Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф06-30808/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 ноября 2017 г. |
Дело N А55-10421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.11.2017 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества по производству напольных покрытий "ТАРКЕТТ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2017 по делу N А55-10421/2017 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению акционерного общества по производству напольных покрытий "ТАРКЕТТ" (ИНН 6340007043, ОГРН 1026303207226), г.Отрадный Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения
в судебном заседании приняли участие:
представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Маркова Т.И. (доверенность от 11.01.2017) и Бондарева Е.С. (доверенность от 09.06.2017),
представители акционерного общества по производству напольных покрытий "ТАРКЕТТ" Воробьева Ю.А. (доверенность от 11.07.2017) и Ревина Н.Ю. (доверенность от 09.01.2017),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Васичкина Н.В. (доверенность от 21.09.2017),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество по производству напольных покрытий "ТАРКЕТТ" (далее - АО "ТАРКЕТТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) от 08.11.2016 N 08-10/240.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2017 по делу N А55-10421/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ТАРКЕТТ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению АО "ТАРКЕТТ", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган и УФНС России по Самарской области в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
В судебном заседании представители общества поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители налогового органа и УФНС России по Самарской области в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, принявших участие в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 08.11.2016 N 08-10/240 АО "ТАРКЕТТ" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 1250 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность общества за совершенное правонарушение).
Решением УФНС России по Самарской области от 16.01.2017 N 20-15/00936@ решение налогового органа оставлено без изменения.
Решением ФНС России от 06.04.2017 N СА-4-9/6518@ жалоба АО "ТАРКЕТТ" была оставлена без удовлетворения, решение налогового органа - без изменения.
С учетом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.
Статьей 129.4 НК РФ предусмотрено, что неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В силу пункта 2 статьи 105.16 НК РФ форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках; предметы сделок; сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Указанная информация позволяет идентифицировать контролируемую сделку, ее участников и является обязательной для заполнения.
В соответствии с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденным Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" и зарегистрированным в Минюсте России от 30.08.2012 N 25323 (далее - Порядок заполнения), предусмотрены обязательные для заполнения и необязательные для заполнения пункты. Порядком заполнения также предусмотрено, что некоторые пункты заполняются только при наличии определенных условий. При этом пункты, обязательные для заполнения, непосредственно относятся к информации о контролируемой сделке, прямо предусмотренной в пункте 3 статьи 105.16 НК РФ.
Отсутствие информации в пунктах, обязательных для заполнения, либо указание в этих пунктах недостоверной информации указывает на то, что налогоплательщик не выполнил требования пункта 3 статьи 105.16 НК РФ и Порядка заполнения, то есть представил уведомление о контролируемых сделках, содержащее недостоверные сведения.
Пунктом 4.4 Порядка заполнения предусмотрено, что в пунктах 121-124 Раздела 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)" уведомления указывается соответствующая цифра по коду отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ в соответствии с приложением N 1 к Порядку заполнения.
Так, пункт 121 Раздела 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)" уведомления с кодом отнесения сделки к контролируемой "1" заполняется в случае, если сделки совершены между взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ.
АО "ТАРКЕТТ" пункт 121 Раздела 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)" уведомления по сделкам с порядковыми номерами N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20 с АО "ТАРКЕТТ РУС" заполнило со значением "0" вместо "1".
Кроме того, АО "ТАРКЕТТ" не заполнило пункт 090 "Адрес (для иностранных организаций)" Раздела 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)" уведомления по сделке с порядковым номером 21 в отношении иностранной организации TARKBTT HOLDING GMBH.
Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым сделкам (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ) в зависимости от сумм полученных доходов (понесенных расходов), определенных положениями статьи 105.14 НК РФ.
Из пункта 1 статьи 248, пункта 6 статьи 250, подпункта 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует, что независимо от оформления доходами по договорам займа являются только полученные по ним проценты. При этом средства, получаемые по договорам займа, не учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль. Аналогичный порядок применяется в отношении расходов, с тем лишь отличием, что учет регулируется статьей 269 НК РФ.
Таким образом, по контролируемым сделкам, относящимся к займам между взаимозависимыми лицами, независимо от способа оформления заимствований контроль осуществляется только по суммам начисленных процентов.
Следовательно, в уведомлении налогоплательщиком должны быть отражены начисленные проценты по договору займа.
Довод апелляционной жалобы о том, что все необходимые для налогового контроля сведения были заполнены достоверно, в полном соответствии с существом сделки отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду нижеследующего.
В уведомлении АО "ТАРКЕТТ" по сделке с порядковым номером N 22 с иностранной организацией TARKETT недостоверно заполнен пункт 030 "Наименование предмета сделки" Раздела 1Б уведомления, поскольку вместо "Проценты по договору займа" указано: "Предоставление денежных средств"; в пункте 045 "Код предмета сделки (код ОКВЭД)" Раздела 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)" уведомления вместо кода "65.22" указан код "01.4" (предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг); в пункте 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара, оказания услуги, работы, совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" Раздела 1Б уведомления вместо указания местонахождения заимодавца (код страны "250", город "Париж") указан адрес АО "ТАРКЕТТ" (код страны "643", город "Отрадный); в пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." Раздела 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)" уведомления вместо "84 687 013" указано значение "0".
Пунктом 3 статьи 105.16 НК РФ прямо предусмотрена необходимость указания на предмет сделки в сведениях о контролируемых сделках.
В рассматриваемом случае представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках выразилось именно в недостоверном указании предмета сделки, а также места совершения сделки и ее цены.
Довод АО "ТАРКЕТТ" (со ссылкой на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации" от 16.02.2017) о том, что неправильное заполнение уведомления о контролируемых сделках не мешает налоговому органу идентифицировать контролируемую сделку и, соответственно, оснований для привлечения к ответственности по статье 129.4 НК РФ не имеется, не может быть принят во внимание, поскольку в рассматриваемом случае общество недостоверно указало предмет сделки, что является прямым нарушением положений пункта 3 статьи 105.16 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт представления АО "ТАРКЕТТ" в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества события налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал АО "ТАРКЕТТ" в удовлетворении его заявления.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные АО "ТАРКЕТТ" в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2017 года по делу N А55-10421/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10421/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф06-30808/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО по производству напольных покрытий "Таркетт"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплатильщикам по Самарской области
Третье лицо: УФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10343/18
05.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30808/18
21.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14787/17
22.08.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10421/17