Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф06-27881/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
14 сентября 2017 г. |
Дело N А55-7326/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.09.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 по делу N А55-7326/2017 (судья Агеенко С.В.), по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, Территориального управления Росимущества в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным отказа,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Гогитидзе Т.Н. (доверенность от 12.12.2016),
представители Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Старкова Ю.К. (доверенность от 30.12.2016),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 211 кв.м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57, распложенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д.52, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Самарской области и Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 по делу N А55-7326/2017 указанное заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просило отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра по Самарской области, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Департамента просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.10.2016 Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 211 кв.м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57, распложенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д.52.
Сообщением от 05.12.2016 N 63/001/870/2016-5355 Управление Росреестра по Самарской области отказало Департаменту в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал этот отказ незаконным и обязал Управление Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации указано, что основаниями для государственной регистрации наличия и возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие и возникновение прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как видно из материалов дела, на государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости Департамент представил следующие документы: выписку из реестра муниципального имущества от 19.10.2016 N 15-07-16/46022, согласно которой данный объект 13.07.2001 включен в реестр муниципального имущества на основании постановления Главы города Самары от 13.07.2001 N 1152 "О принятии в муниципальную собственность города Самары общежития от Государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России", письмо Территориального управления Росимущества в Самарской области от 28.09.2016 N 10554, письмо Департамента от 20.10.2016 N 15-07-16/46156, письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 09.07.2010 NД05-01-01/6605-0-1, решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2000 по делу NА55-15101/00-39, определение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2002 по указанному делу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2000 по делу N А55-15101/00-39 государственное предприятие "Управление строительства N 15" Спецстроя России" признано банкротом. Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2002 по указанному делу конкурсное производство в отношении государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России" завершено.
Постановление Главы города Самары Главы города Самары от 13.07.2001 N 1152 "О принятии в муниципальную собственность города Самары общежития от Государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России" было принято в связи с обращением указанного государственного предприятия и на основании статьи 104 действовавшего в то время Федерального закона от 08.01.1998 N6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой жилищный фонд социального использования, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления; обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации общежития относятся к специализированному жилищному фонду, который в силу 104 действовавшего в то время Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не подлежит включению в конкурсную массу и должен быть передан в собственность муниципального образования независимо от собственности и целей его использования.
С учетом положений пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации постановление Главы города Самары Главы города Самары от 13.07.2001 N 1152 "О принятии в муниципальную собственность города Самары общежития от Государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России" является достаточным основанием для государственной регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о необходимости государственной регистрации ранее возникшего права на вышеуказанный объект недвижимого имущества, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку государственное предприятие "Управление строительства N 15" Спецстроя России" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представленные Департаментом документы позволяют идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого должно быть зарегистрировано право муниципальной собственности.
Руководствуясь статьей 17 Закона о регистрации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 ГК РФ, суд первой инстанции, установив, что Департаментом на государственную регистрацию предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции по настоящему делу, подтверждаются правоприменительной практикой (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 11АП-3953/2015 и Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2015 N Ф06-26267/2015 по делу N А55-26297/2014, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15191/2016 и Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 N Ф06-19150/2017 по делу N А55-11400/2016 и др.).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2017 года по делу N А55-7326/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7326/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф06-27881/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области