Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф05-21052/17 настоящее постановление отменено
г.Москва |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А40-10794/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гончарова В.Я.,
Судей: Гармаева Б.П., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО ЛАБОРАТОРИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ЛАНИТ", ФГБУ РЭА" МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РФ на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.08.2017 по делу N А40-10794/17, принятое судьей Мищенко А.В. (5-104),
по иску ФГБУ РЭА" МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РФ (ОГРН 1027739187607 ИНН 7709018297) к ЗАО ЛАБОРАТОРИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ЛАНИТ" (ОГРН 1027739031572 ИНН 7727004113), о взыскании неустойки в виде пени по договору 151.КС.44/2014 от 30.10.2014 г. в размере 273 522 091 руб. и по дату фактического исполнения обязательства, и встречному иску о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании:
от истца: Афанасьев А.И. по доверенности от 10.01.2017 г.,
от ответчика: Федоров М.В. по доверенности от 27.04.2017 г., Бородкин В.Г., Дашков А.Л. по доверенности от 20.03.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ РЭА" МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РФ обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании 273 522 091 руб. пени, а также пени по день фактического исполнения обязательств.
Ответчик предъявил встречный иск о взыскании 273 150 000 руб. штрафа.
Решением суда от 16.08.2017 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, стороны обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Стороны возражают против доводов апелляционных жалоб друг друга, просят отказать в удовлетворении жалобы оппонента. Представили письменные отзывы на жалобы.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) по итогам открытого конкурса 30.10.2014 заключен договор N 151.КС.44/2014 на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Ответчиком работы полностью не завершены в установленный срок, по причине чего истцом начислены пени в размере 273 522 091 руб.
По мнению исполнителя, в результате нарушений обязательств со стороны заказчика, уклонения от приемки выполненных работ, работы исполнителем не были завершены в согласованные сроки, по причине чего им начислен штраф в размере 273 150 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что неуказание в контракте размера как обоих видов мер ответственности, так и одной из них (например, штрафа), означает несогласование сторонами данного условия контракта, а основания, по которым ответчиком произведено начисление штрафа, не свидетельствуют об обязанности заказчик по уплате штрафных санкций, а освобождает от ответственности самого исполнителя.
Доводы жалобы истца отклоняются судом как необоснованные и основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п.9.4 договора в случае просрочки исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных договором, исполнитель обязан выплатить пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В таком виде условие о неустойке сторонами согласованным считаться не может, как верно указал суд первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст.766 Гражданского кодекса РФ государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. согласно п.4 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает ответственность в виде пени (п.7 ст.34) и в виде штрафа (п.8 ст.34).
Из системного толкования Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 и положений ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", следует, что положения контракта должны содержать условия о размерах как штрафов, так и пеней, формуле расчета пеней, соответствующих Правилам, поскольку внесение изменений в части названных условий в проект контракта на стадии его заключения не допускается.
Исходя из положений ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракте должны быть указаны размер пени и штрафов, которые должны быть определены заказчиком при размещении заказа исходя из положений Правил.
Таким образом, государственный контракт должен соответствовать положениям ст.422 Гражданского кодекса РФ и содержать размер пени и порядок ее определения, как это предусмотрено ч.ч.7 и 8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Возможность определения размера штрафных санкций на основании ссылки на порядок, установленный Правительством Российской Федерации, противоречит нормам материального права.
Положения ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающие обязательность включения в контракт не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафных санкций в фиксированной сумме и порядка их определения, являются императивными нормами и не предполагают возможности для заказчика по своему усмотрению подменять такие условия ссылкой на определение размера штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.422 и 432 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Следовательно, истец при подготовке проекта контракта должен был учитывать положения вышеуказанных статей.
Отсутствие данных требований при соблюдении вышеуказанных статей и правил в проекте государственного контракта, как и в самом контракте, нарушает законные права ответчика, что тем самым отсутствием равенство сторон в соблюдении требований законодательства.
Исходя из правовой позиции Федеральной антимонопольной службы России, изложенной в письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 о направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки включение в проект контракта ссылки на правила (утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки и штрафа.
Статья 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 6 муниципальных нужд" закрепляет принцип профессионализма заказчика, указывая, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Применение к взаимоотношениям сторон неустойки, закрепленной подзаконным актом (Постановлением Правительства) как законной неустойки, противоречит действующему законодательству РФ, правовой природе неустойки, судебной практике, а также позициям ФАС и Минэкономразвития РФ.
Правила, установленные в отношении законной неустойки, не могут применяться к неустойкам, закрепленным в различных подзаконных актах (в частности в Постановлении Правительства РФ N 1063).
Статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"предусматривает 2 вида ответственности сторон контракта: - пени (за просрочку исполнения обязательства) - штраф (за иные нарушения, кроме просрочки исполнения обязательства)
При этом, положения ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусматривают возможности указания в контракте какой-либо одной из предусмотренных мер ответственности, указывая не необходимость определения в контракте размера каждой из указанных мер ответственности.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Встречный иск судом также отклонен правомерно, ответчиком не доказано наличие оснований для привлечения заказчика к ответственности.
Как верно указал суд первой инстанции, указанные ответчиком обстоятельства, исходя из условий контракта, а также действующего законодательства, могут являться основанием для освобождения исполнителя от ответственности за просрочку нарушение срока выполнения работ.
В соответствии с требованиями ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком же не доказано наступление негативных последствий, невозможность выполнения работ в срок именно в результате нарушений обязательств со стороны заказчика, в связи с чем оснований для удовлетворения встречного иска также не имеется.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, что соответствует сложившейся судебной практике, штраф может взиматься единоразово, а не многократно.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2017 по делу N А40-10794/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10794/2017
Истец: ЗАО ЛАБОРАТОРИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ЛАНИТ", ФГБУ "РЭА" Минэнерго
Ответчик: ЗАО "ЛАНИТ", ЗАО "ЛАНИТ", ФГБУ "РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО" МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21052/17
24.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68106/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-10794/17
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21052/17
04.06.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27718/19
26.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21052/17
11.12.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63777/18
28.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21052/17
20.11.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50116/17
16.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-10794/17