г. Саратов |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А06-1803/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 по делу А06-1803/2017 (судья Г.Н. Бочарникова)
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 96)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (129085, г. Москва, пр-кт Мира, д.195, стр.1), Открытое акционерное общество "Проектный институт "Астрахангражданпроект" (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 128),
по заявлению Некоммерческой организации "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения по делу N 20-К-04-16 от 06.12.2016 года, и недействительным предписания N 20-К-04-16 от 06.12.2016 года.
Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения по делу N 20-К-04-16 от 06.12.2016 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 по делу А06-1803/2017 заявленные требования удовлетворены.
Астраханское УФАС России не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт, признав решение антимонопольного органа законным и обоснованным.
В судебном заседании министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Некоммерческая организации "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет своевременно, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФАС России в период с 14.10.2014 года по 12.01.2015 года проведены проверки в отношении федерального автономного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", некоммерческой организации" национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий проверяемых лиц при утверждении (проверке, разработке, распространении и др.) сметных нормативов.
28.04.2015 в УФАС по Астраханской области поступило поручение Федеральной антимонопольной службы о рассмотрении вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции". УФАС по Астраханской области возбуждено производство по делу N 20-К-04-16 о нарушении Открытым акционерным обществом Проектный институт "Астрахангражданпроект", министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в участии в соглашении, ограничивающем доступ хозяйствующих субъектов на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации; разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, участии в данном соглашении, а также создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Правительством Астраханской области принято распоряжение от 22 октября 2014 N 457-Пр "О портале исполнительных органов государственной власти Астраханской области", согласно которому, официальным источником информации о деятельности органов исполнительной власти Астраханской области в информационной сети Интернет является Интернет-портал органов государственной власти Астраханской области. Распоряжением также дано определение портала как совокупности сайтов исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Для идентификации портала в сети "Интернет" используются заголовки "astrobl.ru". Территориальные сметные нормативы, как и индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, утвержденные министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, были размещены на официальном сайте https://minstroy.astrobl.ru/service/smetnye-normativy в формате PDF.
30.09.2016 УФАС по Астраханской области в отсутствие представителей лиц, в отношении которых возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, произведен осмотр интернет - сайта министерства, который подтвердил, что ТСН, утвержденные министерством, на сайте имеются в свободном доступе. УФАС по Астраханской области был сделан вывод о том, что опубликовав территориальные сметные нормативы на Интернет - сайте в формате PDF, заявитель тем самым ограничил доступ третьим лицам к общественно значимой информации, поскольку опубликование документа в формате PDF не позволяет копировать данные, осуществлять поиск отдельных элементов и пользоваться этими документами для составления смет.
Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 08.07.1993 N 114 "Об организации работы по ценообразованию и индексации цен в строительстве на территории г. Астрахани и Астраханской области в 1993 году" институту "Астрахангражданпроект" было поручено организовать оперативную работу по периодическому определению фактических, при накоплении банка данных, прогнозных индексов изменения цен на строительную продукцию, в том числе разработка укрупненных показателей стоимости строительства, накопления банка данных для перехода в 1993 году на составление смет ресурсным методом.
Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 25.07.2000 N 247 "О разработке новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве" функции генерального подрядчика по разработке территориальных сборников (каталогов) сметных цен были возложены на АООТ "Проектный институт "Астрахангражданпроект".
В настоящее время ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" является организацией, преобразованной из государственного предприятия в проектный институт "Астрахангражданпроект" путем выкупа акций физическими лицами в соответствии с законодательством в частную собственность.
В соответствии с Положением о министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 05.03.2005 N 11-П, министерство осуществляет следующие полномочия: устанавливает индексы удорожания строительно-монтажных работ по видам строительства, расчетную стоимость 1 кв. м. площади жилых помещений, расчетный фонд оплаты труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций на территории Астраханской области (п. 2.1.3); устанавливает территориальные и отраслевые сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов на территории Астраханской области (п. 2.1.4).
Между НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" и Открытым акционерным обществом Проектный институт "Астрахангражданпроект" (далее - ОАО ПИ "Астрахангражданпроект") заключен договор от 01.10.2009 N СД-10/2008, согласно которому разработка территориальных сметных нормативов (приведение в соответствие с государственными сметными нормативами) осуществлялась в форме баз данных, извлечения из которых в последующем вносились в Федеральный реестр сметных нормативов. В рамках договора НО "НАСИ" обязывалось оказывать содействие во включение указанной базы данных в Федеральный реестр сметных нормативов, ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" обязывался представить разработанную базу данных на утверждение в установленном порядке в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ. НО "НАСИ" вместе с ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" становилось правообладателем созданной базы данных с территориальными сметными нормативами (далее по тексту - ТСНБ).
