Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2018 г. N Ф05-19999/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 октября 2017 г. |
Дело N А40-117012/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л. Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП МО "Мособлгаз"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2017 по делу N А40-117012/17, принятое судьей Лапшиной В. В.
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз"
к ЦУ Ростехнадзора
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 12.05.2017 г. N 01-26/11150
при участии:
от заявителя: |
Гриб М.М. по доверенности от 26.12.2016, Никонова Е.В. по доверенности от 20.12.2016; |
от заинтересованного лица: |
Шалунова О.В. по доверенности от 24.08.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ГУП МО "Мособлгаз" (далее- заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора (далее- ответчик) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 12.05.2017 г. N 01-26/11150 по исключению опасных производственных объектов из Государственного реестра опасных производственных объектов и об обязании исключить опасные производственные объекты из Государственного реестра опасных производственных объектов.
Решением от 02.08.2017 арбитражный суд отказал в удовлетворении требований, не усмотрев к тому совокупности условий, предусмотренных ч.2 ст.201 АПК РФ.
Не согласившись с принятым решением, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. Полагает, что судом при рассмотрении спора не применены, подлежащие применению положения Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее- Федеральный закон N 170-ФЗ), а также сделан ошибочный вывод о том, что оспоренный отказ не нарушает прав и законных интересов предприятия, что привело к принятию неверного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указал на несостоятельность доводов жалобы, просил решение оставить без изменения.
Судебное заседание откладывалось в порядке, предусмотренном ст.158 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон подтвердили свои правовые позиции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств и материалов дела, Заявитель является газораспределительной организацией на территории Московской области и Новой Москвы, эксплуатирующей газопроводы высокого, среднего и низкого давления, относящиеся к сетям газоснабжения и сетям газопотребления.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее- ФЗ N 116) газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее- Правила регистрации ОПО).
Правила регистрации ОПО устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра (пункт 1 Правил регистрации ОПО).
Согласно п.3 Правил регистрации ОПО регистрацию ОПО в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнадзор).
Сети газоснабжения и газопотребления, эксплуатируемые ГУП МО "Мособлгаз", зарегистрированы в Государственном реестре ОПО, о чем Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору ГУП МО "Мособлгаз" выдано Свидетельство о регистрации от 14.09.2015 N А02-30690.
11.05.2017 Предприятие, руководствуясь подпунктом "в" пункта 7 Правил регистрации объектов в Реестре ОПО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, обратилось в Управление с заявлением об исключении из Реестра ОПО сетей газопотребления (всего 36 объектов) в связи с утратой указанными сетями признаков опасности, которые произошли вследствие изменения Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее ФЗ N 170), вступившим в силу с 01.09.2016.
Письмом ЦУ Ростехнадзора от 12.05.2017 N 01-26/11150, Заявителю отказано в предоставлении государственной услуги по исключению ОПО из государственного реестра ОПО со ссылкой на подпункт 1 пункта 37 Регламента по причине не представления копии документов, подтверждающих отсутствие у опасного производственного объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Заявителя в суд.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока, на обращение с заявлением в суд.
При этом, согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал оспариваемый ненормативный правовой акт ответчика не противоречащим нормам законодательства, регулирующего спор, а также указал на то, что он не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
По мнению коллегии, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ошибочны, исходя из следующего.
Как указано выше, в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ внесены изменения, которые вступили в действие с 1 сентября 2016 года.
Согласно пункту 4 приложения N 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 01.09.2016) для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности- для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности- для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В рассматриваемом случае, система газопотребления заявителя не подпадает под вышеназванные критерии, в связи с чем, не является опасным производственным объектом с 01.09.2016.
В соответствии с положениями ст.2 Закона N 170-ФЗ, начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов, на основании заявления эксплуатирующей организации по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору письмом от 18.07.2016 N 00-06-06/1413 в связи с вступлением в силу 1 сентября 2016 г. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ также разъяснила, что указанный Закон уточняет критерии идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов. Согласно внесенным изменениям к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.
В отношении сетей газораспределения и сетей газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов на основании заявления эксплуатирующей организации по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.
Учитывая приведенные нормы права, а также то, что заявитель в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. N 494 (далее- Административный регламент), на основании подпункта "в" пункта 7 Правил регистрации объектов в Реестре ОПО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, обратился в Управление с заявлением об исключении из Реестра ОПО сетей газопотребления (всего 36 объектов) в связи с утратой указанными сетями признаков опасности, которые произошли вследствие изменения Федеральным законом N 170, представив полный пакет необходимых для принятия решения документов, коллегия считает оспариваемый отказ не соответствующим Закону.
Ссылка ответчика, поддержанная судом первой инстанции, на то, что Заявителем, в нарушение п.26 Административного регламента, не представлены документы, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, не принимается апелляционным судом.
В указанном выше Приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ императивно указано, что к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно. Сети газораспределения и сети газопотребления подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством РФ, или по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении организаций, эксплуатирующих указанные сети.
Таким образом, ответчик в нарушение требований ст.ст.65, 200 АПК РФ не доказал законности принятого им ненормативного правового акта.
Доводы ответчика в суде апелляционной инстанции о законности принятого административным органом решения (отказа), в том числе, ссылки на судебные акты, не принимаются коллегией, поскольку они основаны на ранее действовавшем законодательстве в данной сфере.
Учитывая изложенные обстоятельства спора и нормы права, регулирующие спор, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ принят с нарушением требований закона при отсутствии к тому достаточных оснований и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, совокупность предусмотренных законом оснований, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Оценив в соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, апелляционный суд считает, что заявитель доказал обоснованность доводов, изложенных в заявлении и апелляционной жалобе, а заинтересованное лицо не опровергло их надлежащими доказательствами.
При таких данных суд апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела, по изложенным выше основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2017 по делу N А40-117012/17 отменить.
Признать незаконным отказ ЦУ Ростехнадзора оформленный письмом от 12.05.2017 N 01-26/11150 по исключению опасных производственных объектов и обязать устранить допущенные нарушения прав заявителя в месячный срок после вступления в законную силу решения путем исключения опасных производственных объектов из Государственного реестра опасных производственных объектов согласно заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 10.05.2017 N исх.-2424.
Взыскать с ЦУ Ростехнадзора в пользу ГУП МО "Мособлгаз" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. по заявлению и 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ГУП МО "Мособлгаз" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117012/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2018 г. N Ф05-19999/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП МО "Мособлгаз"
Ответчик: Ростехнадзор, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору