г. Чита |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А19-12880/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Воробьева А.П. (доверенность от 26.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Казачинско-Ленского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2017 года по делу N А19-12880/2017 (суд первой инстанции - Уразаева А.Р.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Казачинско-Ленского муниципального района (ОГРН 1023802527583, ИНН 3828000051, далее - ответчик, администрация) об обязании внести изменения в договоры аренды земельных участков, в части условий и порядка начисления арендных платежей (в раздел 3 договоров аренды земельных участков: от 17.02.2014 N 16; от 26.03.2014 N 27; от 26.03.2014 N 28; от 15.12.2015 N 3; от 10.09.2015 N 1; от 30.09.2014 N 119; от 30.09.2014 N 120; от 30.09.2014 N121; от 12.02.2016 N 3; от 28.12.2015 N 5). Пункты 3.1. вышеуказанных договоров аренды земельных участков изложить в следующей редакции: "Ставка и порядок начисления арендной платы по настоящему договору определяется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации", согласно пункту 36 приложения к Приказу от 04.12.2006 N 396 ставка по Иркутской области составляет 18,52 руб. за 1 га в год". Пункты 3.4. договоров аренды земельных участков изложить в следующей редакции: "Индексация размера ставки арендной платы за земельные участки, осуществляется один раз в год до начала очередного финансового года на величину, равную прогнозируемому уровню инфляции, предусмотренному в федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год. Одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы на очередной год производится в случае, если она была проиндексирована в соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396, при условии письменного уведомления об этом арендатора. Условия пунктов 3.1. и 3.4. распространяют действие на отношения сторон, возникшие до его заключения (с 01 апреля 2015 года - для договоров N 16, N 27, N 28, N 119, N 120, N 121; с 10 сентября 2015 - для договора N 1, с 15 декабря 2015 - для договора N 3; с 28 декабря 2015 - для договора N 5; с 12 февраля 2016 - для договора N 3). Арендная плата подлежит перерасчету согласно методике расчета и ставкам арендной платы, установленным Приказом Министерства экономического развития России от 04.12.2006 N396"; а также истец просил взыскать излишне уплаченные денежные средства в размере 1 166 488 руб. 96 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 260 711 руб. 16 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратура Казачинско-Ленского района Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2017 года по делу N А19-12880/2017 исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Казачинско-Ленского муниципального района в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договоры аренды земельных участков, в части условий и порядка начисления арендных платежей (в раздел 3 договоров аренды земельных участков: от 17.02.2014 N 16; от 26.03.2014 N 27; от 26.03.2014 N 28; от 15.12.2015 N 3; от 10.09.2015 N 1; от 30.09.2014 N 119; от 30.09.2014 N 120; от 30.09.2014 N121; от 12.02.2016 N 3; от 28.12.2015 N 5).
Пункты 3.1. вышеуказанных договоров аренды земельных участков изложить в следующей редакции: "Ставка и порядок начисления арендной платы по настоящему договору определяется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации", согласно пункту 36 приложения к Приказу от 04.12.2006 N 396 ставка по Иркутской области составляет 18,52 руб. за 1 га в год".
Пункты 3.4. договоров аренды земельных участков изложить в следующей редакции: "Индексация размера ставки арендной платы за земельные участки, осуществляется один раз в год до начала очередного финансового года на величину, равную прогнозируемому уровню инфляции, предусмотренному в федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год.
Одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы на очередной год производится в случае, если она была проиндексирована в соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396, при условии письменного уведомления об этом арендатора.
Условия пунктов 3.1. и 3.4. распространяют действие на отношения сторон, возникшие до его заключения (с 01 апреля 2015 года - для договоров N 16, N 27, N 28, N 119, N 120, N 121; с 10 сентября 2015 - для договора N 1, с 15 декабря 2015 - для договора N 3; с 28 декабря 2015 - для договора N 5; с 12 февраля 2016 - для договора N 3). Арендная плата подлежит перерасчету согласно методике расчета и ставкам арендной платы, установленным Приказом Министерства экономического развития России от 04.12.2006 N396".
