Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф08-833/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2017 г. |
дело N А32-29161/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от заявителя: Кузько А.Д. - представитель по доверенности от 22.08.2017, паспорт; Литка В.В. - представитель по доверенности от 02.08.2017 N 5858-01, паспорт;
от заинтересованного лица: Лазученко С.Г. - представитель по доверенности
от 03.11.2017 N 75-32895/17-01-14, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2017 по делу N А32-29161/2017, принятое судьей Хмелевцевой А.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар"
(ИНН 2311104687 ОГРН 1072311011431)
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) от 12.05.2017 N 1132 в части указания административным органом произвести перерасчет размера платы за январь-февраль 2017 года по настоящее время за коммунальный ресурс горячая вода, потребленный при содержании общего имущества в МКД по двум компонентам: по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества, по компоненту тепловой энергии для горячей воды исходя из объемов, определенных по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества, исходя из норматива потребления тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды, полученного расчетным путем в соответствии с пунктом 58 Методических указаний и тарифа на тепловую энергию; выполнить перерасчет размера платы за коммунальный ресурс горячая вода, потребленный при содержании общего имущества МКД, путем снятия разницы между размерами платы, начисленными по указанным коммунальным ресурсам за январь-февраль 2017 года, и размерами платы, рассчитанными в соответствии с пунктом 2 настоящего предписания, считает его подлежащим уведомлению (т. 1 л.д. 169-170).
Заявленные требования мотивированы тем, что расчет начислений не может быть произведен в соответствии с п. 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, поскольку многоквартирный дом по ул. Тургенева, 144, оборудован прибором учета горячего водоснабжения. В связи с тем, что норматив потребления тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды, в период январь-май 2017 года не был установлен, начисления тепловой энергии для подогрева холодного водоснабжения выполнялись согласно показаниям установленных общедомовых приборов учета тепловой энергии многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2017 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что общество завысило размер платы для потребителей коммунальной услуги.
Общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Начисление платы за горячую воду осуществляется в соответствии с Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Представлено дополнение к апелляционной жалобе с анализом судебной практики.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция на основании распоряжения от 21.04.2017 N 822Л провела внеплановую документарную проверку общества с целью рассмотрения обращения потребителя от 15.03.2017 N О75-9810.
В ходе проведения проверки установлено, что многоквартирный дом N 144 по улице Тургенева в городе Краснодаре (далее - МКД) оборудован общедомовым прибором учета холодного и горячего водоснабжения.
ООО "ГУК-Краснодар" произвело начисление платы за январь 2017 и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленный при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 144 по улице Тургенева в городе Краснодаре, в полном объеме, исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и объемом потребления коммунальных услуг согласно индивидуальным приборам учета. Полученная разница распределяется между всеми жилыми помещениями, что подтверждается пояснениями ООО "ГУК-Краснодар" от 03.05.2017 N3173-01, счетами-квитанциями, выставленными собственнику помещения N 115 за январь 2017 и февраль 2017.
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал обществу предписание от 12.05.2017 N 1132. В предписании административный орган указал на необходимость произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде исходя из норматива потребления, установленного уполномоченным органом, а также выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы путем снятия разницы между размерами платы, начисленной по показаниям прибора учета и исчисленной в соответствии с установленными нормативами. О выполнении указанного предписания административный орган предложил уведомить до 14.07.2017.
Заявитель, считая вынесенное предписание недействительным, обратился в арбитражный суд с целью его обжалования.
Оценив соответствие предписания от 12.05.2017 N 1132 нормам действующего законодательства, с учетом имеющихся в деле доказательств, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154, частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, с 01.01.2017 в расходы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Таким образом, первоначальное включение расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения осуществляется с 1 января 2017 года (письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения").
При этом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, количество холодной воды и количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода. Соответственно, показания общедомовых приборов учета не могут учитываться при начислении с 01.01.2017 платы за коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный в Краснодарском крае по состоянию на 1 ноября 2016, определен Приказом региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае от 06.09.2012 N 4/2012-нп.
Норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,03 куб. метр в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Таким образом, при расчете платы за коммунальный ресурс ООО "ГУК-Краснодар" обязано было применить установленный норматив. В этом случае нормативный объем коммунального ресурса по квартире N 115 в МКД составил 0,203 куб. м, а размер платы 6,48 рублей в месяц.
ООО "ГУК-Краснодар" осуществило начисление за коммунальный ресурс по холодной воде в размере 40,60 рублей и 25,90 рублей за январь и февраль, соответственно. Аналогично рассчитана плата за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению.
ООО "ГУК-Краснодар" расчет платы за горячую воду производило по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на тариф, умножения объема потребленной тепловой энергии для последующего производства горячей воды на тариф и суммирования полученных сумм.
Приказом от 27.11.2015 N 49/2015-т Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, исходя из стоимости компонента на тепловую энергию, руб./гкал и компонента на холодную воду, руб./м3.
При этом норматив по компоненту холодная вода равен 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД и для жилого помещения N 115 в МКД нормативный объем не может превышать 0,203 куб. м.
Компонент на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в Краснодарском крае уполномоченным органом - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае не установлен.
Согласно разъяснений Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае, в полномочия которого входит установление нормативов потребления на территории Краснодарского края, при начислении платы за услуги ГВС, необходимо руководствоваться письмом РЭК - Департамента от 22.01.2014 N 57-543/14-06 "О расчетах за горячее водоснабжение", в соответствии с которым с 01.01.2014 в случае отсутствия соответствующего общедомового прибора учета (теплосчетчика), при определении платы за горячую воду следует использовать величину количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, полученную расчетным путем по формуле, приведенной в пункте 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями рассчитывается количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. Формула расчета норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, приведенная в пункте 58 Методических указаний, соответствует формуле N 31 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение).
Иной нормативный правовой акт, регламентирующий способ или порядок расчета данной величины, в спорный период отсутствовал.
С учетом изложенного отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что инспекция в предписании неправомерно ссылается на п. 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги определен статьей 157 ЖК РФ и Правилами N 354.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 утверждены в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 30.06.2016 пункт 44 Правил N 354, в том числе абзацы первый и второй, изложены в следующей редакции: Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, на основании показаний такого прибора учета.
Когда определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный размер норматива потребления коммунальных услуг, то в силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива. Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от необоснованных платежей и соответствует действующему законодательству.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N АКПИ16-779 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а", "б", "и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
Прежняя редакция пункта 44 Правил N 354 возлагала обязанность по несению расходов на оплату объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на исполнителя коммунальных услуг, однако, такой порядок не распространялся на случаи, когда исполнителем коммунальной услуги являлась ресурсоснабжающая организация.
Из изложенного следует, что законодатель прямо запретил распределять объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды и превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на потребителей коммунальной услуги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 44 Правил N 354 в действующей редакции, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме такое решение не принималось.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общие домовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, общество не представило.
Однако, как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, общество завысило размер платы для потребителей коммунальной услуги.
Поскольку общество в нарушение пункта 29 Правил N 491 производило начисление платы за январь и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленной при содержании общего имущества в МКД, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса определенного по показанию общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, административный орган предписал произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде исходя из норматива потребления, установленного уполномоченным органом, а также выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы путем снятия разницы между размерами платы, начисленной по показаниям прибора учета и исчисленной в соответствии с установленными нормативами.
Таким образом, выданное предписание от 12.05.2017 N 1132 направлено на устранение нарушений законодательства, допущенных обществом, содержит указание на период времени, за который необходимо осуществить перерасчет, предписание является исполнимым.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2017 по делу N А32-29161/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29161/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф08-833/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГУК -Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края