г. Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А41-77873/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Воробьевой И.О., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АТАК" - Денисов С.Н. (по доверенности от 27.10.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТАК" на определение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2017 по делу N А41-77873/17, принятое судьей Обарчуком А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТАК" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АТАК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2017 N 22-2ао-23/2017/Ю-8.8, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 19 октября 2017 года судом первой инстанции производство по делу прекращено ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "АТАК" просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области., надлежащем образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу и материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
29.08.2017 управлением проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020102:23, расположенного по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д.17.
В ходе административного обследования установлено, что часть указанного земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020102:23, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под размещение гаражного комплекса", используется не по целевому назначению, а именно: западная часть участка не огорожена, доступ свободный, и используется под супермаркет ООО "Атак" и гостевую парковку для посетителей.
По данному факту в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 04.09.2017 N 22-2ао-23/2017/Ю-8.8.
Постановлением о назначении административного наказания от 06.09.2017 N 22-2ао-23/2017/Ю-8.8 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ изложена в редакции Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ и предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из указанной нормы следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40).
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объектом вменяемого правонарушения является охраняемые законом отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ).
При этом, определенное Верховным судом Российской Федерации разграничение подведомственности споров арбитражным судам и судам общей юрисдикции в качестве критерия выделяет объект посягательства, а не только субъектный состав правонарушения, в связи с чем, совершение правонарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем само по себе не является основанием для обращения в арбитражный суд.
Как верно указано судом первой инстанции, оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением общество привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а в связи с нарушением публично-правовой обязанности в области охраны окружающей среды и природопользования, поскольку общество обязано использовать земельный участок по целевому назначению вне зависимости от использования его в предпринимательской деятельности или деятельности, не носящей экономического характера.
Таким образом, в соответствии со статьей 29 АПК РФ и исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 308-АД16-3007, от 13 октября 2014 года по делу N 308-АД14-1034, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2017 года N 305-АД17-11247, от 19.07.2016 N 301-АД16-7838, Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 года по делу N А41-41476/14, от 15 мая 2015 года по делам N А41-67702/14, N А41-66094/14.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в суд общей юрисдикции в соответствии с правилами подведомственности споров заявитель не обращался, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявление об оспаривании постановления от 06.09.2017 N 22-2ао-23/2017/Ю-8.8 подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
С учетом изложенного, определение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2017 по делу N А41-77873/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
И.О. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77873/2017
Истец: ООО "АТАК"
Ответчик: Межмуниципальный отдел по г. Лыткарино и Люберецкому району Управления Росреестра по Московской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Государственный земельный надзор)
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по г. Лыткарино и Люберецкому району Управления Росреестра по Московской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Государственный земельный надзор)