С администрации Казачинско-Ленского муниципального района в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана задолженность в размере 1 427 200 руб. 12 коп., в том числе: 1 166 488 руб. 96 коп - неосновательное обогащение; 260 711 руб. 16 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 272 руб.
Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что суд первой инстанции не учел и не разграничил спорные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и не общего пользования, а также не принял во внимание контррасчет ответчика.
Судом первой инстанции не установлено наличие оснований для применения положений статьи 395 ГК РФ.
Заявитель жалобы также указывает на участие в деле ненадлежащего ответчика. Кроме того, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку истцом требования о взыскании неосновательного обогащения не заявлялось, как и незаконно, как полагает ответчик, взыскание с него судебных расходов по уплате истцом государственной пошлины.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 24.11.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация Казачинско-Ленского муниципального района, прокуратура Казачинско-Ленского района Иркутской области, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 308 ОАО "Российские железные дороги" осуществляет реконструкцию Байкало-Амурской магистрали. Согласно федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" программа реализуется за счет средств бюджета РФ.
В целях реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали между ОАО "РЖД" и муниципальным образованием "Казачинско-Ленский район" заключены следующие договоры аренды земельных участков.
17.02.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 16, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:07:030102:860, общей площадью 123183 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, территория бывшего поселка Гранитный, для размещения вахтового поселка, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 16 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 123 183*49,33*0,3%х1=18 230 руб. в год.
26.03.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 27, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:07:030102:862, общей площадью 31080 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, территория бывшего поселка Гранитный, для размещения ЛЭП-ВЛ 35 кВ, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 16 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 31080*440,43*1,5%x1=205 328 руб. 50 коп. в год.
26.03.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 28, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:07:030102:861, общей площадью 15415 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, территория бывшего поселка Гранитный, для размещения автодороги, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 16 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 15415*440,43*1,5%x1=101 838 руб. 40 коп. в год.
15.12.2015 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 38:07:030103:435, общей площадью 3091 кв.м., по титулу "Строительство второго пути на перегоне Улькан-Умбелла", расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, разрешенное использование: Железнодорожный транспорт, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 3 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 3091*99,75*1,5%х3х1,055=14 637 руб. 84 коп. в год.
10.09.2015 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 38:07:030103:434, общей площадью 13 315 кв.м., по титулу "Строительство второго пути на перегоне Улькан-Умбелла", расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, разрешенное использование: Железнодорожный транспорт, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 13 3151*99,75*1,5%х3х1,055=63 054 руб. 93 коп. в год.
30.09.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 119, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 38:07:030101:1376, общей площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, 920 км ПК2-ПК-4 железной дороги, для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, ж/д вокзалов, ж/д станций, устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов ж/д транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 119 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 1300*99,75*1,5%х2,5=4 862 руб. 80 коп. в год.
30.09.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 120, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 38:07:030101:1378, общей площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, 918 км +ПК7 железной дороги, для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, ж/д вокзалов, ж/д станций, устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов ж/д транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 120 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 200*99,75*1,5%х2,5=748 руб. 12 коп. в год.
30.09.2014 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 121, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 38:07:030101:1377, общей площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, 921 км +ПК3 - ПК4 железной дороги, для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, ж/д вокзалов, ж/д станций, устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов ж/д транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 21 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 1100*99,75х1,5%х2,5=4 114 руб. 69 коп. в год.
12.02.2016 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 3 года земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под строительство второго пути на перегоне Небель-Марикта ВСЖД, расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, перегон Небель-Марикта ВСЖД:
с кадастровым номером 38:07:020103:2410, площадью 56 кв.м., с кадастровым номером 38:07:020103:2412, площадью 1015 кв.м., с кадастровым номером 38:07:020103:2415, площадью 78 кв.м.,
в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 3 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 1149х14,89х1,5%х3*1,055х1,064 =864 руб. 21 коп. в год.
28.12.2015 года между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 3 года земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под строительство второго пути на перегоне Небель-Марикта ВСЖД, расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, перегон Небель-Марикта ВСЖД:
с кадастровым номером 38:07:000000:897, площадью 35 кв.м., с кадастровым номером 38:07:000000:905, площадью 200 кв.м.,
в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка N 5 размер арендной платы составляет 15% от кадастровой стоимости с учетом коэффициента и индекса инфляции: 235*14,89*1,5%х3х1,055х=166 руб. 12 коп. в год.
