Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2018 г. N Ф03-50/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
18 декабря 2017 г. |
А73-9931/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД": Азарниной И.В. представителя по доверенности от 01.07.2016 (срок действия 3 года), Азарнина С.А. представителя по доверенности от 01.07.2016 (срок действия 3 года);
от общества с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора": Азарниной И.В. представителя по доверенности от 02.11.2017 (срок действия 3 года), Азарнина С.А. представителя по доверенности от 02.11.2017 (срок действия 3 года);
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Жбановой Н.В. представителя по доверенности от 09.09.2017 N 09/07 (сроком по 31.12.2018);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 10.10.2017
по делу N А73-9931/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" (ОГРН 1162724059178, ИНН 2721222902)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 N N 36 - 42, оформленного письмом от 29.06.2017 N 02-19/8659,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" (далее - ООО "НПО БИФХИФ Корпорация "Род", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами; Управление; уполномоченный орган) об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 N N 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, оформленного письмом от 29.06.2017 N 02-19/8659.
Решением суда от 10.10.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемое решение Управления признано незаконным с обязанием последнего принять рассматриваемые лесные декларации общества по договору аренды лесного участка N 0776/2011 от 19.01.2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины; Правила N 474), пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 21), часть 1 статьи 26 ЛК РФ, указывает на то, что: использование дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года возможно только при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов; обществом не представлены доказательства полного использования установленного на 2017 год объема изъятия; ссылка суда на разъяснения Минприроды России от 17.11.2016 является неактуальной, поскольку разъяснения были даны во время действия прежних Правил заготовки древесины; документом, в котором приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, является отчет об использовании лесов, лесной декларацией является лишь заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; если рассматривать поданные обществом декларации в счет объемов текущего 2017 года, то с учетом действующих деклараций, вновь заявленный объем существенно превысит допустимый ежегодный объем, предусмотренный договором аренды и проектом освоения лесов (16345 куб. м. вместо установленных 5000 м3); сведения, указанные обществом в декларациях N 36-42, не соответствуют требованиям, в части допустимых объемов заготовки.
В представленном в суд отзыве апелляционную жалобу, общество доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ООО "НПО БИФХИФ Корпорация "Род" поступило ходатайство о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве) на общество с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора" (далее - ООО "Звезда Экватора"), в обоснование которого данное лицо представило: сведения из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.12.2017 в отношении ООО "Звезда Экватора", извлечение из устава ООО "Звезда Экватора", свидетельство о постановке на налоговый учет указанного юридического лица 25.05.2017, передаточные акты от 25.10.2017, 15.01.2017, письмо о начале процедуры реорганизации от 22.07.2016 исх. N 11, письмо об окончании процедуры реорганизации, сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице - ООО "Аркенстон" (выполняющего функции управляющей компании ООО "Звезда Экватора") по состоянию на 01.12.2017.
В судебном заседании представители ООО "НПО БИФХИФ Корпорация "Род" и ООО "Звезда Экватора" поддержали ходатайство о замене стороны по делу.
Представитель Управления против удовлетворения заявленного ходатайства не возражала.
Рассмотрев ходатайство о замене стороны по делу, ознакомившись с представленными доказательствами, руководствуясь статьями 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Шестой арбитражный апелляционный суд определил: ходатайство удовлетворить, произвести замену стороны общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора" (далее - ООО "Звезда Экватора"; общество; заявитель).
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Звезда Экватора" отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Харон-Холдинг" (правопредшественник ООО "НПО БИФХИФ корпорация "Род") заключен договор N 0776/2011 аренды лесного участка, сроком действия до 05.05.2036.
15.03.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" в результате реорганизации в форме слияния ООО "Лесная корпорация "РОД", ООО "ФСК "Харон-Холдинг", ООО "Реликт".
То есть, ООО "НПО БИФХИФ корпорация "Род" является правопреемником ООО "ФСК "Харон-Холдинг" в части прав и обязанностей, в том числе и по договору N 0776/2011 аренды лесного участка.
