г. Владимир |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А43-20474/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.12.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2017
по делу N А43-20474/2017,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению потребительского дачного кооператива "Бабушкинский" (ОГРН 1045206803146, ИНН 5249071506, Нижегородской обл., г. Дзержинск, ул. Маяковского, д.30)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, изложенного в письме от 24.01.2017 N НМ-07/649,
при участии:
от потребительского дачного кооператива "Бабушкинский" - Умяровой Э.А. по доверенности от 06.12.2017 N 04/АС,
и установил:
потребительский дачный кооператив "Бабушкинский" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 24.01.2017 N НМ-07/649, об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000238:6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - КУМИ администрации города Дзержинска Нижегородской области), публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья").
Решением от 03.10.2017 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Территориальное управление не согласилось с принятым решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Кооператива в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Кооператива, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 24.12.2003 N 1418-Ю (с учетом дополнительного соглашения от 18.03.2004 N 2 об изменении арендатора), заключенного с КУМИ администрации города Дзержинска Нижегородской области, у Кооператива в аренде находится земельный участок, общей площадью 58 462 кв.м, кадастровый номер 52:21:0000238:6, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, пос.Бабушкино, сроком действия до 30.06.2047.
С учетом постановления администрации г. Дзержинска от 10.04.2006 N 535 разрешенное использование земельного участка - для строительства индивидуальных жилых домов.
26.01.2009 между Кооперативом, КУМИ администрации города Дзержинска Нижегородской области и Территориальным управлением заключено соглашение, в соответствии с которым права и обязанности арендодателя по договору аренды от 24.12.2003 N 1418-Ю указанного земельного участка были переданы Российской Федерации в лице Управления.
11.01.2008 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на данный земельный участок (свидетельство от 11.01.2008 серии 52-АВ N 336164).
Осуществив строительство тридцати индивидуальных жилых домов, члены Кооператива зарегистрировали за собой право собственности на них, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами.
27.09.2016 Кооператив обратился в Территориальное управление с заявлением об утверждении схемы раздела указанного земельного участка с приложением соответствующей схемы.
Письмом от 28.10.2016 Территориальное управление отказало Кооперативу в утверждении схемы, указав замечания по схеме.
После устранения замечаний 24.11.2016 Кооператив обратился в Территориальное управление с аналогичным заявлением.
Письмом от 15.12.2016 N НМ-07/13875 Территориальное управление отказало Кооперативу в утверждении схемы с новыми, ранее не указанными замечаниями.
26.12.2016 Кооператив вновь направил в Территориальное управление заявление об утверждении схемы раздела земельного участка.
Письмом от 24.01.2017 N НМ-07/649 Территориальное управление отказало в утверждении схемы, поскольку границы арендованного земельного участка 52:21:0000238:6 пересекают границы земельного участка 52:21:0000238:146, в связи с чем не представляется возможным принять решение по вопросу утверждения схемы.
В этой связи Кооператив обратился в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением об исправлении технической (кадастровой) ошибки по наложению (пересечению) границ земельных участков с кадастровыми номерами 52:21:0000238:6, 52:21:0000238:146.
В ответ на обращение Управление Росреестра по Нижегородской области письмом от 10.03.2017 N 11-04580-ИХ/17С сообщило, что в его полномочия не входит исправление технических ошибок по наложению (пересечению) границ земельных участков. Земельный участок 52:21:0000238:6 находится в собственности Российской Федерации и уполномоченным органом по утверждению схемы земельного участка является Территориальное управление.
Посчитав решение Территориального управления об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании пункта 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4.2.25 данного Типового положения предусмотрено, что территориальный орган Росимущества по поручению Росимущества принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров.
Аналогичное положение содержится в пункте 4.2.5 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений Территориальное управление как территориальный орган Росимущества наделено полномочиями собственника земельного участка.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий Территориального управления, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в рассматриваемой ситуации наделено полномочиями по рассмотрению заявлений о разделе находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Нижегородской области земельных участков и принятию соответствующего решения в отношении этих земельных участков.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о разделе земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Доводы об обратном во внимание не принимаются, как противоречащие вышеназванным положениям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В пункте 7 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1 ) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанная норма содержит исчерпывающий перечень документов, обязательных для предоставления заявителями в качестве приложения к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В статье 11.10 ЗК РФ установлены следующие требования.
Так, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве аренды, может быть обеспечена указанным юридическим лицом (пункт 6).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа (пункт 9).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пункт 16).
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 19).
В рассматриваемом случае Кооператив в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ представил в уполномоченный орган все необходимые для принятия решения документы.
Доводов в этой части Территориальное управление не приводило ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.
Позиция Территориального управления со ссылкой на статьи 39.20 и 39.14 ЗК РФ о том, что у заявителя отсутствует право требовать утверждения схемы расположения участков на кадастровом плане, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, противоречащей прямому указанию пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ.
В данном случае Кооператив как арендатор земельного участка подготовил схему расположения земельного участка - 2016/29 по поручению членов Кооператива - собственников жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:21:0000238:6, о чем свидетельствует приложение N 1 к схеме, где имеются подписи всех членов Кооператива о согласовании схемы.
Оценив довод Территориального управления о том, что границы арендованного земельного участка 52:21:0000238:6 пересекают границы земельного участка 52:21:0000238:146, находящегося в аренде у ПАО "МРСК Центра и Приволжья, суд обоснованно не принял его во внимание.
При этом суд учел ответ Управления Росреестра по Нижегородской области (письмо от 10.03.2017 N 11-04580-ИХ/17С), из которого следует, что устранить техническую ошибку, выраженную в пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 52:21:0000238:6 и 52:21:0000238:146 (наложение одного земельного участка на другой), возможно только путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, и утверждения ее Территориальным управлением.
Таким образом, устранение допущенной ошибки, имеющейся в ЕГРН, возможно только при наличии исправленной и утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовку которой и обеспечил Кооператив.
При этом подготовленная Кооперативом схема не исключает из федеральной собственности площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000238:146.
В рассматриваемом случае спор о праве отсутствует, в связи с чем суд апелляционной инстанции признает необоснованной ссылку Территориального управления на пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 52:21:0000238 по образованию тридцати земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000238:6 в измененных границах (СРЗУ - 2016/29) не приведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации и ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" поддержало данный вывод суда.
Следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000238:6.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Территориального управления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Территориальным управлением не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2017 по делу N А43-20474/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20474/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2018 г. N Ф01-1229/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДАЧНЫЙ КООПЕРАТИВ "БАБУШКИНСКИЙ"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственныи имуществом в Нижегородской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрация г. Дзержинска Нижегородской области, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"