Истец полагает, что вышеуказанные договоры содержат условия об оплате арендных платежей, противоречащие нормам действующего законодательства; арендодателем применены коэффициенты, утвержденные Постановлением Администрации Казачинско- Ленского района от 17.07.2015 N 224.
По утверждению истца, в рассматриваемом случае должны применяться ставки арендной платы, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
ОАО "РЖД" неоднократно направлялись в Администрацию Казачинско-Ленского района требования о перерасчете платежей, возврате излишне оплаченных сумм и о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (от 06.08.2015 N 1494/ВсибДКРС, от 07.06.2016 N 1929/ ВсибДКРС, от 08.08.2016 N 2771/ ВсибДКРС, от 01.09.2016 N 3132/ ВсибДКРС, от 17.03.2017 N 932/ ВсибДКРС).
Письмами ответчика от 18.07.2016 N 1892, от 25.082016 N 754 в пересчете арендной платы и в изменении условий договоров отказано.
ОАО "РЖД" в Министерство имущественных отношений Иркутской области направлялось обращение от 07.06.2016 N 1929/ВсибДКРС о разъяснении порядка начисления арендных платежей. Письмом от 24.07.2016 N 51-35-9667/6 Администрация Иркутской области сообщила, что надзор за исполнением законов органов местного самоуправления на территории Российской Федерации осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Также ОАО "РЖД" в Прокуратуру Иркутской области 14.10.2016 N 3918/ ВсибДКРС направлялось обращение о проверки законности начисления муниципальным образованием арендных платежей за аренду земельных участков. Прокуратурой в адрес главы района вынесено предписание от 28.12.2016 N 07-21 (а)-1729-16 "Об устранении нарушений законодательства о землепользовании". Используемый муниципальным образованием порядок начисления арендной платы, по мнению прокурора, противоречит нормам действующего законодательства.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 1465/ ВсибДКРС от 24.04.2017 о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 1 182 647 руб. 10 коп. по договорам аренды земельных участков и о внесении изменений в указанные договоры, в части условий и порядка начисления арендных платежей.
Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие Федерального закона от 26.06.2014 N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении и договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского законодательства Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать внесения ее в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу ФЗ N 171 -ФЗ только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае расчет арендной платы произведен в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601 пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", арендная плата установлена в размере земельного налога с учетом уровня инфляции и экономически обоснованного коэффициента, для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и предоставленных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то есть для объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта уже расположенных на данных земельных участках.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, договоры аренды земельных участков N 119, N 120, N 121 от 30.09.2014 г., N 1 от 10.09.2015 г., N 3 от 15.12.2015 г., N 5 от 28.12.2015 г, N 3 от 12.02.2016 г. заключены в целях строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта.
Договоры аренды земельных участков N 27 от 26.03.2014 г., N 28 от 26.03.2014 г., N 16 от 17.02.2014 г. заключены также в целях строительства объекта железнодорожного транспорта "Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги" (далее - Тоннель). Договор аренды земельного участка N 27 заключен для размещения ЛЭП-ВЛ 35 кВ, договор N 28 - для размещения автодороги, а N 16 - для размещения вахтового поселка. При этом и линия электропередачи, и автодорога, и вахтовый поселок предусмотрены положительным заключением государственной экспертизы на проектную документацию строительства Тоннеля от 05.12.2014 г. N1528-14/ГГЭ-9384/04 и необходимы ОАО "РЖД" именно для осуществления строительства объекта железнодорожного транспорта.
Так, в подготовительный период строительства 5 разделом Проектной документации 447-313-ПОС.5 "Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда - Дабан Восточно-Сибирской железной дороги" предусмотрено строительство вахтового посёлка, сетей электроснабжения, автодорог.
