г. Владивосток |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А51-167/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-7834/2017
на решение от 18.09.2017
судьи Е.В. Карандашовой,
по делу N А51-167/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (ИНН 2511040110, ОГРН 1022500859061, дата гос. регистрации 22.10.2002)
к индивидуальному предпринимателю Биденков Евгений Владимирович (ИНН 253001126520, ОГРН 304253323800021, дата гос. регистрации 21.03.2016)
о взыскании,
при участии:
от ответчика - представитель Столярова М.А. по доверенности от 22.08.2017 сроком действия два года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (далее - истец, МУП "Уссурийск-Водоканал") обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Биденкову Евгению Владимировичу (далее - ответчик, ИП Биденков Е.В.) о взыскании 110 689,30 рублей задолженности по договору от 23.12.2014 N 87 холодного водоснабжения и водоотведения, из которых 99 861,42 рублей задолженность за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ сброшенных сточных вод за период с сентября по октябрь 2016 года, 10 827,88 рублей неустойка за период с 11.10.2016 по 10.05.2017 (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУП "Уссурийск-Водоканал" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Апеллянт считает, что судом неправильно применены нормы материального права; неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; недосказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенном к материалам дела.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.12.2014 г. между МУП "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (организация ВКХ) и ИП Биденковым Е.В. (абонент) заключен договор N 87 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора, организация ВКХ приняла на себя обязательства по отпуску холодной (питьевой) воды и (или) холодной (технической) воды, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, и приему сточных вод, а абонент принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
В обязанности организации ВКХ, согласно условиям договора, входит осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункт 12 договора).
Пунктом 13 договора предусмотрено, что организация ВКХ вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 14 договора, абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Пунктом 32 заключенного договора стороны предусмотрели, что сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установлены для абонента в Приложении N 8 договора.
В силу пункта 33 договора, контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация ВКХ или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
Согласно пункту 36 договора, в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод, абонент подает в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. Декларация разрабатывается абонентом и представляется и организацию ВКХ не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 июля предшествующего года (пункт 37 договора).
В связи с непредставлением ответчиком декларации, представители истца, при участии представителя абонента Олишевского В.Ф., 05.04.2016 на объекте абонента в г. Уссурийске (многофункциональное здание по ул. Суханова д.52) произвели контрольные отборы проб для контроля за качеством сбрасываемых загрязняющих веществ со сточными водами, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 05.04.2016 N N 175 и 176, которые подписаны представителем ответчика с изложением особого мнения.
Протоколом лабораторных исследований от 12.04.2016 N 292 (по многофункциональному зданию по ул. Суханова д. 52 г. Уссурийск, кк-6) установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ.
Протоколом лабораторных исследований от 12.04.2016 N 293 (по многофункциональному зданию по ул. Суханова д. 52, кк-3) установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, утвержденной постановлением Администрации УГО от 24.03.2016 N 766-НПА, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ.
Руководствуясь положениями Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, установленных постановлением Губернатора Приморского края от 22.01.2008 N 7-пг, истец выставил ответчику счета-фактуры: от 30.09.2016 N АБ5-0000143 за сентябрь 2016 года на сумму 108 330,23 рублей; от 31.10.2016 N АБ6 - 0000246 за октябрь 2016 года на сумму 68 544,45 рублей.
В связи с неоплатой выставленных счетов-фактур, истец в адрес ответчика направил претензии от 27.10.2016 N 06-15/1862 и от 28.11.2016 N 06-15/5460, которые оставлены без удовлетворения.
Уклонение от оплаты задолженности за превышение предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ и неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования за просрочку ее уплаты, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения в силу следующих обстоятельств:
Отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 указанных Правил N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 35 Правил N 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (пп. "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644, дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод, все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
В силу пунктов 2 и 3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод, организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: а) отбор проб сточных вод; б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Согласно пунктам 18, 19, 20 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
Согласно пункту 27 Правил контроля, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств (пункт 29 Правил контроля).
Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку (пункт 32 Правил N 525).
В силу пункта 38 Правил контроля, результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 65 Правил N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
Общие требования к отбору проб предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт Вода общие требования к отбору проб", который введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
Пунктом 3.7 ГОСТа 31861-2012 определено, что пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в 5.5, с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в НД.
При этом, если в НД на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом НД.
При нарушении условий транспортирования или хранения, исследование пробы проводить не рекомендуется.
В силу пункта 3.8 ГОСТа 31861-2012, все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
При отборе проб, должны строго соблюдаться требования безопасности, отвечающие действующим нормам и правилам (пункт 3.9. ГОСТа 31861-2012).
