Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф09-7255/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А50-13019/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полуднициным К.А.,
при участии:
от истца, индивидуального предпринимателя Вермишяна Амаяка Мартиновича: Бояршов С.Н., доверенность от 25.03.2017, паспорт;
от ответчика, Федеральной службы исполнения наказаний: Морозова Е.Ю., доверенность от 10.12.2015, паспорт, удостоверение;
от третьего лица: Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 7 объединения исправительных учреждений N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю": Морозова Е.Ю., доверенность от 03.02.2017, паспорт, удостоверение;
от третьего лица, Федерального казначейства: представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федеральной службы исполнения наказаний,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 июля 2017 года
по делу N А50-13019/2017,
принятое судьей Пономаревым Г.Л.,
по иску индивидуального предпринимателя Вермишян Амаяка Мартиновича (ОГРН 312590730500014, ИНН 590775391460)
к Федеральной службе исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710),
третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 7 объединения исправительных учреждений N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025901971765, ИНН 5950003626), Федеральное казначейство (ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760),
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Вермишян Амаяк Мартинович (далее - ИП Вермишян А.М.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ИП Вермишяна А.М. денежных средств в сумме 3 081 189 руб. 64 коп., в том числе задолженности в сумме 2 992 846 руб. 06 коп., процентов в сумме 50 379 руб. 58 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 37 964 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2017 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 7 объединения исправительных учреждений N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что истцом доказательств отсутствия у ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю денежных средств, достаточных для погашения задолженности по решению суда от 21.07.2016 по делу N А50-10651/16, не представлено. Указывает на отсутствие дополнительных лимитов бюджетных обязательств из-за отсутствия объекта целевого назначения расходования средств, поскольку истцом исполнительный документ отозван в добровольном порядке.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражал против доводов апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Третье лицо, Федеральное казначейство, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы поддержало, указало, что формулировка в резолютивной части судебного акта, одновременно предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя средств соответствующего бюджета "в порядке субсидиарной ответственности" и "за счет казны" противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и затрудняет определение органа, организующего исполнение данного судебного акта.
Третье лицо, ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представитель третьего лица, ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения, решение - без изменения, пояснил, что отзыв исполнительного листа был вызван разъяснениями Федерального казначейства, а также просьбами должника и ответчика по настоящему делу, содержащими рекомендации об обращении с требованиями непосредственно к ответчику в порядке субсидиарной ответственности.
От истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, с участием его представителя.
От третьего лица, Федерального казначейства, поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьего лица, Федерального казначейства, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2016 по делу N А50-10651/16 исковые требования ИП Вермишян A.M. удовлетворены, с ФКУ "Объединение исправительных Колоний N 5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю" в пользу ИП Вермишяна A.M. взысканы денежные средства в сумме 3 043 225 руб. 64 коп., в том числе задолженность в сумме 2 992 849 руб. 06 коп., проценты в сумме 50 370 руб. 58 коп.; расходы по оплате государственной пошлины в сумме 37 964 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13649/2016-ГК от 28.10.2016 решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2016 по делу N А50-10651/16 оставлено без изменения.
На основании решения Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2016, оставленного без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016, ИП Вермишяну A.M. был выдан исполнительный лист ФС N 007002756.
Данный исполнительный лист поступил в Отдел N 13 Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.
15.03.2017 в соответствии с абзацем 3 пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации ИП Вермишян A.M. уведомлен Отделом N 13 Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о неисполнении должником в течение трех месяцев требований исполнительного документа, при этом ему разъяснено право отозвать исполнительный документ и, в соответствии с пунктом 10 статьи 243.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предъявить исковые требования по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.
Ссылаясь на обязанность ответчика выплатить в порядке субсидиарной ответственности задолженность и проценты, взысканные по решению Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2016 по делу N А50-10651/16, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из отсутствия доказательств исполнения основным должником требования, содержащегося в исполнительном листе ФС N 007002756.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица, ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджету предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В материалы дела представлено уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 15.03.2017 N 5600-33-11/40, из содержания которого следует, что в связи с истечением трехмесячного срока исполнения исполнительных документов: серии ФС N 007002756, выданного 02.11.2016, у истца присутствует возможность отзыва исполнительных документов и предъявления исковых требований по неисполненным исполнительным документам к главному распорядителю средств в ведении которого находится должник - Федеральной службе исполнения наказаний.
Таким образом, истцом представлены доказательства, свидетельствующие о неисполнении и невозможности исполнения принятого решения Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2016 по делу N А50-10651/16, в связи с чем, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод третьего лица, Федерального казначейства, о некорректном изложении резолютивной части решения суда первой инстанции отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам рекомендовано исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения.
При этом согласно пункту 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании в пользу истца денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, апеллянтом не приведено.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2017 года по делу N А50-13019/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13019/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2017 г. N Ф09-7255/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Вермишян Амаяк Мартинович
Ответчик: Федеральная служба исполнения наказаний
Третье лицо: ГУ ФКУ "Объединение исправительных колоний N5 с особыми условиями хозяйственной деятельности ФСИН по ПК", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 7 ОБЪЕДИНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ N 1 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