г. Нижний Новгород |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А11-8889/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 31.01.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Ногтевой В.А.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на определение Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Фединской Е.Н., по делу N А11-8889/2016 Арбитражного суда Владимирской области
по иску публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (ИНН: 3302021309, ОГРН: 1053303600019)
к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (ИНН: 3329030406, ОГРН: 1033303411866)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (далее - УФСКН по Владимирской области) о взыскании 33 413 рублей 70 копеек задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в апреле - июне 2016 года.
В порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество отказалось от иска в части взыскания 19 804 рублей 89 копеек задолженности; просило взыскать с Управления 13 608 рублей 81 копейку задолженности.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 12.01.2017 принял отказ от иска в части взыскания 19 804 рублей 89 копеек задолженности и прекратил производство по делу в данной части, удовлетворил исковые требования в остальной части.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство) обжаловало решение от 12.01.2017 в суд апелляционной инстанции на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый арбитражный апелляционный суд определением от 22.09.2017 прекратил производство по апелляционной жалобе на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что Министерство не относится к лицам, имеющим право на обжалование решения от 12.01.2017.
Не согласившись с определением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что правоспособность юридического лица согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Между тем по состоянию на 12.01.2017 (на дату вынесения судом решения) УФСКН по Владимирской области не исключено из ЕГРЮЛ, в связи с этим, надлежащим ответчиком по делу является ликвидационная комиссия УФСКН по Владимирской области.
Кассатор обращает внимание суда округа на то, что подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156) установлено, что правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков является Министерство. При этом суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства и не привлек к участию в деле ликвидационную комиссию УФСКН по Владимирской области и Министерство.
Заявитель полагает, что является лицом, указанным в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и имеет право на обжалование решения от 12.01.2017, поскольку указанным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности.
В отзыве на кассационную жалобу публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" отклонило доводы заявителя, посчитав обжалованный судебный акт законным и обоснованным, и просило оставить определение без изменения, а жалобу - без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А11-8889/2016 Арбитражного суда Владимирской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Право апелляционного обжалования не вступивших в законную силу судебных актов имеют лица, участвующие в деле (статья 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и иные лица в предусмотренных кодексом случаях (статьи 257 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся лица, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 36), не участвовавшие в деле лица вправе обжаловать судебный акт в случаях, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 2 Постановления N 36).
В соответствии с Указом N 156 упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно пункту 6 Указа N 156 Правительству Российской Федерации поручено, в том числе, перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с названным указом, обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Завершение организационно-штатных мероприятий предусматривалось осуществить в срок до 01.06.2016 (пункт 5 Указа N 156). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 (далее - Указ N 699) утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1). В единую централизованную систему Министерства входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Министерство (пункт 13). В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы Министерства (пункт 14).
Указом N 699 также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства по субъекту Российской Федерации.
В пунктах 2, 3 и 5 данного Типового положения предусмотрено, что территориальными органами Министерства на региональном уровне являются Министерства внутренних дел по республикам, Главные управления, Управления Министерства по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются Министерству. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы Министерства на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции установил, что в период рассмотрения дела в суде первой инстанции ликвидационная процедура уже имела место, и, следовательно ликвидационная комиссия в лице УМВД по Владимирской области, действуя от имени ликвидируемого юридического лица, должна была выявить всех кредиторов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе и по вопросам хозяйственной деятельности, выявить наличие судебных споров через судебные сайты, а также обеспечить получение почтовой корреспонденции юридического лица. Ликвидационные мероприятия в отношении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков продлены до 01.10.2017; ликвидационная комиссия УМВД по Владимирской области продолжает исполнять свои обязанности. Таким образом, установленный порядок ликвидации юридического лица не завершен; вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами.
На основании изложенного, поскольку полномочия в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах и обязанности, связанные с ликвидацией территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков возложены на УМВД по Владимирской области, являющееся территориальным подразделением Министерства, оснований для привлечения Министерства к участию в деле не имеется.
Суд апелляционной инстанции учел, что решение Арбитражного суда Владимирской области вступило в законную силу 13.02.2017, УМВД по Владимирской области не обжаловалось.
На основании изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Министерство нельзя признать лицом, наделенным правом на обжалование судебного акта в соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно прекратил производство по апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А11-8889/2016 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2018 г. N Ф01-6289/17 по делу N А11-8889/2016
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2018 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6290/17
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6289/17
26.10.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6430/17
22.09.2017 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6430/17
30.08.2017 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16
22.08.2017 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16
12.01.2017 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8889/16