г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А56-23195/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Колосовой Ж.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Лужинской В.А.
при участии:
от Главного лесничего Рощинского лесничества-филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области": Коляда К.М. по доверенности от 12.05.2017,
от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области": Коляда К.М. по доверенности от 26.04.2017,
от ответчика: Васинюк Г.О. по доверенности от 20.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29900/2017) Главного лесничего Рощинского лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2017 по делу N А56-23195/2017 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356; Адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н., г. Всеволожск, шоссе Колтушское, д. 138) в лице Главного лесничего Рощинского лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области"
к публичному акционерному обществу энергетики и электрофикации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209; 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 1)
о взыскании ущерба
установил:
Ленинградское областное Государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес") обратилось в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу энергетики и электрофикации "Ленэнерго" (далее - Общество) о взыскании ущерба, нанесенного лесному хозяйству в размере 35 289 руб.
Решением суда от 24.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Главный лесничий Рощинского лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
ПАО энергетики и электрофикации "Ленэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции полагает, что оно подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.02.2017 лесничим Рыбовского сельского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" при проведении планового патрулирования лесных участков выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в самовольном использовании лесного участка в выделах N 5 и 7 квартала 38 названного лесничества на площади 0,05 га.
По факту самовольного использования лесного участка лесничим составлен акт о лесонарушении от 13.02.2017 N 23, а также справка о расчете ущерба от 13.02.2017.
Материалы лесонарушения были направлены в 89 отдел полиции по Выборгскому району Ленинградской области КУСП-607 с целью установления лиц, совершивших данное лесонарушение.
В Рощинское лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес" из 89 отдела полиции по Выборгскому району Ленинградской области по результатам проверки по материалам дела КУСП-607 поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела N 607/173 от 22.02.2017, в котором полицией установлено, что работы по прокладке кабеля на участке лесного фонда проводились ПАО "Ленэнерго". Разрешительных документов (проект освоения лесов, лесная декларация, договор аренды) на проведение работ на участке лесного фонда ПАО "Ленэнерго" не предоставило.
Как следует из справки о размере ущерба к акту о лесонарушении от 13.02.2017 N 23 ущерб, причинённый государственному лесному фонду Российской Федерации, составил 35 289 руб.
Претензионным письмом от 17.03.2017 N 433 Рощинское лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес" потребовало от Общества выплатить сумму указанного ущерба в добровольном порядке.
Так как ущерб, причинённый государственному лесному фонду Российской Федерации, Обществом в добровольном порядке возмещен не был, ЛОГКУ "Ленобллес" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе платности использования лесов.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Факт совершения ПАО "Ленэнерго" противоправных действий, выразившихся в самовольном использовании лесного участка площадью 0,05 га для строительства и эксплуатации линейного объекта - линии электропередачи в квартале 38 выделах 5, 7 Рябовского сельского участкового лесничества Рощинского лесничества, подтверждается актом о нарушении лесного законодательства N 23 от 13.02.2017 года, схемой лесонарушения, постановлением полиции N 607/173 от 22.02.2017 года, а также постановлением Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 13.04.2017 о назначении административного наказания N40360-17/ДЛ в виде штрафа, который ответчиком был оплачен, что подтверждается платежным поручением N 21601 от 26.07.2017.
Проанализировав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел выводу о доказанности указанного факта. В свою очередь, ответчиком доказательств обратного не представлено, равно как и доказательств причинения вреда лесному участку иным лицом.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" физические и юридические лица, причинившие вред окружающей среде вследствие ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 указанной статьи, вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении (пункты 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"),
На основании пункта 2 статьи 100 Лесного Кодекса Российской Федерации, таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ущерб, причиненный лесному хозяйству, рассчитывается на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В Приложении N 4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, в частности в пункте 4 за самовольное использование лесов предусмотрен размер ущерба - пятикратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
ЛОГКУ "Ленобллес" организует исполнение государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Ленинградской области, на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р, Устава Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", утвержденного приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.02.2010 N 4; соответственно имеет право требовать устранения нарушений лесного законодательства, предъявлять иски к нарушителям лесного законодательства и выступает в судах от своего имени.
В соответствии с Лесным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 N 778, Приказом Россельхоза от 16.01.2008 г. N8, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 16.04.2008 N 130-р, администратором поступлений в федеральный бюджет платы за использование лесов на территории Ленинградской области назначено Ленинградской областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области". Администратор доходов бюджета осуществляет взыскание платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно справке о расчете ущерба по акту о лесонарушении N 23 от 13.02.2017 размер ущерба от лесонарушения на участке площадью 0,05 га составил 35 289 руб. 00 коп. Расчет убытков произведен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273. При этом размер убытков определен истцом исходя из ущерба от самовольного использования лесов для строительства линий электропередачи, что составляет 35 289 рублей.
Доказательством того, что указанный лесной участок относятся к хвойным лесам (квартал 38 выдел 5) и к мелколиственным (квартал 38 выдел 7) является таксационное описание Рощинского лесничества Рябовского участкового лесничества (приложение 2). Как следует из лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества Ленинградской области, лесной участок находится в защитных лесах.
Следуя разъяснениям, содержащимся в п.9 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)", недоказанность размера имущественного вреда не является основанием для отказа в применении к причинителю вреда мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Предъявленный ко взысканию размер ущерба ответчик не оспорил, контррасчет не представил, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью определения размера убытков не заявил.
Учитывая вышеуказанные фактические обстоятельства спора, свидетельствующие о неправомерном пользовании ответчиком лесным участком, суд апелляционной инстанции полагает правомерными требования истца о взыскании с ответчика ущерба, нанесенного лесному хозяйству в размере 35 289 руб.
При таких обстоятельствах исковые требования ЛОГКУ "Ленобллес" подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2017 по делу N А56-23195/2017 отменить.
Взыскать с ПАО "Ленэнерго" в пользу Ленинградского областного Государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" 35 289 руб. ущерба.
Взыскать с ПАО "Ленэнерго" в доход федерального бюджета 5 000 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23195/2017
Истец: Главный лесничий Рощинского лесничества - филиала ЛОКГУ "ЛЕНОБЛЛЕС", ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"