.д. 16- 24), копия договора от 22.09.2016 N ХИ 30/09 между ООО "Идиллия" и гр. К.Н.В. (л.д. 65, 66) свидетельствуют о том, что общества с ограниченной ответственностью "Идиллия" и "Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идиш", имеют различные присвоенные им, ОГРН, ИНН и КПП, то есть, являются самостоятельными юридическими лицами.
В этой связи факт реализации гр. З.Ф.М. парфюмерно-косметической продукции обществом с ограниченной ответственностью "Идиллия", отсутствует вовсе, в связи с чем, соответственно отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о недоказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, относительно заявления гр. К.Н.В.
Указанным физическим лицом в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан представлена копия договора купли-продажи абонемента на оказание косметических услуг от 22.09.2016 N ХИ 30/09 (л.д. 65, 66), предметом которого определено оказание гр. К.Н.В. косметических услуг, но не реализация косметической продукции.
Также гр. К.Н.В. представлена поданная в ООО "Идиллия" заявка на приобретение компонентов для проведения косметических процедур в рамках договора от 22.09.2016 N ХИ 30/09 (альгинантная маска для лица и тела ПРОФ Anti Wrinkle 1200 г; гидрогель коллагеновый Эмалан 25 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Boto Line 30 мг; крем для лица Posl Peel 30 мл; пенка очищающая для жирной кожи; сыворотка для глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл; крем вокруг глаз ПРОФ Milk Eyes 125 мл; крем для кожи вокруг глаз ПРОФ Intensive Care 30 мл) (л.д. 67).
В то же время, как отмечено выше в настоящем судебном акте в ходе проведенного осмотра помещений и документов ООО "Идиллия", административным органом не обнаружено, ни вышеперечисленных средств, ни документов на них.
Между тем, формальное указание в заявке на то, что перечисленные в них средства являются косметическими, в контексте нормы пункта 3 статьи 2 ТР ТС 009/2011, не свидетельствует о том, что гр. К.Н.В. к приобретению предложена именно парфюмерно-косметическая продукция, на которую распространяются требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".
Что касается ссылок Управления Роспротребнадзора по Республике Башкортостан в постановлении от 06.04.2017 N 07/17-718 на то, что "В силу части 1 статьи 23 Закона N 52-ФЗ жилые помещения по площади. планировке, освещение, инсоляция, микроклимат, воздухообмен, уровни шума, вибрация, неионизирующих излучения должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания и независимо от его срока. Событие административного правонарушения и вина юридического лица - ООО "Идиллия" доказаны материалами, содержащимися в деле. Таким образом, юридическим лицом ООО "Идиллия" допущено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта...", - то данного, не зафиксировано, ни протоколом осмотра помещений, ни протоколом об административном правонарушении (являющимся одним из доказательств по делу об административном правонарушении (ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ), в связи с чем, соответствующее нарушение в любом случае является недоказанным, и более того, не подпадает под действие ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу условий части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (соответствующие исключения на рассматриваемую спорную ситуацию не распространяются).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
С учетом изложенного выше в настоящем судебном акте, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, не только не установлена вина общества с ограниченной ответственностью "Идиллия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но также не установлен и не доказан, сам факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "Идиллия" данного административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2017 года по делу N А07-12421/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12421/2017
Истец: ООО "Идилия"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
Третье лицо: ООО "Идилия" представитель Иващенко А.А.