г. Чита |
|
27 сентября 2017 г. |
дело N А58-7092/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., после перерыва - секретарем судебного заседания Савиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Николаевой Г.Л. и секретаря судебного заседания Зыряновой В.О. апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Степанова Ильи Петровича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года по делу N А58-7092/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Степанова Ильи Петровича (ОГРН 316144700060811, ИНН 143502252125) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) о признании незаконным бездействия, выраженного в не подготовке, не подписании и не направлении трех проектов договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 об отказе в предоставлении земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, для использования под сельскохозяйственное производство, общей площадью - 153 750 м2,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, в деле участвует Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1071435001461, ИНН 1435183129),
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
при участии в судебном заседании:
от крестьянского (фермерского) хозяйства Степанова Ильи Петровича - Степанова И.П. - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, Ноговицына А.И. - представителя по доверенности от 10.11.2015,
от Окружной администрации города Якутска - Грудинова Д.В. - представителя по доверенности от 28.12.2016,
от Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) - не явился, извещён,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Степанов Илья Петрович (далее - заявитель, глава КФХ Степанов И.П. или глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Окружной администрации города Якутска (далее также - Окружная администрация) о признании незаконным бездействия, выраженного в не подготовке, не подписании и не направлении трех проектов договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 об отказе в предоставлении земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, для использования под сельскохозяйственное производство, общей площадью - 153 750 м2.
Определением арбитражного суда от 22.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, на стороне Окружной администрации города Якутска привлечен Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, глава КФХ Степанов И.П. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании глава КФХ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 13 сентября 2017 года был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 20 сентября 2017 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.08.2016 через сервис подачи документов "Мои документы" глава КФХ Степанов И.П. обратился в Окружную администрацию с заявлением от 04.08.2016 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885 площадью 153 750 кв.м. для сельскохозяйственного производства в собственность с приложением, в том числе кадастрового паспорта, схемы земельного участка, распоряжения об изменении вида разрешенного использования (л.д. 15-21 том 1).
23.08.2016 в периодическом печатном издании "Эхо столицы" опубликовано извещение о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885 для использования под сельское хозяйство площадью 153 750 кв.м.; лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения, рекомендуем обратиться с заявлением о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды по адресу: город Якутск, ул. Октябрьская, 20/1, окно N 2 (л.д. 22 том 1).
Письмом от 30.08.2016 N 01-10/2504, направленным в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент), Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) сообщил о выявлении наложения на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 с установленной категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" на участок лесного фонда с рекомендацией об отмене аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 14:35:00000:2885 (л.д. 69-71 том 1).
23.09.2016 в периодическом печатном издании "Эхо столицы" опубликовано извещение об аннулировании извещения о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, опубликованного в газете "Эхо столицы" 23.08.2016 N 61 и на официальном сайте Окружной администрации города Якутска 22.08.2016 (л.д. 68 том 1).
Письмом от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 Департамент сообщил о невозможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885 для использования под сельское хозяйство площадью со ссылкой на письмо Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) от 30.08.2016 N 01-10/2504 (л.д. 104-105 том 1).
Глава КФХ, полагая незаконным бездействие Окружной администрации до получения отказа от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 в предоставлении в собственность спорного земельного участка, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими решением, действиями (бездействием).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, расположенных на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Окружной администрации города Якутска постановление от 27 февраля 2015 года N 55п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги (пункт 1.1 раздела I).
Муниципальная услуга предоставляется юридическим лицам - крестьянским (фермерским) хозяйствам в случаях предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (абзац третий пункта 1.2 раздела I).
Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным структурным подразделением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент (пункт 2.2 раздела II).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предъявление требования к Окружной администрации по настоящему спору соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, включающий в себя проведение торгов в случае поступления в уполномоченный орган двух и более заявлений на предоставление земельного участка, при этом поступление соответствующего обращения является основанием для осуществления органом местного самоуправления конкретных действий, прямо предусмотренных положениями пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, извещение о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885 для использования под сельское хозяйство площадью 153 750 кв.м. в периодическом печатном издании "Эхо столицы" опубликовано 23.08.2016, установлена дата окончания приема заявлений от лиц, намеревающихся участвовать в аукционе - тридцать дней с даты опубликования извещения (л.д. 22 том 1).
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, в рассматриваемом случае в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений обязан был принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона главе КФХ, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
По истечении тридцати дней (22.09.2016) в случае отсутствия заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, орган местного управления обязан был осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю, поскольку в рассматриваемом случае не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Уполномоченным органом указанные действия не произведены.
Вместе с тем, 23.09.2016 в периодическом печатном издании "Эхо столицы" уполномоченным органом опубликовано извещение об аннулировании извещения о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, опубликованного в газете "Эхо столицы" 23.08.2016 N 61 и на официальном сайте Окружной администрации города Якутска 22.08.2016 (л.д. 68 том 1).