Кроме того, между ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" и НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" был заключен на условиях публичной оферты от 31.08.2013 N ТГН-07/2013. Согласно данному договору стороны, являясь правообладателями баз данных ТСНБ ТЕР-2001 Астраханской области, Индексы к ТСНБ ТЕР-2001 Астраханской области, ТССЦ ТСНБ ТЕР-2001 Астраханской области, предоставляют ООО "Госнорматив" простую неисключительную лицензию на использование указанных объектов. При этом ТСНБ ТЕР-2001 представляет собой утвержденную в установленном порядке базу данных ТСН Астраханской области, является производным произведением, неотъемлемой и основной частью которого является база данных, исключительными правами на которую обладает НО "НАСИ".
На основании вышеизложенного, антимонопольным органом сделан вывод, что функции и полномочия министерства в сфере ценообразования в строительстве в настоящее время фактически исполняет хозяйствующий субъект ОАО ПИ "Астрахангражданпроект", что позволило ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" осуществлять деятельность на территории Астраханской области в сфере сметного нормирования и ценообразования, а министерство, ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" и НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" нарушили положения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сменой документации, а также участии в данном соглашении.
По результатам проверок УФАС России по Астраханской области выявлены признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении и участии проверяемых лиц в антиконкурентном соглашении, ограничивающем доступ хозяйствующих субъектов на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию проектно-сментой документации, разработки и реализации проектно - сметной документации.
На основании данной проверки Управлением УФАС по Астраханской области 06.12.2016 года (дело N 20-К-04-16) было вынесено решение о нарушении статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и Некоммерческой организации "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга".
На основании данного решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в отношении министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области было вынесено предписание N 20-К-04-16 от 06.12.2016 г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в участии в соглашении, ограничивающем доступ хозяйствующих субъектов на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации; разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность, произвести следующие действия:
1) опубликовать (разместить) не позднее четырех месяцев со дня получения предписания на официальном сайте заявителя все действующие (актуальные) по состоянию на дату выдачи предписания сметные нормативы (государственные, территориальные, отраслевые, индивидуальные сметные нормативы), подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Опубликование осуществить в соответствии с Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - Требования);
2) осуществлять в дальнейшем опубликование (размещение) вышеуказанных сметных нормативов не позднее семи рабочих дней с даты их включения в Федеральный реестр сметных нормативов, в том числе с учетом соблюдения Требований.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу об отсутствии у Саратовского УФАС России оснований для вывода о наличии антиконкурентного соглашения между указанными лицами.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае установлена совокупность указанных условий.
В соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под соглашением понимается договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.
Для квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в статье 16 Закона о защите конкуренции, установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции. Кроме того, необходимо участие в соглашении (согласованных действиях) специального субъекта - органа публичной власти или осуществляющих функции органов публичной власти организаций. Установленный в статье 16 Закона о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путём соглашения с хозяйствующим субъектом.
Как правильно указал суд первой инстанции, антимонопольный орган обязан доказать как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между соглашениями (действиями) и соответствующими негативными последствиями.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что полномочным органом не представлено доказательств нарушений порядка разработки и утверждения территориальных сметных нормативов Астраханской области, которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению экономических интересов других лиц.
Пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сметные нормативы (федеральные, территориальные, отраслевые, индивидуальные) представляют собой сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемых при определении сметной стоимости строительства.
При этом отношения по контролю и надзору за разработкой проектов сметных нормативов, нормативному и управленческому обеспечению разработки проектов сметных нормативов, не относятся к компетенции антимонопольных органов и не входят в сферу регулирования антимонопольного законодательства по смыслу статей 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Довод антимонопольного органа о том, ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" для разработки ТСН использует базу данных, содержащую государственные сметные нормативы, а не текст государственных территориальных сметные нормативов, утвержденный приказами уполномоченных органов исполнительной власти, является необоснованным, поскольку база данных является объективной формой выражения сметных нормативов, не подлежащей утверждению. При этом правовая природа сметных нормативов как сметных норм, методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов (по сути числовых показателей), используемых при определении сметной стоимости строительства, не изменяется в зависимости от формы их выражения, которая может быть по существу любой - данные на интернет-сайте, публикация в форме сборника, публикация в форме извлечения из базы данных или нормативного акта и т.д.
