Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф05-21590/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 октября 2017 г. |
Дело N А40-9270/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Батаевым В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2017 по делу N А40-9270/17, принятое судьей Панфиловой Г.Е. (35-90)
по заявлению ОАО "РЖД"
к 1) ФГБУ ФКП Росреестра по Москве, 2) Управление Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по городу Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Плетнева О.Н. по дов. от 08.09.2017; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен, 2) Габдрахманова Э.А. по дов. от 17.01.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчики) о признании незаконными решения от 12.10.2016 г. N 77/601/16-428735 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 26.06.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ ФКП Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, отказ в учете изменений объекта недвижимости является законным, так соответствует п.5 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы ФГБУ ФКП Росреестра по Москве поддержал в полном объеме, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, и подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители ФГБУ ФКП Росреестра по Москве и ТУ Росимущества по Москве, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, и отзыва на нее, заслушанного мнения лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.10.2008 между ТУ Росимущества по г.Москве и ОАО "РЖД" в порядке, установленном Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" от 27.02.2003 N 29-ФЗ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка N Д-30/190-3.
Согласно п. 1.1 Договора предметом договора является земельный участок, поставленный на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в 2005 году, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:01:0006043:23, расположенный по адресу: г. Москва, Центральный Административный Округ, Курское направление Московской железной дороги площадью 56 173,8 кв.м.
Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка (Российской Федерации).
ОАО "РЖД", являясь арендатором земельного участка федеральной собственности, обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением от 28.09.2016 г. о внесении сведений о правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:23.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16- 422952 от 06.10.2016 в учете изменений в сведениях о земельном участке отказано на основании п.5 ч.2 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Орган кадастрового учета в решении об отказе во внесении сведений о правообладателе земельного участка указал, что "с заявлением об учете изменений объекта недвижимого имущества с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:23 обратился представитель ОАО "РЖД", в то время как правообладателем земельного участка по данным ГКН, по мнению органа кадастрового учета, является Департамент городского имущества г. Москвы".
Посчитав оспариваемое решение незаконным и необоснованным заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод о наличии условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о принадлежности земельного участка Департаменту городского имущества города Москвы, так как в силу закона спорный земельный участок является федеральной собственностью.
В силу п.3 ст.4 и ст.8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ земли полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью.
При этом п.3 ст.4 указанного Федерального закона установлено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью (в том числе земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы Закона было принято Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", которым утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД".
В соответствии с п.2 указанных Правил пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Во исполнение указанного пункта Правил 30.10.2008 между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества по г. Москве заключен договор аренды земельного участка полосы отвода железной дороги N Д-30/190-з площадью 56173,8 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0006043:23.
Соответственно, ОАО "РЖД", как заинтересованное лицо, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:23 является ранее учтенным земельным участком. Это также подтверждается данными Публичной кадастровой карты - общедоступного ресурса государственного кадастра недвижимости.
Порядок внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости определен главой 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые, зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учетных объектах недвижимости вносятся уполномоченным органом на основании соответствующего заявления заинтересованного лица с приложением к нему документов, устанавливающих или подтверждающих право на указанный объект недвижимости, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него, предоставленных соответствующими органами по запросам учреждения.
Право собственности Российской Федерации на Земельный участок является ранее возникшим правом в силу действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 N 153-ФЗ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон N153-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Данная позиция подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 153-ФЗ размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно- сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены постановлением Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве".
Документом, подтверждающим принадлежность данного земельного участка к полосе отвода железной дороги на дату издания постановления Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ, то есть возникновение права собственности Российской Федерации на него до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, является письмо Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.12.2009 РД1-315/8-0-(80)-1.
Подлинный экземпляр данного документа был представлен ранее в орган, осуществляющий государственную регистрацию и хранится в материалах регистрационного дела N 77/012/068/2015-645 от 11.12.2015.
Таким образом, земельный участок, расположенный в границах полосы отвода железной дороги, относится к федеральной собственности на основании Федерального закона от 28.08.1995 N 153-ФЗ, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, а также Постановления от 16.07.1996 N 22-МКЗ.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно- восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
На земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006043:23 расположен принадлежащий ОАО "РЖД" объект капитального строительства - Помещение района контактной сети (регистрационный N 77- 77-22/010/2010-442, свидетельство от 23.08.2010), являющийся тяговой подстанцией на магистральной железнодорожной линии Курского направления Московской железной дороги и ограниченный в обороте в силу ст.8 Федерального закона от 27.02.2003, N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Соответственно, ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка федеральной собственности на основании договора аренды земельного участка N Д-30/190-3, заключенном 30.10.2008 с ТУ Росимущества по г.Москве, в границах земельного участка расположены объекты железнодорожной инфраструктуры ограниченные в обороте, земельный участок является ранее учтенным и относится к федеральной собственности на основании указанных положений закона.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Учитывая, что все необходимые документы, указывающие на права Российский Федерации на земельный участок, были представлены в орган кадастрового учета, а земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, основания для отказа во внесении сведений о правообладателе земельного участка полосы отвода с кадастровым номером 77:01:0006043:23 в государственный кадастровый учет незаконны.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств и толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2017 по делу N А40-9270/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9270/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф05-21590/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
Третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве