Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 февраля 2018 г. N Ф01-1/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
10 ноября 2017 г. |
Дело N А79-9135/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 10.11.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.08.2017 по делу N А79-9135/2016, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике к Красночетайскому районному потребительскому обществу о взыскании 1 162 680 рублей 51 копейки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Красночетайское районное потребительское общество в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7726/17 от 27.10.2017) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление, Росприроднадзор, заявитель) проведена проверка представленных Красночетайским районным потребительским обществом (далее - Красночетайское райпо, Общество) расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2012 года по 2 квартал 2015 года.
В ходе проверки Управление, руководствуясь Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии России 29.12.1998 (далее - Методические указания), доначислило Обществу плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (по производственной территории (при неорганизованном сбросе) в общей сумме 1 162 680 руб. 51 коп.
В адрес Общества направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Росприроднадзора в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Красночетайского райпо 852 689 руб. 67 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, судом неверно истолкованы положения Методических указаний. Как указывает заявитель, при доначислении платы за рассматриваемый период им взяты в расчет только те площади, по которым Общество самостоятельно начислило плату за сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь и указало в корректирующих расчетах - площади, на которых Обществом эксплуатировались передвижные и стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
При этом Росприроднадзор указывает, что общая площадь, на которой Красночетайским райпо осуществлялась торговая деятельность в рассматриваемый период с использованием стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ составляет 32 006 кв.м или 3,2006 га, которая Управлением взята в расчет при исчислении платы.
Управление считает, что весь земельный участок площадью 3,2006 га, используемый Обществом, относится к промышленно-урбанизированным территориям. Поэтому заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что только застроенная часть данного земельного участка относится к промышленно-урбанизированным территориям, с площади которых должна исчисляться плата за загрязнение.
Красночетайское райпо, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона N 7-ФЗ также определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречило в рассматриваемый период статье 16 Закона N 7-ФЗ, в которой устанавливалась платность негативного воздействия в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Пунктом 1.2 Методических указаний определен перечень территорий природопользователей, площади которых учитываются при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ).
Этот перечень исчерпывающий и включает в себя, в том числе промышленно - урбанизированные территории.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Приведенные в Методических указаниях положения о том, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России, воспроизводят положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Материалами дела подтверждается, что Красночетайское райпо в Росприроднадзор представило корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 квартала 2012 года по 2 квартал 2015 года и дополнительно внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 44 532 руб. 21 коп.
По данному виду воздействия на окружающую среду за отчетные периоды с 3 квартала 2013 года по 2 квартал 2015 года Обществом внесена плата в размере 172 094 руб. 78 коп.
При этом, корректирующие расчеты платы за негативное воздействие за указанный период составлены Обществом исходя из площади 1,36479 га.
Как следует из материалов дела, общая площадь земельных участков, занимаемых Красночетайским райпо, составляет 5,2566 га, в том числе площадь территории хлебозавода - 0,6002 га (земли для производственно-хозяйственной деятельности), общая площадь территорий магазинов - 4,6564 га (земли поселений), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. При этом застроенная и замощенная площадь сельских магазинов с наличием источников загрязнения атмосферы, используемая в торговой деятельности составляет 0,76459 га.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний принадлежность объектов организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных и стационарных источников.
Источником загрязнения в сельских магазинах являются бытовые газовые котлы, которые в летний период не работают, поэтому расчеты платы составлены Обществом с учетом фактического времени использования источников загрязнения на объектах торговли.
Кроме того, расчеты рассеивания приземных концентраций веществ показали, что количество выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ ниже предельно допустимых концентраций, что свидетельствует об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду газовыми котлами сельских магазинов.
Согласно пункту 3.1 Методических указаний к промышленно-урбанизированным территориям относятся земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями.
В силу пункта 3.1.2 Методических указаний площади водонепроницаемых покрытий (дороги, площадки и т.п.) и общая площадь территории природопользователя, на которой формируется загрязненный поверхностный сток, определяется по данным генерального плана и землеустройства, а при его отсутствии - по данным формы статической отчетности N 22 "Отчет об использовании земель", утвержденный Постановлением Госкомстата от 27.08.1998 N 90.
Суд первой инстанции на основании технических паспортов на здания, свидетельств о государственной регистрации права собственности установил, что площадь земельных участков Красночетайского райпо, отвечающая понятию промышленно-урбанизированной территории составляет 1,36479 га (0,76459 +0,6002). Остальная территория Общества имеет естественное покрытие, на ней не формируются поверхностные стоки и она не используется в производственной и торговой деятельности.
Судом также установлено, что Управлением при расчете платы использовались площади земельных участков, на которых Обществом не осуществляется никакая деятельность и имеется естественное (зеленое) покрытие. На указанных участках фактически не происходит формирование загрязненного поверхностного стока.
Таким образом, Росприроднадзором при доначислении Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду ошибочно включена не только площадь промышленно-урбанизированной территории, но и площадь участков, на которых фактически не происходит формирование загрязненного поверхностного стока.
Управлением при доначислении платы не исследовалось фактическое использование Обществом иной части земельных участков, не устанавливалась их принадлежность к другим категориям территорий, перечень которых приведен в пункте 1.2 Методических указаний.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что Общество является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора площадью 1,36479 га с применением повышающего пятикратного коэффициента, поскольку разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ у Общества в 2013 - 2015 годах отсутствовало.
В пункте 3.1.7 Методических указаний изложено, что при отсутствии аналитического контроля за поверхностным стоком плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчеты для всех природопользователей для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса, принимаются на основании данных приложений 3 и 4, а фактические концентрации загрязняющих веществ - на уровне принимаемых для определения массы их сброса в пределах лимита.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Управления.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Росприроднадзора удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.08.2017 по делу N А79-9135/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В.Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9135/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 февраля 2018 г. N Ф01-1/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Ответчик: Красночетайское районное потребительское общество