Согласно пункту 6.3 ГОСТа 31861-2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Пунктом Г.1.1. приложения Г к указанному ГОСТу 31861-2012 предусмотрено, что емкости для отбора проб должны быть тщательно промыты, чтобы свести к минимуму возможные загрязнения пробы. Тип применяемого для промывки вещества выбирают в зависимости от определяемых показателей и материала емкости.
Таким образом, определенная процедура отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов является обязательной.
В обоснование требований истец ссылается на те обстоятельства, что 05.04.2016 на объекте абонента в г. Уссурийске (многофункциональное здание по ул. Суханова д.52) произведен контрольный отбор проб сточных вод, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N N 175 и 176.
В результате лабораторных исследований (по объекту многофункциональное здание по ул. Суханова д. 52 г. Уссурийск, кк-6) установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ (протоколом лабораторных исследований от 12.04.2016 N 292); по объекту многофункциональное здание по ул. Суханова д. 52, кк-3 установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, утвержденной постановлением Администрации УГО от 24.03.2016 N 766-НПА, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ (протоколом лабораторных исследований от 12.04.2016 N 293).
Возражая против заявленных требований, ответчиком в материалы дела представлено уведомление Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация) Управление по Дальневосточному округу от 20.02.2017 N ДФО-исх./71 (аттестат аккредитации N RA.RU.0001.21 АИ22), из содержания которого следует, что на основании актов отбора проб от 05.04.2016 NN 175, N176 и направлений на лабораторное исследование N N 175/с, N176/с, установлено, что для определения показателей "БПК5", "взвешенные вещества", "ионы аммония", "фосфат-ионы", "железо общее", "АПАВ" в лабораторию доставлялась только одна емкость, объем отобранной пробы 3.0 дм. Требования методик по подготовке и обработке емкостей перед отбором проб не являются универсальными для всех вышеуказанных показателей и не позволяют использовать одну общую емкость.
В связи с выявленными нарушениями процедуры лабораторных исследований, 16.02.2017 МУП "Уссурийск-Водоканал" Управлением Росаккредитации выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 16.04.2017, в том числе об отмене результатов анализа сточных проб ИП Биденкова Е.В. по показателям "взвешенные вещества", "железо", "ионы аммония", "БПК5", указанных в протоколах лабораторных исследований сточных вод от 12.04.2016 N 293, N 292.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 412-ФЗ осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лицом относится к полномочиям национального органа по аккредитации.
Результаты указанной проверки не оспорены в установленном законом порядке, предписание, которое было принято к исполнению МУП "Уссурийск-Водоканал" незаконным в установленном порядке не признано.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что протоколы от 12.04.2016 N 292 и 293 от 12.04.2016, в нарушение пункта 6.3, не содержат сведений о проведении проб в установленные ГОСТ 31861-2012 сроки.
Указанное в свою очередь не позволяет суду рассматривать результаты отбора проб сточных вод в качестве допустимого доказательства, поскольку результаты исследования указанных проб не могут безусловно свидетельствовать о том, что превышение ПДК вредных веществ в таких пробах допущено именно в результате действий ответчика.
Оценив в соответствии со статьями 64, 65, 68, 71, 168 АПК РФ обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства, в том числе акты отбора проб, протоколы лабораторных исследования, установив факты нарушения предусмотренной действующим законодательством процедуры отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов, являющейся обязательной, пришел к обоснованному выводу о недостоверности результатом исследований, признал результаты отбора проб сточных вод (представленные истцом протоколы и заключение от 12.04.2016) не надлежащими и не допустимыми доказательствами по делу.
При этом, составление нового заключения от 14.03.2017 после отмены лабораторных анализов организацией ВКХ путем исключения таких показателей как "взвешенные вещества", "железо", "ионы аммония", "БПК5" правомерно не принято судом во внимание, поскольку истцом изначально был нарушен порядок отбора проб и данные пробы не могут быть применены при исследовании в лаборатории. Возможность внесения изменений в уже составленные протоколы и заключения исследования истец нормативно не обосновал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГОСТ 31861-2012 носит рекомендательный характер и не является обязательным для соблюдения, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку протоколы лабораторных исследований сточных вод от 12.04.2016 N N 292, 293 содержат ссылку на нормативный документ ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб для анализа сточных вод", руководствуясь при отборе проб и исследовании сточных вод ГОСТом 31861-2012, лаборатория действует в рамках требований системы аккредитации.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с законными и обоснованными выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2017 по делу N А51-167/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-167/2017
Истец: МУП "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа
Ответчик: ИП Биденков Евгений Владимирович