Проект освоения лесов названного лесного участка, разработанный в 2016 году сроком действия по 31.12.2018, прошел государственную экспертизу и утвержден приказом Управления лесами от 07.11.2016 N 1072П.
Проектом освоения лесов, а также условиями договора аренды предусмотрено, что среднегодовой объем заготовки древесины составляет 34 000 куб. м., из них в хвойном хозяйстве - 24 200 куб. м., в твердолиственном хозяйстве - 1 300 куб. м., в мягколиственном хозяйстве - 8 500 куб. м., в том числе: по сплошным рубкам: в хвойном хозяйстве - 19 200 куб. м.; в мягколиственном хозяйстве - 5 900 куб. м., по выборочным рубкам: в хвойном хозяйстве - 5 000 куб. м.; в твердолиственном хозяйстве - 1 300 куб. м.
26.06.2017 общество представило в Управление лесами декларации от 24.05.2017 N N 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, заявив об использовании лесов для целей заготовки древесины по названному договору аренды; названные декларации представлены с сопроводительным письмом, зарегистрированным в Управлении лесами 26.06.2017, в котором указано, что они поданы в счет недобранного разрешенного изъятия за 2014-2015 на арендуемом лесном участке.
В лесных декларациях от 24.05.2017 N N 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 заявлены выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений в Кур-Урмийском лесничестве Инском учасковом лесничестве в хвойном хозяйстве: по лесной декларации N 36 - в объеме 1806 куб. м. (лесосека N 3 выдела 7 квартала N 45); по лесной декларации N 37 - в объеме 401 куб. м. (лесосека N 4 выдела 13 квартала N 45); по лесной декларации N 38 - в объеме 1033 куб. м. (лесосека N 3 выдела 16 квартала N 31); по лесной декларации N 39 - в объеме 2136 куб. м. (лесосека N 2 выдела 4 квартала N 32); по лесной декларации N 40 - в объеме 1480 куб. м. (лесосека N 4 выдела 1 квартала N 32); по лесной декларации N 41 - в объеме 1430 куб. м. (лесосека N 5 выдела 7 квартала N 15); по лесной декларации N 42 - в объеме 1714 куб. м. (лесосека N 4 выдела 3 квартала N 15).
Заявленный объем заготовки выборочными рубками в хвойном хозяйстве составил 10 000 кубометров.
Письмом от 29.06.2017 N 02-19/8659 Управление лесами отказало обществу в принятии указанных выше лесных деклараций, по причине несоответствия проекту освоения лесов, в части установленных объемов заготовки древесины на участке (подраздел 6.3), с учетом представленных лесных деклараций от 24.05.2017 NN39-42, а также действующих деклараций от 15.12.2016 N14, от 15.02.2017 NN4, 5, 7, 9, от 20.12.2016 N18 и N19, от 23.05.2017 N25 и N 26 общий задекларированной объем заготовки древесины 2017 выборочными рубками в хвойном хозяйстве составляет 16345 м3, в то время как согласно проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка, установленный ежегодный объем заготовки древесины выборочными рубками в хвойном хозяйстве составляет 5000 м3.; здесь же сообщено, что в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины), использование дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, возможно только при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов.
Не согласившись с данным решением Управления, изложенным в форме письма, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам; лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования); недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год; при этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка; объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и последствий этих чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации очагов вредных организмов в расчетную лесосеку не включается.
Порядок, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок N 17) (согласно приложению 1), форма лесной декларации (согласно приложению 2) утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17, и согласно этому Порядку лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов, в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Как видно из материалов дела, основанием для отказа в приеме деклараций послужили выводы Управления лесами о том, что с учетом предоставленных лесных деклараций от 24.05.2017N N 39-42, а также действующих деклараций от 15.12.2016 N 14, от 15.02.2017 N N 4, 5, 7, 9, от 20.12.2016 N 18 и N 19, от 23.05.2017 N 25 и N 26 общий задекларированной объем заготовки древесины 2017 выборочными рубками в хвойном хозяйстве составляет 16345 м3, что является завышенным объемом, поскольку в соответствии с проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка, установленный ежегодный объем заготовки древесины выборочными рубками в хвойном хозяйстве составляет 5000 м3.; при этом Управление лесами указало, что объемы древесины задекларированные в лесных декларациях от 15.12.2016 N14, от 20.12.2016 N18 и N19 не могут учитываться в счет установленного объема 2016 года, так как в соответствии с отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2016 года, заготовка древесины по данным декларациям в 2016 году не производилась.