Как уже указывалось выше, действия по аннулированию извещения осуществлены в связи с поступлением письма Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) от 30.08.2016 N 01-10/2504 о выявлении наложения на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 с установленной категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" на участок лесного фонда.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вопреки выводу Окружной администрации о наложения на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 участка лесного фонда какие-либо относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство не представлены.
Из представленных Окружной администрацией и Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) копий документов (л.д. 74, 122-128 том 1, л.д. 76 том 2) невозможно сделать вывод о наложения на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 участка лесного фонда. Данные документы не содержат сведений о точках пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда и их координатах. Какие-либо пояснения и сведения о таких точках и их координатах Окружная администрация не привела и суду не представила.
Кроме того, документы, с которых изготовлены указанные копии, не содержат наименование, никем не подписаны, в силу чего невозможно сделать вывод об источнике происхождения данных документов.
В силу указанного данные документы не отвечают признакам относимости и достоверности и не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт наложения земельного участка с кадастровым номером 14:35:00000:2885 на земли лесного фонда, следовательно, Окружной администрацией данное обстоятельство не доказано.
Как уже указывалось выше, указанной обстоятельство явилось единственным основанием для принятия оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном конкретном случае, Окружная администрация допустила бездействие со стороны уполномоченного органа, выразившееся в не рассмотрении заявления главы КФХ Степанова И.П. в установленные законом срок и порядке, а оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17, вынесенный за пределами установленных сроков, является незаконным, что не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем главой КФХ заявлено требование о признании незаконным бездействия Окружной администрации города Якутска, выраженного именно в не подготовке, не подписании и не направлении трех проектов договора купли-продажи спорного земельного участка.
В рассматриваемом случае суд пришел к выводу о бездействии Окружной администрации, выразившемся в не рассмотрении заявления главы КФХ Степанова И.П. в установленные законом срок и порядке, а именно, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений обязан был принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона главе КФХ, либо, в случае истечения тридцати дней (22.09.2016) в случае отсутствия заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, орган местного управления обязан был осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю.
Учитывая указанное, требования заявителя о признании незаконным бездействия Окружной администрации города Якутска, так как они заявлены - бездействие, выраженное именно в не подготовке, не подписании и не направлении трех проектов договора купли-продажи спорного земельного участка, удовлетворению не подлежат.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктами 2.4.1 и 2.5.2 пункта 2.5 раздела II Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
В случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, заявителю вручается (выдается) на подписание три экземпляра подписанных проекта договора купли-продажи либо аренды земельного участка при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе заявителю вручается (выдается) решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 2.8 раздела II Административного регламента установлено, что Муниципальная услуга предоставляется при поступлении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо заявления о предоставлении земельного участка для целей, установленных настоящим Административным регламентом.
Согласно подпункту 2.16.2 пункта 2.16 раздела II Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
Земельный участок, заявление о предварительном согласовании предоставления либо о предоставлении которого подано, не может быть предоставлен заявителю по следующим основаниям:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела III Административного регламента 3.1. В рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" осуществляются следующие административные процедуры:
1) Рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо заявления о предоставлении земельного участка;
2) Направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
3) Экспертиза представленных документов;
4) Опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей;
5) Подготовка вручение (выдача) проекта договора купли-продажи либо аренды земельного участка (в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, а также при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка);
6) Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, а также требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка);
7) Рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка;
8) Направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
9) Экспертиза представленных документов;
10) Вручение (выдача) договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Административные процедуры, указанные в подпунктах 6, 7, 8, 9, 10 пункта 3.1 настоящего Административного регламента, осуществляются в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, а также требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
11) Принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе).
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие соблюдение Окружной администрацией требования приведенных положений Административного регламента, и позволяющие суду прийти к однозначному выводу о наличии у Окружной администрации в рассматриваемом случае обязанности подготовить, подписать и направить главе КФХ три проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое решение Департамента от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в реализации права на приобретение в собственность земельного участка, является ошибочным вывод суда первой инстанции, что заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
Таким образом, при указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в указанной части с принятием нового судебного акта.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года по делу N А58-7092/2016 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 об отказе в предоставлении земельного участка, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) от 01.03.2017 N 2626-ДИЗО/17 об отказе в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Степанову Илье Петровичу (ОГРН 316144700060811, ИНН 143502252125) земельного участка, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Окружную администрацию города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 15) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Степанова Ильи Петровича (ОГРН 316144700060811, ИНН 143502252125).
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года по делу N А58-7092/2016 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Окружной администрации города Якутска, выраженного в не подготовке, не подписании и не направлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Степанову Илье Петровичу трех проектов договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 15) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Степанова Ильи Петровича (ОГРН 316144700060811, ИНН 143502252125) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 15) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7092/2016
Истец: ИП Ип Степанов Илья Петрович
Ответчик: Окружная администрация города Якутска
Третье лицо: Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7128/17
25.10.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6424/17
27.09.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3994/17
13.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7092/16
09.08.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7092/16
31.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7092/16