Вахтовый поселок строителей включает в себя весь комплекс зданий, сооружений и обустройств, обеспечивающих нормальный процесс строительного производства в подземных выработках и на поверхности. На базовой площадке размещаются медицинский пункт и подразделение военизированной горноспасательной службы, в соответствии с требованиями ПБ 03-428-02 "Правил безопасности при строительстве подземных сооружений". Вахтовый поселок располагается на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области, в границах дополнительного выделенного землеотвода, на месте бывшего рабочего поселка Гранитный, временно созданного в 80-х годах для строительства ныне действующего Байкальского тоннеля.
То есть, на земельном участке, арендованном у Администрации Казачинско- Ленского муниципального района по договору аренды N 16 от 17.02.2014 г., расположен вахтовый поселок, предусмотренный правилами безопасности при строительстве, проектной документацией строительства Тоннеля и необходимый для административного, медицинского и социально-бытового обслуживания строителей.
Таким образом, указанные объекты, а именно ЛЭП-ВЛ 35 кВ, автодорога, вахтовый поселок являются технологическим условием строительства тоннеля, возможность строительства тоннеля без вышеуказанных объектов и в другом месте отсутствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, все десять спорных договоров аренды заключены в целях строительства и реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, кроме того, истец является субъектом естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что при определении размера арендной платы в рассматриваемых договорах аренды земельных участков должны применяться положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ (объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчёту, утверждёнными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" были утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 в Иркутской области ставка арендной платы составила 18,52 руб. за 1 га в год.
Таким образом, ОАО "РЖД" осуществлена переплата суммы арендной платы за период с 01.04.2015 по 31.12.2017 в размере 1 166 488 руб. 96 коп., из которых:
- 19 192 руб. 81 коп. по договору аренды земельного участка N 119 от 30.09.2014;
- 2 952 руб. 73 коп. по договору аренды земельного участка N 120 от 30.09.2014;
- 16 240 руб. 06 коп. по договору аренды земельного участка N 121 от 30.09.2014;
- 10 655 руб. 74 коп. по договору аренды земельного участка N 3 от 12.02.2016;
- 32 409 руб. 17 коп. по договору аренды земельного участка N 3 от 15.12.2015;
- 358 руб. 93 коп. по договору аренды земельного участка N 5 от 28.12.2015;
- 156 036 руб. 17 коп. по договору аренды земельного участка N 1 от 10.09.2015;
- 517 308 руб. 96 коп. по договору аренды земельного участка N 27 от 26.03.2014;
- 287 161 руб. 81 коп. по договору аренды земельного участка N 28 от 26.03.2014;
- 124 172 руб. 58 коп. по договору аренды земельного участка N 16 от 17.02.2014.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
Ссылка ответчика на контррасчет, представленный с возражениями от 08.08.2017 (т.2 л.д.56), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанный контррасчет составлен вопреки положениям приказа Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Учитывая, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть выше ставок, установленных Правительством РФ N 82 от 16.07.2009, переплата без надлежащего правового основания по рассматриваемым договорам за период использования земельных участков в размере 1 166 488 руб. 96 коп. является неосновательным обогащением и подлежит взысканию в пользу истца.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований несостоятелен, поскольку в силу
Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно ст. 148 ГПК РФ или ст. 133 АПК РФ, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора. По смыслу ч. 1 ст. 196 ГПК РФ или ч. 1 ст. 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8094/13).
В этой связи суд первой инстанции в пределах предоставленных ему полномочий правомерно переквалифицировал требования истца на взыскание неосновательного обогащения.
Довод ответчика относительно того, что ответчик является ненадлежащим, судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен с учетом того, что структурные подразделения ответчика являются отраслевыми функциональными органами Администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Также истец начислил ответчику проценты в соответствии со статьей 395 ГК РФ с учетом средних ставок банковского процента и ключевой ставки Банка России, действующих в соответствующие периоды в сумме 260 711 руб. 16 коп. за период с 01.04.2015 по 11.10.2017.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В связи чем судом отклоняется довод апеллянта об отсутствии оснований для применения положений статьи 395 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.06.2015 по 31.07.2016) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В период до 01.06.2015 размер процентов определялся существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
С 01.08.2016 размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
На основании изложенного, истец имеет право требовать оплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.04.2015 (после вступления в действие пп.2 статьи 49 Земельного кодекса РФ) по 11.10.2017 (дата принятия решения).