Из положений договора аренды (условиями аукциона) (п. 4, приложение N 3) следует, что среднегодовой объем заготовки древесины составляет 34 000 кубометров, в том числе выборочными рубками в хвойном хозяйстве - 5 000 кубометров.
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
Проектом освоения лесов данного лесного участка (п. 1.5, п. 6.3) предусмотрены вид и объемы использования лесов, соответствующие заключенному договору аренды.
Согласно отчетам об использовании лесов за период 2014-2015 гг., установленный договором аренды объем заготовки древесины выборочными рубками в хвойном хозяйстве (5000 куб. м + 5000 куб. м = 10000 куб. м) изъят не был. Лесные декларации поданы обществом в пределах вышеуказанного недоиспользованного объема заготовки (10000 куб. м).
Таким образом, доводы Управления лесами о завышении обществом объема заготовки, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы Управления лесами о том, что лесные декларации общества противоречат пункту 9 Правил заготовки, поскольку указанным пунктом прямо предусмотрено право лица, использующего леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, на использование дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, при этом условием, ограничивающим использование дополнительного объема древесины, является полное освоение расчетной лесосеки, установленной для соответствующего лесничества (абзац 4 пункта 9 Правил заготовки древесины).
Как разъяснено Минприроды России в ответе на обращение представителя общества (письмо от 17.11.2016 N 16-50/9048-ОГ), вышеуказанное ограничение обусловлено положением части 4 статьи 29 ЛК РФ, устанавливающим запрет на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
Из абзаца 1 пункта 9 Правил заготовки древесины следует, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам, что соотносится с положениями абзаца 4 этого же пункта и части 4 статьи 29 ЛК РФ.
Таким образом, иные ограничения, которые не взаимоувязаны с требованием части 4 ст. 29 ЛК РФ, являются излишними и надуманными, препятствующими использованию лесного участка в объеме, предусмотренном договором аренды.
На полное освоение расчетной лесосеки Управление лесами не ссылается и доказательств этому факту не приводит.
При этом Управление лесами не оспаривает и факт наличия у общества недоиспользованного объема заготовки по названному договору аренды за период 2014-2015 гг. в заявленном объеме (10 000 куб. м).
В абзаце 2 п. 9 Правил заготовки древесины в качестве условия предоставления недоиспользованного объема заготовки, вопреки доводам Управления, не указано требование об обязательном завершении фактической заготовки за текущий период, подтвержденном отчетами об использовании лесов.
Предусмотренное данной нормой условие о полном использовании установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды лесного участка обществом соблюдено.
Общество, как лесопользователь (арендатор), реализует право на заготовку в соответствии с лесной декларацией, в которой указывается конкретный объем заготовки, заявленный к вырубке, и, соответственно, заявив одной или несколькими декларациями весь текущий объем заготовки, арендатор реализует свое право на данный объем заготовки и может вырубать только этот объем в течении срока действия лесной декларации.
Значит, арендатор вправе заявить недоиспользованный объем заготовки, если с учетом текущего объема (который арендатором заявлен полностью) и дополнительного (ранее недоиспользованного) переруба расчетной лесосеки не будет, таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что при наличии у общества недобранного, установленного договором аренды, объема заготовки за предыдущие три года (2014-2016), ежегодном недоиспользовании расчетной лесосеки по лесничеству и полном использовании обществом права на текущий объем заготовки (за 2017 год), у Управления лесами отсутствовали законные основания для отказа в принятии лесных декларации общества от 24.05.2017 N N 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, Шестым арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2017 года по делу N А73-9931/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9931/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2018 г. N Ф03-50/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края