г. Владимир |
|
26 октября 2017 г. |
Дело N А11-8889/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, на определение Арбитражного суда Владимирской области от 13.07.2017 по делу N А11-8889/2016, принятое судьей Ушаковой Е.В., по заявлению Управления Федерального казначейства по Владимирской области о замене Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (ИНН 3329030406, ОГРН 1033303411866) его правопреемником - Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (ИНН 3329015454, ОГРН 1033303404111), по делу N А11-8889/2016,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от Управления Федерального казначейства по Владимирской области - Вдовина С.А. по доверенности от 29.05.2017 N 28-17-32/34 (сроком до 29.05.2020);
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области - Панферова Н.С. по доверенности от 14.09.2017 N 65/37 (сроком на 3 года), от Министерства внутренних дел Российской Федерации - Панферова Н.С. по доверенности от 10.01.2017 N 65/4 в порядке передоверия,
установил:
Управление Федерального казначейства по Владимирской области (далее - УФК по Владимирской области) обратилось в арбитражный суд Владимирской области с заявлением о замене Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (далее - УФСКН по Владимирской области) его правопреемником - Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее - УМВД России по Владимирской области).
Определением от 13.07.2017 Арбитражный суд Владимирской области произвел замену в исполнительном производстве (исполнительный лист от 20.02.2017 серии ФС N 012260212) выбывшей стороны (должника) - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ее правопреемником - Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, УМВД России по Владимирской области и Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить определение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого определения, заявители считают необоснованной ссылку суда первой инстанции на приказ МВД РФ от 27.04.2011 N 278.
Указывают на то, что суд первой инстанции не принял во внимание подпункт "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которому функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков передаются Министерству внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Полагают, что правоспособность юридического лица согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Между тем на дату изготовления оспариваемого судебного акта УФСКН по Владимирской области не было исключено из ЕГРЮЛ, а следовательно, выбытия одной из сторон из спорного правоотношения не произошло и УМВД России по Владимирской области не может являться правопреемником УФСКН по Владимирской области до окончания ликвидационных мероприятий.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий письма МВД России от 14.06.2017 N 1/7025 об оказании максимального содействия ликвидационным комиссиям территориальных органов ФМС России и ФСКН России, платежных поручений от 05.09.2017 N 673442, от 05.09.2017 N 673439.
В судебном заседании представитель истца возразил против доводов апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Представитель УФК по Владимирской области возразил против доводов апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий уведомления об уточнении реквизитов счета от 07.09.2017 N УУР-17-9018, заявок на кассовый расход от 01.09.2017 N 3050, от 01.09.2017 N 3049, платежных поручений от 05.09.2017 N 673442, от 05.09.2017 N 673439, письма УМВД России по Владимирской области от 29.08.2017 N 15/1789.
Рассмотрев ходатайства представителей заявителей и УФК по Владимирской области, апелляционный суд удовлетворил их в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство было отложено на 19.10.2017.
После отложения представители заявителей жалоб и УФК по Владимирской области поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Истец в отзыве от 18.10.2017 указал на законность и обоснованность принятого по делу определения, просил провести судебное заседание 19.10.2017 в отсутствие полномочного представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.01.2017 по делу N А11-8889/2016 с УФСКН по Владимирской области в пользу публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за потребленную электрическую энергию в апреле - июне 2016 года в сумме 13 608 руб. 81 коп., расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. Производство по делу в части взыскания задолженности в сумме 19 804 руб. 89 коп. прекращено.
Взыскателю выдан исполнительный лист от 20.02.2017 серии ФС N 012260212, направленный последним в адрес УФК по Владимирской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (пункт 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящем Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316 утверждено Положение об Управлении Федерального казначейства по Владимирской области (Приложение N 36 к указанному Приказу).
В силу пункта 1 данного Положения УФК по Владимирской области
является территориальным органом Федерального казначейства, созданным
в границах Владимирской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Согласно пункту 9.31 названного Положения, УФК по Владимирской области в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, в том числе организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений.
Бюджетное законодательство наделило принудительно властными полномочиями по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств в том числе соответствующие органы Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции заявителей жалобы, УФК по Владимирской области правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
Замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном судебном процессе возможна в том случае, если правопреемство произошло в материальном правоотношении, что должно быть подтверждено в соответствии с требованиями статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156) установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "б"). Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с Указом (подпункт "б" пункта 6 Указа N 156), а Министерству внутренних дел Российской Федерации - обеспечить непрерывность осуществления передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (подпункт "а" пункта 7 Указа N 156).
В соответствии с пунктом 5 Указа N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, до 01.06.2016.
Во исполнение указанных положений Указа Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принят приказ от 07.06.2016 N 22 "О ликвидации Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области".
УМВД России по Владимирской области входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункты 13 и 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные,
медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры,
физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных
средств массовой информации, а также иные организации и подразделения,
созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
В силу пункта 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N699 (далее - Типовое положение), также утвержденного вышеназванным Приказом, установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).
Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 3 Типового положения).
Согласно пункту 5 Типового положения, территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы), а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее - подчиненные организации).
Согласно положениям пункта 22 Типового положения Территориальный орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде.
В связи с изложенным УФСКН по Владимирской области является упраздненным государственным органом, правопреемником которого является УМВД России по Владимирской области.
Ссылка заявителя на непринятие во внимание судом первой инстанции подпункта "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отклоняется судом апелляционной инстанции.
Письмом от 14.06.2017 N 1/7025 об оказании максимального содействия ликвидационным комиссиям территориальных органов ФМС России и ФСКН России заместитель министра Министерства внутренних дел Российской Федерации обращает внимание руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне на подпункт "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которому МВД РФ, в том числе территориальный орган МВД РФ, является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения решения.
Из представленных УФК по Владимирской области заявок на кассовый расход от 01.09.2017 N 3050, от 01.09.2017 N 3049, платежных поручений от 05.09.2017 N 673442, от 05.09.2017 N 673439, следует, что УМВД России по Владимирской области исполнило решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.01.2017 в полном объеме, погасив перед истцом задолженность упраздненного УФСКН по Владимирской области, тем самым фактически реализовав полномочия правопреемника.
Кроме того, УФСКН по Владимирской области 21.09.2017 прекратило деятельность связи с ликвидацией юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что УФСКН по Владимирской области подлежит замене в рамках процессуального правопреемства на УМВД России по Владимирской области.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании нормативно-правовых актов, регламентирующих передачу функций, и отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлиной при обжаловании данного определения не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Владимирской области от 13.07.2017 по делу N А11-8889/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший определение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
О.А. Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8889/2016
Истец: ПАО "Владимирская энергосбытовая компания", РФ в лице МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Вершков А. И., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2018 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6290/17
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6289/17
26.10.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6430/17
22.09.2017 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6430/17
30.08.2017 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16
22.08.2017 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16
12.01.2017 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16