Согласно пункту 31 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормы - это совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов, установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы - это обобщённое название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники (пункт 2.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05 марта 2004 года N 15/1 (далее - Методика).
Указанные сметные нормы вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, служат основой для определения сметной стоимости строительства. На их основе производится определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2003 года N ВЯ-П10-14161 положения, приведённые в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчётах за выполненные работы.
В соответствии с пунктом 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российский Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение), раздел 11 проектной документации "смета на строительство объектов капитального строительства" разрабатывается в полном объёме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счёт средств соответствующих бюджетов.
Сметная документация составляется в двух уровнях цен: базисном уровне цен и в ценах, сложившихся ко времени её составления.
Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 года (абзац третий пункта 30 Положения).
Составление сметной документации "в ценах, сложившихся ко времени её составления" означает составление сметной документации в текущем уровне цен. При этом стоимость строительства в текущем уровне цен, то есть фактическая стоимость строительства, в соответствии с Методикой рассчитывается путём применения индексов изменения сметной стоимости к сметным нормативам (ценам по состоянию на 01 января 2000 года) (базисно-индексный метод) и/или путём применения средних сметных цен (ресурсный метод).
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утверждённого приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 декабря 2012 года N 75/С, в зависимости от назначения, принадлежности и порядка утверждения сметные нормативы подразделяются на следующие группы:
нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства вне зависимости от места расположения объектов, являющиеся основой для разработки территориальных сметных нормативов (государственные сметные нормативы);
нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия выполнения работ (территориальные сметные нормативы);
нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, учитывающие специфику соответствующей отрасли (отраслевые сметные нормативы);
нормативы, предназначенные для строительства отдельного объекта, разрабатываемые по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, отсутствующим или отличным от технологий, учтённых действующими государственными сметными нормативами (индивидуальные сметные нормативы).
Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 декабря 2012 года N 76/С утверждена классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно указанной классификации сметные нормативы подразделяются на следующие группы:
1. Государственные сметные нормативы.
2. Отраслевые сметные нормативы (сметные нормативы по отраслям и видам
строительства).
3. Территориальные сметные нормативы.
4. Индивидуальные сметные нормативы.
Группа "Территориальные сметные нормативы" включает в себя следующие
подгруппы:
1. Элементные сметные нормативы - включает в себя следующие виды нормативов:
территориальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (обобщённый классификатор норматива - ТССЦ);
территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (обобщённый классификатор норматива - ТСЭМ);
территориальные сметные цены на оборудование (обобщённый классификатор норматива - ТССЦ);
территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства (обобщённый классификатор норматива - ТССЦ);
территориальные единичные расценки на строительство и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальные ремонт оборудования, на пусконаладочные работы (обобщённый классификатор норматива - ТЕР).
2. Группа "Укрупнённые сметные нормативы" - включает в себя следующие
виды нормативов:
укрупнённые нормативы цены строительства (обобщённый классификатор норматива - ТНЦС);
укрупнённые нормативы цены конструктивных решений (обобщённый классификатор норматива - ТНЦКР).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2010 года N 1006 внесены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
В соответствии с указанными изменениями сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включённых в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427, предметом проверки является изучение и оценка расчётов, содержащихся в сметной документации в целях установления их соответствия сметным нормативам, включённым в Федеральный реестр сметных нормативов.
Аналогичное положение содержится в пункте 16 Положения о порядке проведения проверки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счёт средств областного бюджета, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 13 января 2010 года N 4-П.
Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если расчёты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включёнными в Федеральный реестр сметных нормативов (подпункт "б" пункта 22 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427; пункт 20 Положения о порядке проведения проверки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счёт средств областного бюджета, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 13 января 2010 года N 4-П).
Учитывая изложенное, для составления сметной документации на объекты капитального строительства, финансируемые за счёт бюджетных средств, необходимо наличие следующих компонентов:
сметные нормативы;
индексы пересчёта сметной стоимости;
средние сметные цены (текущие цены).