Расчет процентов судом проверен, признан верным, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут, контррасчет не представлен. При этом судом первой инстанции отклонен довод ответчика о неверном начислении процентов по 31.12.2017, поскольку истцом был представлен уточненный расчет процентов.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации истцом правомерно начислены проценты с 01.04.2015, а не с 01.01.2017, как утверждает ответчик, так как о неосновательности получения денежных средств ответчику должно было быть известно с момента вступления в силу соответствующих изменений в статью 49 Земельного кодекса РФ.
При данных обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 260 711 руб. 16 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленном размере в соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также обоснованно и подлежит удовлетворению требование истца о внесении изменений в договоры аренды земельных участков, в части условий и порядка начисления арендных платежей (в раздел 3 договоров аренды земельных участков: от 17.02.2014 г. N 16; от 26.03.2014 г. N 27; от 26.03.2014 г. N 28; от 15.12.2015 г. N 3; от 10.09.2015 г. N 1; от 30.09.2014 г. N 119; от 30.09.2014 г. N 120; от 30.09.2014 г. N121; от 12.02.2016 г. N 3; от 28.12.2015 г. N 5).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.01.2010 г. N 11487/09, в случаях, когда согласно условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в результате принятия уполномоченными органами нормативных актов, изменение размера арендной платы вследствие принятия соответствующими органами таких актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Согласно пункту 3.4 вышеуказанных договоров аренды арендная плата за использование земельного участка ежегодно изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на уровень инфляции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, либо в случае изменения налоговых ставок, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок.
Воспользовавшись своим правом, истец обратился к ответчику с соответствующим предложением о внесении изменений в договоры аренды земельных участков.
Между тем у ответчика отсутствовали основания отказывать во внесении изменений в договоры аренды, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также право собственности на которые не разграничено, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Таким образом, требование истца в части внесения изменений в договоры аренды земельных участков, касающиеся условий и порядка начисления арендных платежей, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку условия спорных договоров, касающиеся размера и условия внесения арендной платы, противоречат пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
В данном случае ставки арендной платы должны определяться в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, согласно пункту 36 приложения к Приказу от 04.12.2006 N 396 ставка по Иркутской области составляет 18,52 руб. за 1 га в год", при этом ставки арендной платы применяются с учетом их ежегодной индексации.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
При таких обстоятельствах, с учетом удовлетворения требования истца об обязании ответчика внести изменения в раздел 3 договоров аренды земельных участков (размер и условия внесения арендной платы), суд первой инстанции правомерно установить ответчику срок исполнения решения - 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Довод ответчика об отсутствии возможности для подготовки возражений на уточненные исковые требования ОАО "РЖД" судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный, поскольку истец в судебном заседании уточнил заявленные требования путем уменьшения (а не увеличении) их размера (исковые требования были уменьшены: пересчитана излишне оплаченная арендная плата, а также произведен перерасчет процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ на дату вынесения судебного решения. В остальной части иск остался в неизменном виде). Следовательно, нельзя признать, что в данном случае судом не было обеспечено право ответчика знать о выдвинутых против него требованиях, а также имелась объективная невозможность представления возражений против иска и подтверждающих эти возражения доказательства.
Более того, истец в порядке абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ представил суду апелляционной инстанции вместе с отзывом на жалобу доказательства направления уточненных требований ответчику 10.10.2017.
Довод ответчика о незаконности решения суда первой инстанции в части взыскания с него судебных расходов по уплате истцом государственной пошлины в связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению, поскольку судом взыскана не государственная пошлина, а судебные расходы истца по результатам рассмотрения настоящего спора в порядке статьи 110 АПК РФ. В данном случае суд возлагает на администрацию обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
То обстоятельство, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2017 года по делу N А19-12880/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12880/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф02-1481/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Администрация Казачинско-Ленского муниципального района
Третье лицо: Прокуратура Казачинско-Ленского района Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1481/18
01.03.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1023/18
22.12.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6636/17
18.10.2017 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12880/17