В настоящее время процесс составления сметной документации является автоматизированным, для чего активно используются компьютерные программы по созданию строительной сметной документации. Сметная программа представляет собой многофункциональный "калькулятор", а сметные нормативы используются в качестве наполнения программы. Поскольку сметные нормативы представляют собой объёмные по содержанию документы и, как правило, изначально формируются в форме таблиц, в составе сметных программ эта информация используется в форме электронных баз данных.
Таким образом, сметные нормативы являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и на рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, а сметная программа является дополнительным компонентом для доступа на товарный рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.
В соответствии с пунктом 28 Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2008 года N 44 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности" (далее - порядок), действовавшего с 13 июня 2008 года по 30 марта 2013 года, проекты территориальных сметных нормативов представляются на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а проекты отраслевых сметных нормативов - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, организациями.
После утверждения согласованных с Министерством регионального развития Российской Федерации территориальных или отраслевых сметных нормативов соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти или организация, утвердившие указанные сметные нормативы, направляют в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации уведомление об утверждении сметного норматива с приложением копии документа о его утверждении (пункт 33 порядка).
Реквизиты утверждённых государственных и индивидуальных сметных нормативов, согласованных территориальных и отраслевых сметных нормативов, а также сборников изменений (дополнений) в указанные сметные нормативы вносятся в реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации с присвоением им соответствующего порядкового номера и с указанием даты регистрации (пункт 34 порядка).
Как следует из пунктов 2, 3, 4 Порядков разработки нормативов от 11.04.2008 и от 04.12.2012, разработка проектов сметных нормативов может осуществляться любыми заинтересованными лицами. При этом проекты территориальных сметных нормативов должны соответствовать государственным сметным нормативам, внесенным в Федеральный реестр сметных нормативов, и в последующем, перед их включением в реестр, проверяются уполномоченными государственными органами и организациями (Министерство регионального развития Российской Федерации, Госстрой, Минстрой Российской Федерации, ФАУ ФЦЦС и т.д.).
В соответствии с Порядком разработки нормативов от 11.04.2008 проекты территориальных сметных нормативов до их утверждения подлежали согласованию с Минрегионом России на предмет их соответствия утвержденным в установленном порядке государственным сметным нормативам (п. 27). Проекты территориальных сметных нормативов представлялись на согласование в Минрегион России соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 28).
В соответствии с п. 33 Порядка разработки нормативов после утверждения согласованных с Минрегионом России территориальных сметных нормативов соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти или организация, утвердившие указанные сметные нормативы, направляют в адрес Минрегиона России уведомление об утверждении сметного норматива с приложением копии документа о его утверждении.
Действующий Порядок разработки сметных нормативов от 04.12.2012 содержит аналогичные положения. Вместе с тем, разработанные проекты сметных нормативов представляются в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами (п. 4). Разработку проектов территориальных сметных нормативов Астраханской области осуществляло ОАО ПИ "Астрахангражданпроект".
В целях обеспечения доступа к электронной базе данных, содержащей государственные сметные нормативы в удобном для разработчика формате, с соответствующим программным интерфейсом, правообладателем которой является НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", при разработке проектов территориальных сметных нормативов между ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" и НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" заключены договор N СД-10/2008 от 01.10.2009 и договор на условиях публичной оферты от 31.08.2013 N ТГН-07/2013. Исключительные права на образуемую в последующем базу данных территориальных сметных нормативов принадлежали НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" и ОАО ПИ "Астрахангражданпроект", однако, это не свидетельствует о возникновении у организаций каких-либо прав на первично созданные проекты нормативов или территориальные сметные нормативы. Данное обстоятельство подтверждается положениями самих договоров, порядком их исполнения. При этом государственные сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов, размещены в открытом доступе на сайте Минстроя России и сайте министерства. Таким образом, разработчики проектов территориальных сметных нормативов имели возможность свободного получения государственных сметных нормативов, внесенных в Реестр, для целей обеспечения соответствия указанным нормативам разрабатываемых проектов территориальным сметных нормативов. Исключительное право НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" на базу данных, содержащую территориальные сметные нормативы, не нарушает прав иных хозяйствующих субъектов, не приводит к ограничению конкуренции и не свидетельствует об участии в антиконкурентном соглашении по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) базы данных являются охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных является составным произведением. В соответствии с п.1 ст. 1229 ГК РФ лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.
Таким образом, законом установлена правовая охрана прав автора и иных лиц, обладающих исключительным правом на базу данных.
Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). В данном случае НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" предоставили ООО "Госнорматив" право использования баз данных территориальных сметных нормативов Астраханской области на основании лицензионных договоров от 31.08.2013 N ТГН-07/2013. Заключение лицензионных договоров является одним из установленных законом способом распоряжения правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на базу данных. Лицензионные договоры в данном случае не могут рассматриваться в качестве соглашений, ограничивающих конкуренцию, лишь по причине предоставления прав использования баз данных лицензиату, а не иным лицам, с которыми лицензионные договоры правообладателем не заключались.
В соответствии п. 6 ст. 1260 ГК РФ авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов. В силу п.1 ст. 1334 ГК РФ смежное право изготовителя базы данных не означает наличия прав на материалы, входящие в состав базы данных, и невозможность использования данных материалов иными лицами. В связи с чем вывод антимонопольного органа о возможности получения территориальных сметных нормативов только в составе базы данных не соответствует действительности.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что разработка территориальных сметных нормативов Астраханской области осуществлялась в соответствии с законом, исключительное право НО "НАСИ", Института на базу данных, содержащую территориальные сметные нормативы, не нарушает прав иных хозяйствующих субъектов, не приводит к ограничению конкуренции, не свидетельствует об участии в антиконкурентном соглашении, доступ к информации о сметных нормативах Астраханской области не был ограничен, факт заключения антиконкурентного соглашения не установлен, субъектный состав статьи Закона о защите конкуренции отсутствует, деятельность НО "НАСИ" не могла привести и не привела к ограничению конкуренции (устранению хозяйствующих субъектов с товарного рынка, ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов) на рынках компьютерных сметных программ и проектно-сметной документации.
На товарном рынке сметных программ лидирующее место занимает программный комплекс "ГРАНД-Смета", в составе которого содержится база данных территориальных сметных нормативов Астраханской области, правообладателем которого является ООО "Центр "ГРАНД", что подтверждается доказательствами, приобщаемыми к материалам дела:
* маркетинговым исследованием рынка разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, выполненным Национальным институтом развития РАН;
* отчетом "Института Общественного Мнения Анкетолог" по результатам опроса специалистов сметно-строительной сферы"
Также вышеуказанными письменными доказательствами подтверждается, что помимо программного комплекса "ГРАНД-Смета", при разработке сметной документации используются иные программные комплексы, содержащие базы данных территориальных сметных нормативов.
С учетом изложенных обстоятельств, нельзя сделать вывод об ограничении конкуренции в результате действий именно НО "НАСИ", ООО "Госнорматив", устранении хозяйствующих субъектов с товарного рынка и иных последствиях реализации антиконкурентного соглашения, установленных статьей 16 Закона о защите конкуренции.
Негативные экономические последствия в виде ограничения конкуренции в результате действий НО "НАСИ", ООО "Госнорматив" не могли возникнуть и не возникли на товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметой документации и товарном рынке разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.
Одними из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации, а также размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пунктом 1 приказа Минэкономразвития от 16 ноября 2009 года N 470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" информация должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы.
Она также не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с её содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
То есть информация о деятельности органов государственной власти должна иметь распространённые и открытые форматы и не должна быть зашифрована или защищена иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с ней без дополнительных программных или технологических средств.
Доступ к информации, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информацией или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные постановления, доклады, отчёты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Нормативные правовые и иные акты, а также судебные постановления могут дополнительно размещаться в графическом формате в виде графических образов их оригиналов ("графический формат").
Как установлено судами на основании собранных материалов, территориальные сметные нормативы Астраханской области были размещены в системе Интернет в формате PDF.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что формат PDF доступен пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы, поскольку может быть представлена в доступной для восприятия форме с помощью бесплатных программ Adobe Reader и её аналогов. Все современные веб-браузеры имеют функцию просмотра файлов в формате PDF.
Судом первой инстанции обоснованно не принят довод антимонопольного органа о том, что является ненадлежащим размещение для ознакомления документов в формате PDF с установленной защитой в виде знаков поверх текста, ограничения поиска, копирования содержания и печати.
По мнению антимонопольного органа, изложенному в апелляционной жалобе, указанный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции счёл выводы суда первой инстанции правильными.
Понятие "ознакомление" означает получение сведений, приобретение каких- либо знаний, получение представлений о чём-нибудь, под "использованием" следует понимать употребление чего-либо для какого-либо дела.
Формат PDF (Portable Document Format) представляет собой межплатформенный формат электронных документов, разработанный компанией Adobe Systems, и предназначен для хранения и представления графической и текстовой продукции в электронном виде. При его использовании отсутствуют ограничения к ознакомлению и использованию документов. Для использования формата PDF не требуется соблюдение дополнительных требований к программному обеспечению, нет необходимости скачивания дополнительных программных/технологических средств для их открытия.
Информация, размещённая в указанном формате может быть использована любым заинтересованным лицом без ограничений, в том числе путём преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов (OCR, такие как SMALLPDF, ABBYY FineReader, ReadIRIS Pro и т.п.), дальнейшего поиска по тексту, в том числе поиска путём логических связей, копирования текста, фрагментов текста, в частности, системы скриншот.
Суды пришли к выводу, что копирование и поиск по тексту информации, размещённой в формате PDF, возможны общедоступными средствами.
Суд первой обоснованно указал, что действующее законодательство не установило обязанность размещения информации в том формате, который обеспечивал бы возможность прямого (в смысле отсутствия затрат, без обработки и совершения иных необходимых действий) её помещения в сметные программные комплексы. Разработка программных комплексов является предпринимательской деятельностью, поэтому предполагает расходы на формирование продукта. И соответствующие затраты для целей его обращения на рынке не должны перекладываться на органы государственной власти.
Обоснованно суд первой инстанции не согласился с доводами об ограничении для ознакомления с содержимым документа в виде перекрывающей текст надписи, так как защитные элементы на файле предусмотрены пунктом 6(г) приказа Минэкономразвития от 16 ноября 2009 года N 470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" и не препятствуют ознакомлению с текстом и его прочтению.
Данное утверждение не опровергнуто антимонопольным органом, не оспорены письменные доказательства заявителей НО "НАСИ", в частности, ответ Национального информационно-аналитического института. В данном документе указано, что снятие подобной защиты и/или удаление защитных знаков возможно посредством использования того же сервиса SMALLPDF, ILOVEPDF и пр. программ или онлайн интернет-сервисов при конвертации PDF формата в формат WORD. Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда первой инстанции не опровергают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путём его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Действуя в рамках статей 1233, 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации заявители - хозяйствующие субъекты заключили исследуемый судом лицензионный договор.
При этом факт заключения лицензионного договора не свидетельствует о нарушении сторонами положений статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Заключение лицензионных договоров является одним из установленных законом способов распоряжения правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на базу данных. Лицензионные договоры не рассматриваются в обжалуемом решении антимонопольного органа и не могут рассматриваться с точки зрения положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции в качестве соглашений, ограничивающих конкуренцию, лишь по причине предоставления прав использования баз данных лицензиату, а не иным лицам, с которыми лицензионные договоры правообладателем не заключались.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путём иного подбора или расположения тех же материалов.
В силу пункта 1 статьи 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации смежное право изготовителя базы данных также не означает наличия прав на материалы, входящие в состав базы данных, и невозможность использования данных материалов.
Соответственно, наличие исключительных прав на базу данных не означает наличие прав на материалы, входящие в состав базы данных, и невозможность использования данных материалов другими лицами, невозможность создания других баз данных любыми третьими лицами с использованием того же материала.
Кроме того, по смыслу статей 10, 11 Закона о защите конкуренции, статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации по своему характеру каждый объект интеллектуальной собственности, в том числе база данных, - это уникальный объект, не обладающий аналогами, то есть по смыслу Закона о защите конкуренции не имеющий заменителя и не являющийся товаром (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, исключительное право, возникающее в отношении баз данных как объектов исключительных прав, является по существу законной монополией лица на осуществление любых действий, связанных с использованием или распоряжением принадлежащей ему базой данных как объекта интеллектуальной собственности.
Гражданско-правовой режим баз данных таков, что обладание исключительными правами на базу данных не позволяет правообладателю удерживать иных лиц от создания других баз данных, в том числе из материала, являющегося содержанием базы данных правообладателя.
Следовательно, в силу прямого указания пункта 1 статьи 4, пункта 4 статьи 10, пункта 2 и пункта 9 статьи 11 Закона о защите конкуренции к исключительным правам на базу данных, использованию исключительных прав на базу данных не могут быть применены антимонопольные запреты, в том числе указанные применительно к антиконкурнетным соглашениям в статье 11 и статье 16 Закона о защите конкуренции.
Исключительные права в силу указанных положений закона выведены из-под действия Закона о защите конкуренции, регулирующего оборот товара.
В оспоренном решении антимонопольного органа всесторонне описывается понятие "сметный норматив", раскрывается порядок его изготовления путём заключения лицензионного договора, сфера применения норматива, его значение на соответствующем рынке, порядок опубликования, однако, при этом не уделяется достаточного внимания наличию состава нарушения по статье 16 Закона о защите конкуренции и доказательствам его фиксации.
Не установлена объективная сторона вменённого нарушения. Указания на опубликование в сети "Интернет" территориальных сметных нормативов в формате PDF недостаточно для квалификации нарушения по статье 16 Закона о защите конкуренции. Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции не имеется.
Суды обеих инстанций пришли к заключению, что оспоренное решение не содержит достаточной аргументации со ссылками на надлежащие доказательства в подтверждение заключённого между участниками антиконкурентного соглашения по правилам статьи 16 Закона о защите конкуренции.
По смыслу статьи 16 Закона о защите конкуренции ограничение субъектов нарушения по данной статье органами государственной власти и организациями, осуществляющими функции органов государственной власти, а также исключение из-под её действия организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, обусловлено прежде всего целью предотвращения негативного влияния органов власти или организаций, выполняющих их функции, на конкурентную среду с помощью властных методов воздействия.
При этом в соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции антимонопольные требования, установленные данной нормой, распространяются на организации, осуществляющие функции органов государственной власти лишь в тех случаях, когда такое нарушение было совершено ими непосредственно при осуществлении функций, связанных с осуществлением функций органов государственной власти. В остальных случаях такие организации подлежат рассмотрению в качестве обычных хозяйствующих субъектов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод антимонопольного органа об ограничении конкуренции в результате действий заявителей, выраженных в том, что конечные пользователи могут использовать территориальные смертные нормативы (ТСН), только путём приобретения у них специального программного продукта, который позволяет осуществлять расчёт стоимости строительной продукции и услуг с использованием ТСН.
Указанные последствия не подтверждаются материалами дела в связи с тем, что территориальные сметные нормативы Астраханской области были размещены в различных источниках, в том числе на официальном сайте органа власти, а также были доступны в иных программных комплексах, не принадлежащих заявителям.
Данные обстоятельства не были приняты во внимание антимонопольным органом и не были им опровергнуты в судебном заседании.
В связи с изложенным не соответствует закону и материалам дела вывод антимонопольного органа об ограничении конкуренции в результате действий заявителей, устранении хозяйствующих субъектов с товарного рынка и иных последствий реализации антиконкурентного соглашения, установленных статьёй 16 Закона о защите конкуренции, что также свидетельствует об отсутствии состава по статье 16 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, вывод антимонопольного органа о том, что заключением вышеуказанных договоров между НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" и ОАО ПИ "Астрахангражданпроект" от 31.08.2013 N ТГН-07/2013 заявители ограничивают доступ на рынок по разработке и реализации сметных нормативов и на рынок по созданию компьютерных программ используемых при работе со сметными нормативами также представляется несостоятельным, поскольку сам по себе факт заключения вышеуказанных договоров между заявителями и факт приобретения отдельными хозяйствующими субъектами за плату необходимой им информации и баз данных, не свидетельствует об ограничении доступа на рынок иных хозяйствующих субъектов и невозможности самостоятельного использования хозяйствующим субъектом содержащейся в сборниках информации, так как возможность ознакомления со сборниками территориальных сметных нормативов Астраханской области, как установлено судом, не ограничена. В связи с чем любой хозяйствующий субъект имеет возможность использовать содержащуюся в сборниках информацию для создания своих баз данных и сметных программ.
Кроме того, решение ФАС России от 31 августа 2015 года N 1-16-179/00-22-14, на основании которого было установлено аналогичное соглашение на федеральном уровне и результаты рассмотрения дела, по которому явились основанием для обращения ФАС России к территориальному органу антимонопольной службы о возбуждении дела по аналогичным основаниям, признано недействительным решением Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2016 года по делу N А40-219564/15, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании недействительным оспоренного решения антимонопольного органа и удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 по делу А06-1803/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
М.А.Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1803/2017
Истец: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, НО "Национальная ассоциация ценообразования и стоимостного инжиниринга"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области, Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиринга", ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект", ОАО ПИ "Астрахангражданпроект"